Алем в исламской архитектуре

10 исламских мест Казахстана

Для каждого человека есть определённые места, где его душа успокаивается и обретает гармонию с самим собой и нашим Создателем, так называемые «места силы». Именно здесь человек чувствует прилив сил, его душа обновляется, а сердце наполняется покоем. Есть такие священные места и в Казахстане, которые считает посетить своим долгом каждый местный мусульманин. О том, что это за места, чем они известны и как до них добраться, читайте в подборке Ислам Сегодня.

1. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави

Ходжа Ахмед Ясави был великим учёным тюркских народов, поэтом, философом и проповедником, жившим в древнем Туркестане, который в те годы назывался Ясса. В своих проповедях он призывал мусульман к терпению и порицал привязанность к мирским благам. После смерти Ясави вокруг почитаемого места возник целый ряд построек, связанных с именем просветителя. Сам мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведён в эпоху тимуридов.

Мемориал, ставший местом паломничества ещё в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи особо почитается и считается одним из самых значимых просветителей и приверженцев Ислама. Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) — яркий образец архитектуры тимуридского времени. По своим масштабам мавзолей Ахмеда Ясави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Ясси приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Находится в городе Туркестан.

2. Мавзолей Арыстан-Баба, ХII в.

По легендам, прожив сотни лет, Арыстан-Баба изучил основы тридцати трех религий и, признав верным ислам, стал одним из самых верных сподвижников самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Прославившись смелостью в битвах за веру, он получил свое прозвище — Лев (Арыстан). Направляясь в Туркестан, паломник обязательно сделает крюк через мавзолей учителя и духовного наставника Ахмеда Ясави Арыстан-Баба. Мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного проповедника Арыстанбаба представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

Интересно, как появился сам памятник. По местной легенде, когда по приказу Тимура стали возводить стены туркестанского мавзолея, их снесла сильная буря. После вторичного возведения история повторилась. Тогда явившийся во сне Тимуру старец пояснил: сначала надо возвести мазар учителю и наставнику Ахмеда Арыстан-Бабу. Эмир Тимур так и поступил. Главная же легендарная миссия Арыстан-Баба заключалась в передаче аманата — тайного порученобязательства и благословения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) будущему подвижнику и святому Ахмеду Ясави. Арыстан-Баб вызвался выполнить завещание Пророка и передать сладкий плод (по разным данным — хурму, сушёный финик или инжир) мусульманину Ахмеду, который родится через 400 лет. Получив его, он сразу же отправился странствовать. Чтобы не потерять заветный плод, хранил его во рту, под языком. Спустя 400 лет в окрестностях древнего Отырара у берегов Сырдарьи он отдал его 11-летнему мальчику, пожелавшему стать учеником старца и потребовавшему у него то, что лежит у того под языком. Это и был будущий великий проповедник Ахмед Ясави, распространивший Ислам среди кочевых тюркских народов. Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Вероятно, тогда же был заложен мавзолей. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было сооружено новое, которое, как и сайрамские мавзолеи, несколько раз перестраивалось и реставрировалось. Сегодня этот памятник XII-XX вв. является вторым по значимости памятником истории и архитектуры Южного Казахстана после мавзолея Ясави и одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют Центр паломничества и гостиница. Возле мавзолея находится колодец с очень солёной водой, которая обладает исцеляющими свойствами. Где находится: в 150 километрах от города Шымкента, недалеко от городища Отырар.

3. Подземная мечеть Бекет-Ата

Подземная мечеть Бекет-Ата занимает особое положение в мусульманском мире. Круглый год сюда стекаются паломники, чтобы обрести покой души и приблизиться ко Всевышнему. Бекет-Ата известен в мусульманском мире как целитель, как человек, знающий законы физики, математики, астрономии. По преданию жил Бекет-Ата родился в 1750 г. вблизи поселка Кульсары Атырауской области. Получил образование юноша в далёкой Хиве, в медресе. А достигнув возраста 40 лет принял решение обучать грамоте детей. По возвращению, после учёбы, он построил четыре мечети: первая в Кульсарах – её называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья – в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвёртая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат – семь. В них прекрасная акустика. Построенная им подземная мечеть в Огланды стала научным центром, обсерваторией под открытым небом. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-Ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью. Умер Бекет-Ата в возрасте 63 лет и похоронен в подземной мечети в местности Огланды на Мангистау. Некрополь Бекет-Ата – духовный, исторический и архитектурный памятник казахского народа.

4. Жаркентская мечеть

Мечеть была построена в 1895 году на деньги, собранные с переселенцев. За всё время своего существования она претерпела существенные изменения по сравнению с первоначальным проектом и несколько раз была на грани разрушения. В 1965 году мечеть устояла при сильнейшем урагане, что удивительно, ведь по преданию она строилась без единого гвоздя. В 1970-х годах от сноса её спас Динмухамед Кунаев. На сегодняшний день Жаркентская мечеть – это один из действительно уникальных памятников, соединивших в своей архитектуре традиционные элементы разных народов Средней Азии. Находится мечеть в городе Жаркент.

5. Мавзолей Ибрагим-Ата

Ещё одно историческое исламское сооружение, куда на поклонение приходили мусульмане ещё в средние века. С момента постройки мавзолей несколько раз разрушался и вновь восстанавливался. Этот мавзолей тоже связан с именем Ясави – здесь похоронен его отец, шейх Ибрагим. В сохранившихся сказаниях говорится о том, что он проповедовал Ислам. Своими благими деяниями он заслужил славу просветителя, получил широкую известность и почёт. Любой желающий сегодня может посетить мавзолей, расположенный на месте крупного центра исламской жизни в Средневековье, а сегодня – селе Сайрам Южно-Казахстанской области.

