Архитектура древней Индии

Архитектура древней Индии. Кирпич в Индии.

Архитектурные стили в Индии разделяются на несколько периодов в зависимости от исторических эпох, которые в значительное мере определяли различные культурные направления в развитии общественных процессов, происходивших в определённый исторический период.

Harappan архитектура. Наиболее древние кирпичные сооружения, сохранившиеся до наших дней, существуют в долине реки Инд. Постройки, датируемые 2500 годом до нашей эры, представляют из себя кирпичные городские стены для защиты горожан от внешних врагов, а также частные дома вместе с хозяйственными постройками. Само жилое здание строилось квадратной или прямоугольной формы, а высота и габариты строения находились в прямой зависимости от знатности и достатка хозяина. В центре усадьбы как правило находился внутренний двор. Примечательно, что при раскопках в Хараппе и в Мохенджо-Даро были обнаружены явные доказательства существования городских канализационных систем, что свидетельствует о весьма высоком уровне развития цивилизации того времени на территории Индии. При строительстве очистных сооружений широко применялся обожженный кирпич, который использовался и при оборудовании городских улиц и даже причалов.

Ведическая культура в Индии длилась примерно с середины второго до середины первого тысячелетия до нашей эры (1500-500 гг. до н.э.). Этот период ознаменовался тем, что на берега Инда и Ганга проникают племена ариев и смешиваясь с местным населением практически формируют последующие направления в культурном развитии общественного устройства. Начитается деление общества на касты. Кроме своего языка санскрита арии привнесли в индийское общество и свой вклад в архитектурное мировоззрение в целом. Строительная концепция включала в себя как неотъемлемую часть и скульптурные композиции. В строениях того времени и сейчас чувствуется органичная связь между как между отдельными элементами строения, так и между самим строением и окружающим его пейзажем. Гармония – такой была концепция архитектурной мысли ведического периода. Большинство сооружений ведического периода безвозвратно утеряны вследствие насильной исламизации Индии.

Архитектура Индии эпохи Маурья начинается IV с века до нашей эры в период распространения буддизма. В этот период полным ходом идёт строительство не только дворцов, но и храмов, посвящённых Будде. Также получает распространение возведение ступ. Ступа – культовое сооружение, построенное чаще всего из кирпича и представляющее по сути буддийскую часовню. В начале нашей эры начинает более отчётливо прослеживаться различия в архитектурных стилях между севером и югом Индии. Наряду со строениями, сооружёнными на открытой местности, получают распространение и строительство храмов, возведённых в скалах.

Пещерная архитектура имела место как в северном стиле – стиле Нагара, так и в южном – стиле Дравида. Настоящим шедевром среди памятников пещерной архитектуры Индии является комплекс храмов в Аджанте, состоящий из 29 пещер, соединённый между собой. Строительство велось на протяжении нескольких веков и закончилось в девятом веке нашей эры. Крупнейший пещерный храм Тин Тхал находится в системе храмов Эллора, находящихся неподалёку от Аджанта. Храмы Эллора включают в себя 34 буддийских и индуистских храма, высеченных в базальтовой породе.

Мусульманский период в истории Индии широко отображается в сохранившихся культовых сооружениях тех времён. Ислам, пришедший в Индостан со стороны Персии, привнёс в архитектуру Индии иранские мотивы, которые впоследствии некоторым образом сплелись с особенностями местных традиций при условии, что они не противоречат исламским канонам. Памятники архитектуры того периода представлены сооружениями религиозной направленности, исключающей изображение людей и животных. Повсеместное строительство мечетей, мавзолеев, минаретов и прочих культовых сооружений приобретает главенствующее место в деле укрепления ислама в общественном сознании. Укреплению ислама, как основной религии, должна была способствовать и величина строящихся объектов. Колоссальная размерность строений того времени не может не поражать и сегодня. Настоящая жемчужина индийской архитектуры является Тадж-Махал. Этот мавзолей, построенный султаном Шах-Джаханом в память о своей возлюбленной, возводился двадцать два года и был закончен в 1652 году. За время своего существования усыпальница не раз подвергалась вандализму. Изначально мавзолей Тадж-Махал имел золотой парапет, двери из серебра, а ткань на гробнице была усыпана жемчугом. При строительстве был широко использован белый мрамор в сочетании с различными оттенками. Вкрапления в стены большого количества драгоценных и полудрагоценных камней даёт удивительный эффект игры света и тени в лучах солнца. Считается, что образцом для Тадж-Махала послужило возведённый на сто лет раньше мавзолей Хумаюна, построенный по приказу его жены в 1565 году. Сохранившийся до наших дней в отличном состоянии мавзолей Насир ад-дина Хумаюна является образцом раннемогольского архитектурного периода в истории Индии.