6. Мавзолей Баба Тукти Шашты Азиз

Посвящен ещё одному святому, Баба Тукти Шашты Азиз. Согласно легендам, он был одним из первых, кто активно способствовал распространению Ислама на территории современного Казахстана. И делал он это мирным путём, с помощью своих благих поступков и красноречия. Он также лечил людей и помогал всем страждущим. Вот почему и сегодня его мавзолей до сих пор почитается и значится одним из обязательных мест посещения. Находится рядом с аулом Кумкент Южно-Казахстанской области.

7. Мавзолей Машхур Жусуп Копеева

Машхур Жусуп Копеев – ещё одна историческая личность, оказавшая большое влияние на духовное, нравственное и религиозное становление общества в начале XX-го века. Он был не только исламским просветителем, но и поэтом, и этнографом. По слухам, он сам заранее выбрал место, где попросил установить ему мазар. Мавзолей объединяет в себе как исламские традиции, так и древнетюркские, и это делает могилу своего рода уникальным историческим местом. К мавзолею ведет лестница из 73-х ступеней: ровно столько прожил Копеев. Мавзолей можно посетить, отправившись в Баянаул, что неподалеку от Павлодара.

8. Мавзолей Хорасан-Ата

Мавзолей был создан в память о батыре Хорасан-Ата, который всю жизнь посвятил просвещению народа и распространению Ислама и представляет собой уменьшенную копию священной Каабы. Во сне ему приснилась Кааба, и там, куда упала её тень, и построили мавзолей. Расположен он в Жанакорганском районе Кызылординской области.

9. Комплекс Тектурмас

Неизвестно, кто спроектировал и построил этот мазар, но исторически мавзолей считается местом захоронения Султана Махмуд-хана – сына имама, который внёс большой вклад в распространение Ислама. Одним из его талантов было лечение людей, и этот навык позволил ему получить большую известность среди населения. Первоначальный мавзолей был разрушен в 1935 году и лишь в наше время заново отстроен. Комплекс высится на правом берегу реки Талас на вершине холма Тектурмас в городе Тараз.

10. Мечеть Кунанбая Ускенбаева

Мечеть была построена Кунанбаем Ускенбаевым, отцом Абая – главой каркалинских казахов, судьёй и примерным мусульманином. На строительство мечети он выделил свои собственные деньги, как и на постройку медресе, где многие дети смогли бы получить религиозное образование. В 1853 году мечеть была открыта для посещения мусульман, однако в советское время частично была разрушена и применялась не по назначению: одно время здесь даже расположилась конюшня… Сегодня же она отреставрирована и всё также принимает под свой кров верующих.

Ильмира Гафиятуллина / Ислам сегодня

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура ислама

Распространение ислама в истории Ближнего Востока и юго — западной Европы означало большой политический перелом. Религиозная идеология мусульманских верований поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, дворцы нового типа для калифов и знати, а также школы — медресе и мавзолеи. Медресе часто бывала соединена с мечетью.

Для строительных работ чаще всего использовались следующие виды материалов:

В исламской архитектуре конструктивные решения не всегда отличались последовательностью. Декоративные элементы для украшения сводов зачастую были гипсовыми. При создании крупных пространств большое значение приобретала колонна с очень стройным стволом.

На колонну опирались арки различных форм — в виде подковы, гирлянды, остроконечные, тудоровые, персидские, драпированные и многие другие.

Купол здания обычно делали высоким, но встречались и низкие, ребристые и в виде луковицы. Иногда они состояли из двух оболочек, где внутренняя часть была украшена мелкими сводообразными формами, образующими некоторое подобие сталактитов.

Декор стен также был весьма разнообразным. Для их украшения использовались растительные и геометрические орнаменты, а также выразительные по своим очертаниям надписи на арабском языке.

Исламская архитектура изначально не имела собственных художественных традиций, поэтому искусство в завоеванных странах было ориентировано на традиции местного населения.

Богатство дворов правителей притягивало художников, и каждый старался проявить свой талант во всей красе, чтобы получать щедрое вознаграждение от правителя. При дворах калифов в Дамаске, а позднее в Багдаде работали художники из Персии и Византии. Они выполняли работы в близком им стиле, которому они учились ранее.

Крупнейшая в Европе соборная мечеть в Москве

Типы сооружений

Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. Все пространство мечети делится на две части, и состоит из просторного двора с колодцем, предназначенным для ритуальных омовений и из помещений для сотворения молитвы.

Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает здание молельни в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн. В стене обязательно есть специально устроенная ниша — михраб, где хранится главная священная книга мусульман — Коран. Для чтения Корана оборудована деревянная или каменная кафедра.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Испании

В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое строение прямоугольной формы. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве.

Минареты — это стройные башни с галереями, которые могут иметь форму призмы или цилиндра. Причем, призматическая форма минаретов более характерна для Марокко и Испании, а цилиндрическая — для Турции и Персии. Ученые предполагают, что в основе выбора экстерьера минаретов лежит колокольня, потому что сооружение выполняет аналогичные функции оповещения верующих.

Минарет Калян в Бухаре

В Иерусалиме есть мечеть, которая возникла в результате перестройки христианского храма времен Юстиниана на том же месте, где когда — то стоял храм Соломона. В плане центричное здание имеет форму восьмиугольника.

Купол Скалы и мечеть Аль — Акса, которая была построена в конце VII века в Иерусалиме на месте разрушенного храма.

Строятся также многочисленные усыпальницы для правителей и вельмож — величественные и богато украшенные мавзолеи. Одним из самых выдающихся сооружений данного типа является мавзолей Тадж — Махал в Агре ( Индия).

Мавзолей в Агре был построен в конце XVII века, и в настоящий момент он не имеет себе равных по размерам и великолепию на территории всей Азии. Сооружение располагается на территории длиной 300 метров и шириной 100 метров, огороженной стеной из красного песчаника, с четырьмя входными воротами и четырьмя минаретами по углам.

Мавзолей Тадж — Махал в Агре ( Индия).

Фасад здания отделан сверкающим белым мрамором , а внутренняя поверхность стен облицована цветным мрамором. На порталах и в нишах размещены богатые арабески. Здание окружено обширным парком с тщательно продуманным ландшафтным дизайном .

Но не везде исламская архитектура имеет одинаковый характер. В некоторых европейских странах заметно влияние романского стиля. Выдающиеся произведения появляются в Испании — это образцы мавританского искусства. Здесь строят мечети и дворцы, большие комплексы с внутренними дворами. Наиболее интересным сооружением является дворец Альгамбра над Гранадой.

Замок Альгамбра в Испании

Архитектура ислама : 1 комментарий

Формирование архитектурных традиций в древности проходило более обособленно за счет территориальной удаленности стран друг от друга. То есть, взаимопроникновению культуры различных народов мешало расстояние между странами. Именно поэтому мы можем наблюдать подобные своеобразные черты старинной архитектуры, и по облику построек узнавать их принадлежность той или иной культуре.

Под сенью «магометанской луны».

Под сенью «магометанской луны».

Посещая старую часть Бахчисарая, туристы обращают внимание на мечети, стройные высокие минареты, аскетически строгие мавзолеи, которые придают особое очарование городу. Каждая мечеть, минарет, мавзолей украшены своеобразным навершием — три нанизанные друг на друга сферы с венчающей луной – Алемом. Что такое «Алем», что он означает, как связано это украшение с мусульманской архитектурой, и когда появилась традиция украшать им здания?

Навершие купола с полумесяцем Алем — распространенный элемент мусульманской архитектуры. Однако он был привнесен в традицию украшений культовых сооружений спустя столетия после основания ислама. Термин «Алем» с арабского языка означает знамя, вымпел, столб, знак.

Первая мечеть была простой и представляла собой открытую площадку с колоннадой по периметру, крытую пальмовыми листьями. Впоследствии мечети стали возводиться под куполами и черепичными крышами. Мусульманские зодчие строили прекрасные, изящные и утончённые в своем величии сооружения.

Рассматривая Алем и навершие культового здания, необходимо связать его с традицией возведения мест поклонения и смысловым разрешением. Так, например, согласно пониманию мира древними верованиями, картина мироздания представлялась в виде многоярусной структуры: нижний ярус символизировал мир подземный, средний ярус – мир земной, верхний ярус – небесный. Так у многих народов выглядела «священная гора», «мировое древо» как прообраз строения мира. Такое восприятие системы мироздания сказалось на развитии религиозной архитектуры. Стены храмов стали олицетворять собой – мир подземный, купол — мир небесный, узкий барабан (многогранный переходной слой) – наш бренный мир. Подобное осмысление легло в основу мусульманской архитектуры: мавзолеев, мечетей, несущих определенный сакральный смысл в прочтении орнаментов и предназначении.

Первоначально древние народы украшали талисманами и отличительными символами свои копья и знамена. Кроме родовых символов использовали символ «чаши небесных вод» и «золотой чаши», который позднее стали изображать наклонно. Со временем Алем нашел отражение не только в военной, но и в религиозной жизни мусульман. Со знаменами проводились религиозные шествия, их устанавливали вокруг минбара (кафедра для проповеди) по пятницам в мечети. В те времена знамя с таким украшением могли поставить у шатра или водрузить на его вершине. Это было знаком приветствия и приглашения войти.

Впоследствии стали выделять навершием самую высшую точку свода культовых зданий, как олицетворение божественного центра. Навершие, состоящее из трех сфер, также выражает единство и связь между тремя мирами, символически соединяет божественное начало и человеческую жизнь. Подобная система божественного центризма присуща всей идеи ислама. Вся территория распространения мусульманской религии, организована вокруг единого религиозного священного центра – Каабы.

Алем имеет большое разнообразие форм: он может быть в виде кисти руки (такое изображение символизирует пять столпов Ислама), тюльпана, заполненного религиозной надписью, в виде полумесяца. Три связанных между собой сферы могли украшать изнутри купола молитвенных залов.

Архитектура крымских мечетей и мавзолеев развивалась от золотоордынских традиций к стамбульским образцам, где каждая деталь проверялась практикой, философией, гармонией и ритмом. В этом прослеживается уникальность крымской культовой архитектуры, которая несет в себе память исторических событий и смешение культур разных народов.

Это хорошо прослеживается в культовых строениях Бахчисарайского Ханского дворца. Большая ханская мечеть с двумя минаретами в значительной степени определяет общий облик архитектурного ансамбля дворца. Рядом стоят два строгих мавзолея крымских ханов, в Гареме возвышается Соколиная башня, через Фонтанный дворик можно увидеть Малую дворцовую мечеть, Золотой Фонтан и посмотреть, как тихо роняет свои капли Фонтан Слез, оплакивая Диляру Бикеч, чья усыпальница возвышается над комплексом дворца, составляя, тем не менее, с ним единый ансамбль. Над всеми этими сооружениями зодчими водружены навершия с золотым полумесяцем – Алемом.

Язык мусульманской архитектуры в Крыму придерживался все той же обобщающей трактовки мироздания: купол, арка — это небо, стены, колоннада – мир земной. Жизнь человека на пересечении неба и земли – духовный и земной смысл. Ислам, став официальной религией Крымского ханства, внес в крымскотатарскую архитектуру свои стилевые особенности, которые определялись философией этого учения.

Когда Алем стал использоваться в мусульманской архитектуре доподлинно неизвестно. Возможно, его распространение нисходит к традиции помещать навершие на вершине или возле шатра как символ правителя, племени или рода. Впоследствии Алем трансформировался из знака военной принадлежности, гостеприимства и власти в навершие религиозных построек. Зодчие разработали композицию навершия с основанием в виде изящного купола, стержня с шарообразными, грушевидными или дискообразными бусинами и полумесяцем, иногда с тюльпаном, в виде руки или каллиграфическими надписями. В современном осмыслении часто можно услышать мнение, что это своеобразный указатель для верующего, который своим поворотом полумесяца обозначает сторону света, обратившись лицом к которой должен стоять молящийся, или, отражаясь при солнечном или лунном свете, он является путеводной звездой для мусульманина.