Кирпич в Индии.

● Согласно историческим культурным традициям частные производители кирпичных изделий принадлежат к определённой касте. Это одна из самых низших каст в индийском обществе, но несмотря на это принадлежащие к этой отрасли труженики ревностно оберегают секреты своего мастерства – этому способствует и то, что кастам неприкасаемых запрещено проживать в городах, сёлах и прочих ПГТ. Селятся труженики вблизи мест разработки карьеров глины, где и обустраивают свои микрозаводы по обжигу кирпичей.

● Ручной процесс производства кирпича на территории Индии занимает главенствующее место. Используется технология, изобретённая британским инженером в конце 19 века. Сам жёлоб печи находится в выкопанной в земле траншее глубиной в 2-2,5 метра и имеет ширину 6-9 метров. В центре установлена высокая труба. Вся эта ёмкость не менее, чем наполовину заполняется подготовленным к обжигу кирпичом, который находится на решётке. В рабочий процесс вовлечено всё семейство: мужчины занимаются повседневными физическими упражнениями, связанными с добычей сырья и поддержанием необходимого температурного режима обжига. Женщины занимаются подготовкой кирпичей к последующему обжигу – т.е. формовкой, по существу напоминающей игру ребёнка в песочнице с различными формами. На женщин же возлагается и перемещение готовой продукции к местам складирования и погрузка для последующей транспортировки к потребителю.

● В настоящее время рынок недвижимости в Индии растёт примерно на 30% в год и строительная отрасль развивается очень высокими темпами. Ручной метод изготовления кирпичей имеет место, но наряду с ним повсеместно строятся современные кирпичные заводы, а благоприятный инвестиционный климат в Индии способствует значительному притоку зарубежного капитала и освоению последних технологий в производстве кирпичных изделий.

Удивительная архитектура Индии

В каждой стране есть дворцы, ратуши, соборы, поражающие воображение красотой и изяществом форм. Они построены в разных архитектурных стилях. По стилю можно определить век строительства, уровень цивилизации, обычаи народа, населяющего эту страну, его культуру, национальные традиции. Богатая архитектура Индии отражает все многообразие исторических и культурных традиций многотысячной истории древнего государства.

Развитие архитектуры в Индии

Индийская цивилизация зародилась в древние времена. На протяжении нескольких тысячелетий культура Индии переживала различные периоды. С древних времен народы этой уникальной страны выражали в искусстве свои представления о Вселенной. В индийском искусстве архитектура всегда соседствует со скульптурой. Стены храмов покрыты искусно выполненными каменными скульптурами и барельефами. В каждом архитектурном произведении первое место занимает религиозная символика.
В зависимости от религии, господствующей в стране, архитектура древней Индии, переживала три периода:
• древнебрахманский, продолжавшийся примерно до 250 года до н. э., и почти не оставивший архитектурных памятников;
• буддийский, длившийся следующие 1 тыс. лет и закончившийся примерно в 750 году н. э.;
• новобрахманский, продолжавшийся до завоевания Индии мусульманами (начало XIII века).
В древности большинство зданий строилось из дерева, поэтому до наших времен они не сохранились. В начале нашей эры в строительстве стал применяться камень, что оказало влияние на индийскую религиозную архитектуру. Начали появляться пещерные комплексы, храмы, а также ступы – сооружения из камня, в которых хранились священные реликвии.