Какие бы не были истинные причины возникновения традиции украшать культовые сооружения навершием, каким бы философским смыслом он не наделялся, несомненно, одно – пройдя через века, работа мусульманских зодчих восхищает своей продуманной архитектурой, которая выделяет ее среди современных построек, объединяет прошлое, настоящее и хранит историю.

Архитектура ислама

Средний Восток: Ранняя исламская архитектура

Ислам, одна из трех главных мировых религий, был основан пророком Мухаммедом, который родился в Мекке в 570 г. и умер здесь же в 632 г. Исламская архитектура возникла в VII в, на Ближнем Востоке, и затем вместе с религией проникла в другие страны. Огромная роль религии подчеркивалась строительством мечетей, которые со временем получили свою каноническую форму. Мечети чаще всего представляли собой квадратный или прямоугольный двор с аркадой, колонный молитвенный зал, минареты. Стрельчатые арки, купола, изысканный внешний декор – все это ассоциируется с исламским стилем.

Формы арок были многообразны: стрельчатая, подковообразная, трех- и многолопастная, их сочетания и др. Капители колонн украшались резным стилизованным растительным орнаментом. Поверхности стен украшались арабесками.
Резные мраморные оконные решетки с изысканными геометрическими узорами были характерной чертой ранних мечетей. Такие же решетки использовались в домах, чтобы защитить помещение от света и пыли.

Кааба. Мекка

Собственная мечеть пророка Мухаммеда в Мекке была перестроена после его смерти. Она почти кубического объема, с каменными стенами и плоской крышей, поддерживаемой колоннами. Главная мусульманская святыня, черный камень, лежит в центре мечети.

Колонны этой мечети соединены арками. Все арки заострены вверху – это пример раннего использования стрельчатой арки.

Мечеть Акса. Иерусалим (ок, 637 г.)

Мечеть была построена халифом Омаром в Иерусалиме одновременно с мечетью Куббатас-Сахра. Это одна из самых ранних исламских мечетей. В 691 г. она была расширена Аль-Велидом: появился большой зал с колоннами.

Мечеть Ибн-Тулуна. Каир

Мечеть окружена с трех сторон внешним двором – заида. Аркада ее нефов опирается не на колонны, а на пилястры. Одна из самых поразительных черт исламской архитектуры – ее сосредоточенность на внутреннем пространстве, а не на внешнем.
Это ранняя мечеть в Каире включала уже все основные элементы, характерные для более поздних мечетей: квадратный двор, окруженный аркадами, с дополнительными коридорами, молитвенный зал с пятью проходами и минарет. Украшенный куполом фонтан для омовений находился в центре двора.

Город

Ранние исламские здания не имели единого стиля. Он возник в период правления Фатимидов (969-1171 гг.). Просвещенные правители содействовали развитию наук и искусств. Появились характерные стрельчатые арки, купола, сложилась определенная система каменной кладки. От укреплений фатимидского времени в Каире сохранились трое ворот и части стен XI в. Внутри городских стен находились дома и дворцы, гробницы и кладбища. Изыскана по своим формам мавзолей Олджейту в Султанин в Иране. В 1250 г. власть захватила придворная гвардия – мамлюки. Мамлюкские султаны и их приближенные построили великолепные дворцы, мечети, медресе. Они возводили грандиозные ансамбли. Мамлюки правили Египтом до 1516 г.

Мавзолей Олджейту. Султания

Мавзолей султана Олджейту в Султании – великолепный пример исламской гробницы. Она восьмиугольная в плане, с лестницами с каждой стороны и маленькой усыпальницей с юга.


Толстые стены этого октогонального зала прорезаны нишами и арками галерей. Здание завершал карниз на кронштейнах и сталактитах. По углам стояли восемь минаретов, окружавших купол. Стены были декорированы голубой глазурью и алебастровой штукатуркой с росписью. Карнизы самого здания и минаретов были убраны глазурью и резной терракотой. Остатки лестниц фланкировали арочный вход. Арочный портал становится важной архитектурной деталью с начала XIV в.

Ворота Баб-ан-Наср. Каир (1087-1092 гг.)

Монументальные укрепленные северные ворота Баб-ан-Наср имеют две квадратные башни и рядом башню с винтовой лестницей.
Фасады башен разделены на три яруса небольшим выступом цоколя внизу, надписью и карнизом вверху. Второй ярус декорирован высеченными из камня щитами.

Читайте также:  Архитектура Киевской Руси

Ближневосточные исламские мечети, мавзолеи, медресе

Первая исламская мечеть представляла собой простой навес во дворе жилища Мухаммеда. Молящиеся обращаются лицом к Мекке, почитаемой святыне мусульман. Соответствующим образом ориентируются и мечети. Нужное направление указывает ниша – михраб, увенчанная аркой. В соборных мечетях помимо михраба есть еще и деревянная ступенчатая кафедра – мимбар. Она появилась уже в ранних мечетях. Для правителей и наместников близ михраба выделяется деревянная решетчатая ограда. Эти основные черты мечети сложились к концу VII в. позднее были дополнены обширным двором и минаретом – башни, с которой мусульман призывали на молитву словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Муххамед пророк его».

Во дворе мечети был бассейн для омовения перед молитвой. Мечети были религиозным, социальным и политическим центром исламской жизни.

Мечеть султана Хасана. Каир (1356-1363 гг.)

Это огромный ансамбль мечети, медресе и усыпальницы. Двор с четырех сторон окружен сводчатыми айванами. Во дворе находится медресе четырех толков ислама, каждое со своим открытым двором.