Древние буддийские храмы

Наиболее впечатляющие пещерные комплексы, сохранившиеся до наших времен, – храмы Аджанты и Карли. Вокруг буддийских храмов часто размещались кельи монахов. В Индии насчитывается не менее тысячи храмовых пещер.


Чайтья в Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах. Первые чайтьи появились в III веке до н. э. во время царствования Ашоки Маурьи. Они представляли собой храм для молитв, вырубленный в скальном массиве в виде продолговатого зала. Внутри этого зала располагалось два ряда каменных колонн, в самом конце помещалась ступа или статуя Будды. Позднее, начиная с V века н. э., чайтьи начали строить в виде отдельных зданий, но до нашего времени сохранились только некоторые пещерные сооружения.

Комплекс древних индийских скальных пещер Чайтья в Карли возводился в период от II в. до н. э. до V в. н. э. Karla построена на скалистом склоне холма. В скале вырублено большое подковообразное окно для освещения интерьера пещеры. Внутреннее убранство Чайтьи в Карли немного напоминает базилику. Основная пещера представляет собой огромный зал 45 м в длину и 14 м в высоту, с колоннами, украшенными резными скульптурами женщин, мужчин, львов, слонов, и ступой в дальнем конце зала. В молельном зале сводчатый потолок, вход выполнен в виде арки.
К V в. н. э. относится храм со ступой в Санчи. Индуистская ступа – сооружение, очень интересное в архитектурном плане. С тех времен, когда индусы стали поклоняться Будде, возникла потребность в хранилищах для реликвий. Сначала строились простые холмообразные надгробья, вокруг которых сооружались ограждения. В ограждении с четырех сторон устраивались ворота, ориентированные на стороны света. Мемориальные ступы возводились в честь почитаемых буддистских святых.


Постепенно ступа приобрела вид монументального кирпичного или каменного памятника. Она выполнялась в форме полусферы, как символа перевернутой вверх дном миски Будды, служащей святому для сбора милостыни. Сверху ступу венчал маленький павильон. Драгоценные реликвии помещались в специальную полость, доступ к которой был только сверху. Постепенно простая конструкция усложняется, появляются скульптурные и архитектурные украшения.

Ступа в Санчи – одно из самых древних подобных сооружений. Она относится к III веку до н. э. Ее высота 23,6 м, диаметр у основания 36,6 м. Культовый памятник архитектуры выполнен из кирпича, сверху облицован красным песчаником. Он размещается на площадке, к которой ведут ступени. Вызывает интерес также каменная ограда и резные ворота. Надземная часть ступы в Санчи построена в VII веке, а основание, на котором она стоит, древнее ее на тысячу лет.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в России

Новобрахманский период

Примерно в конце VI века брахманские идеи вновь начинают приобретать влияние, смешиваясь с буддийскими верованиями. В этот период небольшие пещерные храмы постепенно превращаются в огромные надземные башнеобразные сооружения. Получил распространение новый тип храмов – пагода, которая может иметь вид двухэтажного или многоэтажного дома. Индийским храмам архитекторы придавали религиозно-символический смысл.