Мавзолей султана был квадратным в плане, с куполом, фланкированный с двух сторон высокими минаретами. Помещения медресе были расположены на девяти этажах здания. Поперечный разрез показывает высокую комнату слева и открытый двор в центре с фонтаном под куполом на мраморных колоннах.

Открытый центральный двор обнесен стенами с нишами. Михраб – самая большая ниша в стене, указывающей направление на Мекку. За ним расположена усыпальница султана.
Большой фонтан для омовений, которые совершали перед входом в зал молитв, расположен в центре двора. Фонтан под купольным навесом является украшением двора.

Двери по обе стороны михраба ведут в усыпальницу, отделанную мрамором. Ее расписной купол опирается на сталактитовые паруса. Стены всей мечети были облицованы мрамором.

Комплексы мечетей в Египте и Персии

В Египте тип зданий с айванами начал развиваться в XII в. Эта форма особенно подходила для ансамблей с мечетями и медресе. Такие ансамбли возводились в Каире вплоть до XVIII в. На исламскую архитектуру Персии особое влияние имело вторжение турок-сельджуков в XI в., которые принесли сюда свои архитектурные формы: цилиндрические минареты, мечети с четырьмя айванами. большие купольные пространства, кирпичную кладку и орнаменты.

В поздний сефевидский период в XVII в., орнамент с глазурованной плиточной мозаикой особенно развивался в Исфахане (столице Сефевидов), в зданиях с голубыми куполами и разноцветными фасадами.

Медресе Мадери-Шах. Исфахан (1706-1715 гг.)

Это позднее медресе обладает благородством форм и пропорций, богатством многоцветных мозаик. За монументальным порталом с окованной серебром дверью расположен октогональный вестибюль.

Центром столицы стала гигантская площадь Мейдани-Шах. Она была обнесена аркадами, вдоль которых росли деревья, а по мощенным камнем каналам текла вода. На севере площадь замыкал огромный базар с караван-сараями, медресе, банями и мечетями.

Мечеть Каит-бея. Каир (1472-1474 гг.)

Мечеть крестообразная в плане, с крытым двором, в который выходят четыре айвана.
Деревянные потолки расписаны золоченым узором, купол мавзолея покрыт рельефным геометрическим орнаментом. Все здания ансамбля декорированы мрамором.

Исламская архитектура Испании. Мавританская мечеть

В 755 г. династия Омейадов основала на Пиренейском полуострове государство, просуществовавшее два с половиной столетия. Его столица – Кордова – самый большой и процветающий город Европы в X в. и самое священное место для паломников. Здесь была построена большая мечеть – первое исламское здание в Испании. Ее строительство было начато в 786 г. и закончено к 796 г. Затем в 965 г. она была расширена к югу, а в 987-988 гг. – к востоку.
Так мечеть получила свои окончательные огромные размеры. Экономическое и культурное общение с Каиром и Багдадом, также тесные связи с Византией имели большое значение для формирования архитектуры юга полуострова.

Мечеть Кордовы

На поперечном сечении показаны каменные и кирпичные аркады с мраморными колоннами. Пространство под куполами выделено сложной системой пересекающихся арок. Михраб с куполом в виде раковины. Его подковообразная арка опирается на колонны.

Ранняя часть мечети представляет собой прямоугольник с одиннадцатью нефами по двенадцать арок. В 965 г. были выстроены еще четырнадцать дополнительных аркад и новый михраб. В конце X в. с востока были пристроены еще семь аркад.

Михраб был сделан в виде круглой камеры и покрыт куполом в виде раковины. Его подковообразная арка опиралась на колонны из мрамора и яшмы. Михраб был украшен мозаикой. Чередующиеся двухъярусные аркады, покоящиеся на романских колоннах, напоминали решетку. Здесь использовались пятилопастные арки и купола на нервюрах.

Каркас нервюр образует свод, который воспринимает нагрузку купола и передает его на опоры. Этот свод является переходом между круглым объемом купола и многоугольным основаниям.

Двухъярусная аркада позволяла увеличить высоту зала. Колонны для аркад были взяты из античных и византийских построек. Арки, подковообразные в первом ярусе и циркульные во втором, были выложены клиньями белого и красного кирпича. Эта мечеть – выдающийся памятник мирового зодчества.

Исламская архитектура Испании. Альгамбра

Цитадель и резиденция эмиров Гранады Альгамбра была построена на вершине холма и отделена от города рекой. Дворцовые здания окружены стеной, красноватый цвет которой объясняет название ансамбля Ал-Хамра, то есть Красная. Укрепления Альгамбры относятся к XI в., а дворцовые здания – к XIII-XIV вв. Постройки группируются вокруг двух дворов с аркадами, водоемами и фонтанами. Необычайно богатство и насыщенность декора. Это и разноцветные мраморы, и мозаики, и глазури, а также орнаменты, вырезанные по алебастру и расписанные голубыми, красными тонами и золотом. Большое значение здесь играет свет. Альгамбра – блестящий пример дворцовой архитектуры мусульманского запада, по своей роскоши превосходящий архитектуру средневекового Востока.

В ансамбль Альгамбры входят два дворца, каждый с продолговатым двором. Более ранний Миртовый двор с водоемом и квадратной башней тронного зала и зала Посланников. Другой – Львиный двор с двумя павильонами, залом Суда и залом Абенсеррагов.


Это открытый крестообразный в плане двор имеет символическое изображение рая. Он окружен легкими аркадами на колоннах. В центре двора бьет фонтан, чашу которого окружают двенадцать мраморных львов.

Аркады опираются на стройные колонны, кое-где соединенные по две или по три. Капители сделаны в форме кубов с закругленными углами и украшены растительным орнаментом. Тимпаны арок покрывают вырезанные по алебастру ажурные орнаменты.

Исламская архитектура в Индии

В начале XIII в. почти вся Северная Индия была завоевана тюрками, исповедовавшими ислам, а в XV-XVII вв. их завоевания распространились на всю Индию, исключая крайний Юг. На завоеванных землях прекращают существовать традиционная индийская архитектура и скульптура, но развиваются исламские архитектурные традиции, появляются новые типы и виды культовых сооружений: мавзолеи, мечети, медресе, минареты в формах, сложившихся в Средней Азии и Иране. Это было время непрерывных войн, что вызвало размах строительства фортификационных сооружений и укрепленных резиденций. Теперь доминирующим стал не храм, а укрепленный замок феодала и его мавзолей.

Гробница Хан-и-Джихан. Тилангани (1368-1369 гг.)

Восьмиугольный зал с куполом окружен открытой верандой.
На каждой стороне восьмиугольника расположены три стрельчатые арки на квадратных колоннах. Эта схема станет характерной для гробниц.

Кутб-Минар. Дели (1200-1220 гг.)

Этот минарет был памятником окончательной победы мусульман над Индией. Это огромная конусообразная пятиярусная башня, построенная из красного песчаника с вставками из серого кварца и белого мрамора, покрытого резьбой.

Соборная мечеть. Джаунпур

Эта мечеть имела массивный вход со стрельчатой аркой, открытый внутренний двор, обнесенный аркадой, и крытый молитвенный зал.

Самым богатым периодом в истории индийской исламской архитектуры было время Великих Моголов, с XVI до XIX в. Наивысшим достижением архитектуры моголов был Тадж-Махал в Агре, украшенный резьбой по мрамору, мозаиками из драгоценных камней. Биджапур был одной из столиц исламских династий в Индии, и здесь Мухаммед-Адиль-шах построил огромную купольную гробницу, размеры которой превышали размеры римского Пантеона – один из самых выдающихся памятников середины XVII в. Черты исламской архитектуры характерны и для индийских дворцов в Агре, Манду, Биджапуре, Дели с их павильонами, дворами, верандами и садами.

Тадж-Махал. Агра (1632-1654 гг.)

Этот великолепный мавзолей был построен Шах-Джаханом для своей жены Мумтаз Махал. Здание из белого мрамора, декорированное инкрустацией из драгоценных камней в мрамор, приподнято на высокую платформу, минареты как стражи возвышаются со всех четырех сторон. Внешний двор окружен аркадой с четырьмя входами, центральный ведет к садам.
Мавзолей – квадратный в плане, с куполом в центре, над могилами шаха и его жены. По углам расположены еще четыре маленьких купола.


Купол на высоком барабане располагался над могилой. Свод имел внутренний и внешний каркасы. Внутренний свод отделен от погребальной камеры решеткой из белого мрамора, через которую проникал свет (Смотрите: подробнее о Тадж-Махал).

Исламская архитектура в Турции и Северной Африке

Турки-сельджуки были кочевниками и не имели своих архитектурных традиций. Они переняли строительную культуру народов Малой Азии. Византии, а также Ирана и Средней Азии. С XIV по XVI в. в результате завоеваний Османское государство стало громадной империей. Вначале мусульмане превращали христианские храмы, например собор Св. Софии в Константинополе, в мечети. Строившие в византийском стиле архитекторы разрабатывали центричную систему мечети с характерным полусферическим сводом, маленькими куполами и выступающим портиком, обрамленным высокими стройными минаретами. Стены были покрыты резными орнаментами и мозаикой. В Северной Африке развивался стиль, известный как магрибский.

Мечеть Сулеймана. Стамбул (1550-1557 гг.)

Мечеть построена архитектором Синаном. Она квадратная в плане. Четыре стрельчатые арки поддерживают центральный купол, окруженный полукуполами и маленькими куполами. Двор, выстланный белым мрамором, окружают галереи.

Ансамбль мечети, включающий в себя медресе, больницу, бани, фонтаны, мечеть с четырьмя конусообразными минаретами, и кладбище. Дворик с фонтаном имеет портик с колоннами из порфира, мрамора и розового гранита. Огромный центральный купол окружен полукуполами, по углам расположены четыре маленьких купола. Деревянные двери мечети инкрустированы черным деревом, перламутром и слоновой костью.

Центральный купол, самый большой из куполов комплекса, соперничает с куполом Св. Софии. Он опирается на четыре больших столба. Слева находятся мимбар и михраб. Стены михраба украшены мозаикой из цветных стекол.

Голубая мечеть. Стамбул (1609-1617 гг.)

Комплекс включает мечеть, мавзолей, медресе. Мечеть – квадратная в плане, с куполом на массивных столбах. Четыре полукупола окружали центральный. По углам располагались четыре маленьких купола.

Мечеть расположена между двором с фонтаном и садами. Купола расположены симметрично вокруг главного купола. Мечеть окружена минаретами.

Исламская архитектура

Творения мусульманских зодчих занимают в истории мировой архитектуры не менее почетное место, чем прославленные достижения архитекторов христианской Европы или буддийской Азии. Мусульманские культовые здания, караван-сараи, крытые рынки, общественные бани, сады и парки, дворцы, замки и цитадели, основанные еще в средние века, неизменно восхищают высоким уровнем благоустроенности, простотой и удобством планировки, остроумными инженерными решениями.

Между тем, известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) называл строительство «самой напрасной из вещей, к тому же пожирающей имущество верующего». Однако весь ход развития архитектуры в лоне исламской цивилизации показывает, что эти слова Пророка (мир ему и благословение) не отрицали строительную деятельность, а поощряли единоверцев к использованию того, что уже существовало. Арабы-мусульмане, занимая в 30-х годах VII в. древние города Восточного Средиземноморья, несомненно, руководствовались подобной идеей. Исходя из соображения полезности, они сохраняли традиционную городскую структуру, а к созданию новых сооружений охотно привлекали искусных местных мастеров и ремесленников.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Польше

Критерий полезности стал одним из основополагающих принципов мусульманской культуры и науки. В архитектуре, которую философ аль-Фараби (872-950 гг.) относил к «науке искусных приемов», этот принцип открыл путь широкому использованию достижений, опыта и традиций завоеванных цивилизаций, что способствовало быстрому овладению мастерством, успешному развитию инженерной мысли и развитию нового строительного искусства, которое отвечало идеям Ислама и удовлетворяло потребности все разрастающейся религиозной общины.

Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные строительные методы, применимые для возведения и мощных крепостей, и легких дворцовых павильонов. Прекрасные математики, они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга) в сложнейшие архитектурные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты, используя при этом простые и дешевые глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в драгоценные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они создавали из комбинаций простых элементов необычайно эффектные композиции.

Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов, наборных деревянных потолков. Ни в каком другом строительном искусстве мы не увидим столь мастерски образованных переплетением арочных дуг ажурных куполов-звезд и кружевных решетчатых оград. Никакая другая архитектура не знает таких импозантных, впечатляющих своей декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков, как сталактиты (по-арабски мукарнас – лепнина), напоминающие разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя.

Сталактиты-мукарнас – возможно, самое замечательное изобретение времен Арабского халифата – стали опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кладкой кирпичом и многоцветной керамической мозаикой.

Собственно исламская архитектура своим рождением обязана развитию религиозных обрядов и мусульманского образа жизни. Первым и главным видом культового сооружения Ислама стала мечеть – отъединенное от мирской суеты пространство для вознесения молитвы Богу, место собрания единоверцев, их общения или уединения, их приобщения к религиозному знанию. Со временем сложились такие специфически мусульманские архитектурные типы, как медресе (духовная школа или теологический университет), маристан (благотворительный госпиталь), ханака, завия, такия-текке (суфийские обители, странноприимные дома), мазар-мавзолей или культовый комплекс над могилой наделенного ореолом святости мусульманского богослова, наставника или мученика-шахида. В соответствии с эзотерическими представлениями мусульман о явном (захир – доступном) и потаенном (батын – недоступном непосвященному) мире, в исламском зодчестве получил развитие принцип «скрытой архитектуры»: неприглядные глухие фасады защищают от постороннего взгляда разнообразно оформленные помещения, открытые во внутренний двор с фонтаном, водоемом, цветущей зеленью.

Идея постройки, отвечающей потребностям мусульман, обретала архитектурную форму постепенно. Ранние мусульмане не видели необходимости в возведении молитвенных зданий. «Земля, – говорил Пророк (мир ему и благословение), – была сотворена для меня как место поклонения (масджид) и место чистоты, и где бы ни возникла у человека моей общины необходимость в молитве, пусть он молится». В основанных на юге Ирака городах-лагерях первые мечети, по выражению историка IX в. аль-Балазури, были «нарисованными». В Басре в 635 г. верующие молились внутри квадратного участка, обведенного плетнем. В Куфе в 638 г. устроили мечеть, пустив из одной и той же точки по стреле на север, юг, запад и восток; полученный квадрат с длиной стороны в два полета стрелы, окопали рвом.

Архитектура ранних культовых зданий была предельно проста и функциональна. Образцом для устройства соборных мечетей послужил дом Мухаммада (мир ему и благословение) в Медине, двор которого при жизни Пророка (мир ему и благословение) использовался для коллективных молений, а после его смерти был преобразован в Мечеть Пророка (мир ему и благословение). В возведенных в 660-х годах на юге Ирака в Басре и Куфе стационарных Больших мечетях (Джами аль-Кабир) открытый квадратный двор был окружен зоной тени – галереями на столбах или колоннах, несущих плоскую кровлю. На стороне киблы – священной ориентации на Ка’абу в Мекке, несколько рядов колонн образовывали глубокий портик-навес, который служил молитвенным залом. Этот тип молитвенного здания, широко распространенный в арабских странах, получил название колонной мечети.

С конца XII – начала XIII вв. отличительной чертой любой мечети стал михраб – установленная на стороне киблы рельефная арка или арочная ниша, нарядно украшенная орнаментами и религиозными надписями, средоточие святости, святая святых мусульманского молитвенного здания. В соборных мечетях с эпохи халифов Омейядов (661-750 гг.) начали устанавливать внутри, справа от михраба, лесенку-минбар, стоя на котором имам читал проповедь-хутбу, а снаружи, на противоположной михрабу северной стороне, возводить башню-минарет, откуда муэдзин призывал верующих к молитве. Первое монументальное сооружение мусульман было возведено в Иерусалиме в 687-691 гг. над исламской святыней – Скалой, почитаемой как место, откуда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был вознесён в небеса. Этот величественный восьмигранник с огромным золотым куполом — Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») – ознаменовал начало эры исламского зодчества.

На востоке исламского мира в ХI–ХII вв. колонную мечеть вытеснили здания айванного типа. В центре каждой стороны прямоугольного двора внутри такого здания возвышается подобный глубокой нише сводчатый зал – айван, по сторонам которого тянутся лоджии, будто эхом повторяющие его форму. В архитектуре мусульманского Востока сводчатый айван, встроенный в высокую прямоугольную раму, приобрел универсальное значение. В мечетях айваны служили молитвенными залами, в медресе – аудиториями, в маристанах – приемными покоями, в ханаках – местом собрания суфиев, в караван-сараях, домах и дворцах – террасами для отдыха и приятного времяпрепровождения. Композиция здания с айванами, открытыми во внутренний двор, была воспринята зодчими многих стран Машрика и Магриба. Айван стал неотъемлемой принадлежностью парадного монументального портала – пештака, которым с XIV-ХV вв. на Среднем Востоке оформляли фасады культовых, мемориальных и общественных сооружений.