Зодчие в своей работе опирались на мистические теории, придуманными жрецами. Так, прообразом культового здания было мифическое сооружение на горе Кайлас в потустороннем мире. Считалось, что архитектурную форму высшее божество открывает лишь избранным смертным – архитекторам, жрецам. Индусы верили, что архитектор во сне посещает небо, вдохновляется прекрасными храмами, которые служат ему прообразами, а божественные силы используют его как орудие для осуществления своих замыслов.
К переходным формам – от пещерной к башенной архитектуре, относят Кайлас в Эллуре. Вытесанное в массиве скалы культовое сооружение имеет не только внутреннее пространство, но и наружный объем. Композиционно храм в Эллуре представляет собой уменьшающиеся по направлению вверх расположенные горизонтально платформы со множеством отдельных элементов и скульптурных изображений.
Архитекторы новобрахманского периода для возведения башнеобразных храмов редко использовали кирпич, предпочитая камень. Основным сооружением храма этого периода является высокая башня и несколько вплотную примыкающих к ней более низких. Внутренне пространство храма небольшое, пещерного вида, унаследованного от буддийской чайтьи, зато наружное поражает колоссальными размерами.
Снаружи храм похож на большой, искусственно вылепленный холм, в котором почти отсутствуют окна. В то же время на фоне расплывающейся массы тяжелого храма вверх тянутся башни, в архитектурных формах выражающие силу роста.
В башнях, состоящих из закругленных лепных массивов, почти нет четких прямых линий. Создается впечатление, что сама башня и каждая ее составляющая круглятся изнутри, развиваясь наружу, и здание в целом ассоциируется с растением, имеющим внутреннюю точку роста. Башни вырастают, как диковинные цветы.

Наружная масса сооружения образует архитектурную композицию, в которой представлены две группы. К первой группе относятся элементы, только дополняющие композицию, и непонятные при отделении от нее. Другого рода элементы не только дополняют, но и сами по себе представляют композиционное единство.
Архитектура новобрахманского периода характеризуется многочисленным повторением форм и частей, но в разных масштабах, к примеру, башен и башенок или горизонтальных складок. Благодаря такому повторению архитектурных форм, больших и малых, создается визуальный эффект единства материи.
Храмы Индии новобрахманского периода находятся в таких населенных пунктах:
• Кайлас (Эллур);
• Сирпур;
• Ганеша Рата (Мамаллапурам);
• Айхол;
• Потгацакал;
• Канчипурам;
• Сиддешвара (Баникур);
• Бхубанешвар;
• Кхаджурахо;
• Райарани (Бхубанешвар);
• Бодхгая;
• Конарак;
• Танджор;
• Халебид;
• Мадур;
• Гуджарат.
Один из великолепных образцов новобрахманской архитектуры – храм в Кхаджурахо, представляющий собой единую композицию из нескольких башен, возвышающуюся на каменном постаменте геометрической формы. Второстепенные башни постепенно увеличиваются по высоте в направлении к основной башне. Эта центральная башня, похожая на растение, состоит из трех главных элементов, объединенных общей формой. Создается впечатление, что из лепестков складывается цветок.

Мусульманская архитектура

В период распространения исламской религии в Индии в разных концах страны, особенно в северной части, стали строиться архитектурные сооружения мусульманского направления, с присутствием порталов, куполов, высоких минаретов. Расцвет в Индии мусульманской архитектуры приходится на XVI–XVII вв.– время создания на территории страны государства Великих Моголов. В этот период стали массово возводятся крепости, мавзолеи, мечети и дворцы.


Особенный след в истории оставило правление Акбара. Тогда было построено множество архитектурных ансамблей, среди которых такие как дворец Акбара, крепость в Агре, Лал-Кила в Дели. В тот период в Индии здания строились из камня-песчаника красного оттенка, реже темно-желтого. Вместо скульптуры, запрещенной в исламе, в декоре использовался орнамент, резьба по камню.
В XVII веке, когда Индией правил Шах-Джахан, в архитектурных сооружениях стали применять мрамор и инкрустирование дорогими породами камня. Знаменитый сказочной красоты дворец, Тадж-Махал, был построен этим правителем как мавзолей для жены.


Архитектура древней Индии, особенно новобрахманского периода, получила широкое распространение в соседних странах – Камбодже, Сиаме, на островах Ява и Цейлон. Однако культовые сооружения в этих странах очень отличаются от индийских. В них прослеживается влияние индийской архитектуры, но в гораздо менее выраженной форме. Они не показывают этапы развития, как в индийском зодчестве, а являются только вариациями на определенного тему.

Архитектура Древней Индии.

[h2]
Индийская архитектура[/h2] развивалось в соответствии с законами, зафиксированными в древнем писании — Ведах. Уже в конце первой половины второго тысячелетия до н. э. начинается проникновение в Индию с Иранского плоскогорья племен ариев, которые приносят с собой новый язык, новые культурные формы. Именно в этот период зарождаются ключевые элементы индийской культуры.

Архитектура Индии с древнейших времен питает могучая фантазия, грандиозность масштабов представлений о Вселенной. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство. Поэтому столь велика в индийском искусстве роль синтеза — архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи, поэзии, живописи и музыки. Неотделимой от архитектуры становится скульптура. Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика проявляется в каждом произведении архитектуры, и скульптура, прежде всего рельеф, занимает в индийском искусстве первое место.

Постепенно появляются грандиозные постройки со сложной планировочной структурой. Монументальные скульптуры из камня, хотя и выполняются в соответствии с различными религиозными предписаниями, но отражают жизнь того времени во всех ее проявлениях.

[h2]
Начало исторического периода в развитии культуры Индии[/h2] принято датировать VI в. до н. э., однако первые памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н. э., а возможно, и в еще более ранний период. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией. Об этом свидетельствуют раскопки городов Харрапа и Мохенджо-Дар, уже в первой половине третьего тысячелетия до н. э. имевших регулярную планировку. Эти два города очень схожи, хотя их разделяют 600 км.

В последние столетия перед новой эрой в Индию проникает зрелая культура Ирана, а в первой половине III в. до н. э. появляются первые буддийские архитектурные памятники — сооружения из долговечных материалов. Более ранние архитектурные постройки были главным образом из дерева. К основным строительным материалам относятся также камень и глина. В более ранний период очень популярным был бамбук, из которого сооружались типичные для индийской архитектуры круглые постройки, формы которых позднее воссоздавались в других материалах.

В IV—II вв. до н. э. складывается первая империя Северной Индии. В III в. до н. э. один из правителей империи (Ашока Маурья) в целях объединения народов Индии использовал буддизм — вероучение, существовавшее в Индии с VI в. до н. э. Согласно буддийской традиции, основателем этого учения был легендарный принц Сиддхартха Гаутама, который в результате долгих поисков и размышлений якобы постиг истину и стал называться Буддой — «просветленным». При Ашоке строятся первые каменные буддийские монументы-колонны (стамбхи), сферические сооружения, символы буддизма (ступы), пещерные храмы. Начиная с I в. н. э. Будда был признан божеством и стал изображаться в виде человека, а не символа, как было до этого времени. Именно в этот период (I в. до н. э. — III в. н. э.) Индия ощутила заметное влияние позднеэллинистического искусства. Образу Будды были приданы гуманистические черты эллинистической скульптуры: мягкость и кротость облика, милосердие в выражении лица. В то же время образ Будды имел канонические отличия от облика простого смертного. В их числе — урна (точка между бровями), ушниша (вырост на голове, покрытый волосами), длинные мочки ушей и т. д. Распространился и культ бодхисатв — «небесных спасителей».

[h2]
Этап индийской истории[/h2] от середины II тысячелетия до середины I тысячелетия до н. э. связан в основном с расцветом философии брахманизма и литературы на санскрите. Искусство этого периода донесло до нас сведения о характере материальной культуры эпохи, о кипучей жизни городов. В одном из поэтических описаний столицы Айодхьи читаем: «Город походил на рудник драгоценностей, …его стены, как квадраты шахматной доски, были испещрены различными самоцветными камнями».

В IV—V вв. буддизм постепенно сливается с более древними местными религиями. Будда признается воплощением индуистского божества Вишну. В это время в искусстве, особенно в живописи, помимо религиозных широко распространяются светские мотивы и настроения. Они пронизывают даже искусство храмовых пещерных комплексов, сочетающих в себе архитектуру, скульптуру и живопись. Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включавший около тридцати пещер, высеченных в скалистом берегу реки. Пещеры внутри богато расписаны по сухой штукатурке на самые разнообразные буддийские сюжеты. Живопись Аджанты широко и многокрасочно отражает жизнь Индии того периода. Наряду с религиозными образами здесь богато представлены природа страны и населяющие ее люди — от царей до представителей самых низших слоев. В изображениях человеческого тела художники достигли большого совершенства рисунка, воплотив в них древнейшие эстетические представления о линейном ритме, о физической и духовной красоте человека.