На протяжении полуторатысячелетней истории исламская архитектура обогатилась многими нововведениями. Каждый регион мусульманского мира внёс свой вклад в её развитие и подарил человечеству прекрасные сооружения.

Для увеличения нажмите на фото

История исламской архитектуры

По стилям исламскую архитектуру можно разделить на Арабскую( Мавританскую), Персидскую и Османскую.

Арабская исламская архитектура.

Древнейший стиль исламской архитектуры, начал свое распространение вместе с Исламом из Аравии. Сохранял ведущие позиции до середины XVI века, т.е. до начала османской экспансии. Классическая арабская мечеть представляет из себя двор прямоугольной или квадратной формы, обнесенный по периметру галереей или аркадой, с примыкающим залом для молитв. Возведение Великой мечети в Кордове (ныне известен как Мескита), начавшееся в 785 году, знаменует собой начало исламской архитектуры в Южной Европе и Северной Африке. Арабская (мавританская) исламская архитекту­ра достигла своего пика в строительстве Альгамбра, великолепного дворца в Гранаде.

Персидская исламская архитектура.

На персидскую исламскую архитектуру сильно повлияла архитектура доисламской Персии, что выразилось в широком распространении куполов и айванов. В иранской мечети специальный бассейн для омовения располагается во дворе, обнесенном по периметру галереей с айваном в каждой из её сторон. Айван представляет собой высокий портал с прямыми углами и полукруглой нишей. Один из айванов связан с купольным помещением небольших размеров, где находится харам. К нему иногда непосредственно прилегает молитвенный зал.

Османская исламская архитектура.

Первые османские мечети строились под влиянием арабской исламской архитектуры, но в конце XV века появился новый тип архитектуры-османская исламская архитектура, на которую большое влияние оказала византийская архитектура. Еще в XV веке турки-османы создают новый тип многокупольной мечети. Многокупольные мечети покоятся на колоннах, имеют многочисленые купола, один из которых – центральный.Двор, внутри которого находится пруд, обнесен галереей. Отличительная черта османских мечетей — тонкие минареты с коническими фонарями.

Мечеть Аль-Кааба

Самая главная и самая крупная мечеть в мире. Классический образец исламской архитектуры на самой ранней стадии её развития. Во внутреннем дворе мечети располагается главная святыня мусульман- Кааба. Находится в святом городе Мекке в Аравии. Это первая мечеть, построен­ная когда- либо, и самая древняя мечеть Са­удовской Ара­вии. Первые камни мечети Аль-Кааба были за­ложены самим проро­ком Мухаммедом, но закончена была его соратниками. Как гласит предание, Мухаммед провел стенах мечети более 20 ночей в мо­литве.

Мечеть многократно перестраивалась, постоянно расширяясь и модернизируясь. Последняя такая модернизация была проведена в 1984 году. Общая площадь мечети в настоящее время составляет 135 тыс. кв. м.

Мечеть Пророка

Мечеть Пророка, или Масджид ан-Набави, находится в благословенной Медине.Сам пророк Мухаммед принимал участие в строительстве этой мечети, а затем, после смерти, здесь он был и похоронен.Поэтому, для каждого правоверного мусульманина-это особо святое место, которое хранит в себе память о самом Пророке.

По преданию, после прибытия пророка Мухаммеда в Медину именно на этом месте остановилась и опустилась на колени верблюдица Пророка. Вскоре было решено возвести здесь мечеть.

К настоящему времени от той первой мечети, конечно, мало что осталось.Каждый из правителей разных времен старался в чем-то дополнить, украсить или расширить её. Стиль архитектуры этой мечети можно считать классическим образцом арабской исламской архитектуры.Как и во всех ранних арабских мечетях здесь есть двор прямоугольной формы, служащий для молитв, занятий, собраний, судебных споров, а также обязательный ориентир для молящихся – Кибла.

Мечеть Пророка обрамляет характерный Зеленый купол. Под ним похоронен пророк Мухаммед. Дата построения этого купола точно не установлена.Но первые упоминания о нем появляются уже в XII веке .

Альгамбра

Альгамбра — архитектурно-парковый комплекс, расположенный в восточной части города Гранада на юге Испании. Сохранившиеся дворцы относятся в основном к XIV веку, когда архитектурно-парковый ансамбль и получил свое основное развитие. Во время правления династии Насридов (1230—1492) Гранада стала столицей мусульманской части Испании, а Альгамбра их правительственной резиденцией. Весь обширный комплекс был заключен в крепостные стены с башнями, внутри которых были также жилые дома, сады, мечети, склады, бани, кладбище. В настоящее время Альгамбра считается музеем исламской архитектуры и местом паломничества сотен тысяч туристов.

Этот комплекс, настоящая жемчужина исламской архитектуры, построен арабами . На завоеванных землях солнечной Гранады они захотели «сотворить» кусо­чек земного рая. Так на холмистых террасах, среди тенистых са­дов появилась Альгамбра — королевская резиденция, представляющая собой комплекс садов и дворцов, как бы распахнутых во все стороны: «Миртовый дворик», с его вечнозелеными миртовым обрамлением; «Дворик львов», с его изваяниями двенадцати гривастых хищников, застывших вокруг фонтана;«Зал двух сестер», с его двумя огромными плитами из белого мрамора, вделанны­ми в пол; «Палата послов», с её куполом из мерцающих звездных узоров, служившая для официальных мероприятий и придворных тор­жеств.

В углу сада, украшенном террасами, сверкает брызгами фонтанов, пенится в каскадах, журчит и льется по каналам, наполняя водоемы и пруды, кристально чистая вода из источников. И все это – в окружении цветущих клумб, апельсиновых деревьев, кипарисовых аллей среди горных вершин, покрытых вечными снегами на фоне ярко-голубого неба. Альгамбра по праву считает­ся высшим достижением арабской исламской архитектуры и искусства в Западной Европе.

Ссылка на основную публикацию