Росписи Аджанты — выдающийся художественный памятник прошлого.

С VII по XIII в. Индия переживала эпоху феодальной раздробленности, частых перемен правления. В идеологии этого времени возобладал индуизм — вероучение, восходящее к пантеистическим культам сил природы. Особую популярность в этот период получили массовые театрализованные празднества с танцами в масках, музыкой, обрядовыми действами. Вероятно, одно из таких празднеств по традиции устраивали в Махабалипураме, близ города Мадраса. Оно происходило перед колоссальным рельефом «Нисхождение Ганга», размером около 9×27 м, посвященным легенде о благотворной силе Ганга. Эта река протекала якобы в небесных сферах, но люди умолили богов спустить ее на землю. Этот радостный момент и изображен на рельефе, в центре которого расселина, в дни праздников смачиваемая водой. Она символизирует русло Ганга, в котором плывут змееподобные божества вод — наги. Все фигуры рельефа — люди, небожители и животные — устремлены к центру. Великолепны образы животных: слоны со слонятами, львы, антилопы, птицы, резвые обезьяны. В целом рельеф воспринимается как мощный гимн животворящей силе воды.

Читайте также:  Памятники и особенности готического стиля в архитектуре средневековья

Сказочное начало народной фантазии

породило особые формы восприятия мифологических сюжетов и их трактовки в скульптуре. Она поражает своей динамикой, контрастами света и тени, удивительными масштабами. В пещерных храмах острова Элефанты при свете факелов скульптуры словно оживают: горельефные изображения со всех сторон «обступают» зрителя. В центральном зале пещерного храма Шивы находится огромный, шестиметровой высоты бюст трехликого бога. Особую мощь этому образу придают полосы каменной породы, диагонально пересекающие лица. В этих жилах словно бьется каменный пульс колосса. Вокруг него — буйство пластических форм, светотеневых и масштабных контрастов. Изобилие и щедрость форм, глубина идей отличают искусство этого времени, которое, отображая все богатство народных мифологических представлений, привлекает своей многогранностью и красочностью.

В IX — конце XII в. традиция скальной и пещерной архитектуры заканчивается. Главным элементом декоративного убранства наземных архитектурных сооружений стала скульптура. Новые типы храмов — высокая башня шикхара, зал для ритуальных танцев — мандапа были разделены на ярусы, богато украшенные скульптурой.
В XIII в. разрозненные индийские княжества подверглись вторжению мусульман, принесших с собой новую религию — ислам. Исчезли прежние виды живописи, скульптуры и архитектуры, возникли новые формы сооружений — мечеть, минарет, мавзолей. Насколько эти виды построек были усвоены индийскими зодчими, можно судить по знаменитой усыпальнице Тадж-Махал (строительство закончено в 1652 г.), которую заслуженно называют жемчужиной индийской архитектуры.

Архитектура Индии. Храмы Индии: (499)136-89-85

Ремонт

Дизайн интерьера

Услуги

О нас

Контакты

ГлавнаяПубликации

Вопросы

Отзывы о ремонте квартир

Архитектура Индии

Архитектура Индии – древшейная архитектура в истории цивилизации человечества. Климатические, рассовые и культурные различия между северными равнинами и южными гималайскими предгорьями обусловили формирование в Индии трех храмовых стилей зодчества: Нагара (Nagara) – северный, что дословно переводится как “городской” или “город”, дравидский или южный стиль Дравида, и Весара (Vesara) – гибридный.

Деревянные конструкции Индии

Система деревянных конструкций в Индии была настолько распостранена, что в даже когда строили из камня использовали приемы деревянных конструкций. Одним из самых любопытных образцов архитектурных памятников из камня, выполненных в приемах деревянной конструкции является ограда ступы в Санчи, которая датируется II в до н.э. и считается одним из древнейших памятников Индии. К традиционным формам деревянных конструкций Индии можно отнести дугообразные фермы: либо подражание дощатым кружальным ребрам, либо фермы, составленные из нескольких одинаковых закрепленных дуг.

В пещерах Карли и Аджанты скульптуры высечены в самой толще скалы; что касается деревенных скульптур, они крепились к своду, который поддерживают. Искусстное построение ферм показывает, что они действительно фермы по своему функциональному назначению.

Камень и глина в индийских постройках

III в до н.э. во времена посещения Индии Мегасфеном, кирпичные дома строились только там, где исключалась возможность наводнений, “так как кирпич не мог сопротивляться сырости”. Такой кирпич, размокал в воде, это был кирпич-сырец. Из кирпича была построена ступа в Санчи.

Архитектурные памятники, целиком высеченые в массиве скалы: Бадамианские пещеры (III — V вв. н. э), пещеры Элоры. Памятники Гандхари в северо-западной Индии и часть территории современного Афганистана подверглись влиянию культуры Ирана, прошедшего эллинистическую струю.

Формы и пропорции в архитектуре Древней Индии

Во многих элементах архитектуры Индии чувствуются отголоски персидской и греческой архитектуры. Они проникли в Индию уже ко II в. до н. э. Позже, они меняются под влиянием местных традиций. Стремление к детализации, фантазийности придают им совершенно свой особый оттенок, со множеством деталей и грандиозностью.

Колонна — это первое, что Индия заимствует в Персии. Тип колонны проник в Индию в эпоху распространения буддизма благодаря завоеваниям Ашоки. Столбы, отмечающие победы и религиозные подвиги Ашоки,— не что иное, как персеполитанские колонны. В их профиле легко узнать персидскую кампанулу, в деталях их украшений — пальметту. Портик в Санчи, без сомнения, является памятником чисто индийского типа. Декорация рельефов ступы на фантастические сюжеты отвлекает внимание от геометрии постройки, а в храмах Шрирангама или Мадуры базами колоннад являются изображения животных, застывших в динамике.

Краски в архитектуре Индии

Как и во всех южных странах, в Индии, одним из важным эелментов в декоре архитектуры является раскраска, которой придается большое значение. Скрывая зерно камня под слоем штукатурки, кстати, сохранившейся в гротах Аджанты, индусы покрывали стены богатейшими росписями, которые удивительным образом сочетались с геометрией архитектурных форм, создавая иллюзию объема и обман зрения.

Симметрия в архитектуре Индии

В Индии законы симметрии проводятся так же строго, как и в Египте. В книге Рам-раз, (которая не уступрает труду Витрувия для римских архитекторов), где описаны законы мадрасской школы индийской архитектуры, рассказывается и о методах применения законов пропорций асской школы. Рам-Раз изложил приемы, применявшиеся в его время (он писал в XVIII в.). Размеры всех зданий расчитываются согласно диаметру колонн и кратны последнему. Закон модульных соотношений применялся в Индии самым строгим образом.

Храмы Индии в буддийский период

Ступа (Санчи) — это строение тумулярного типа, выстроенное для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся ко III в. до н. э.Как праивло, ступа имеет форму полушария, которое покоится на круглом основании, а вокруг идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, что дает возможность процессиям обходить священный холм.
Планы пещер древней Индии имеют форму базилики. Фасады пещер, высеченные, как и весь храм, в массиве скалы, украшался колоннами.

Храм Кхаджурахо

Знаменитый комплекс храмов серевной части Индии. Сохранилось около 20 храмов датируемых IX веком. Наиболее известен храм Кандарья-Махадева, своими изящными скульптурами композициями – иллюстрациями кама-сутры.

Храмы Эллоры

Храмы Эллоры — удивительное архитекурное сооружение, как и пещеры Аджанты, но скульптуры здесь более утонченной красивой формы, они, к тому же, лучше сохранились. Храмы сооружались в базальтовых холмах в течение 500 лет с VI по X века нашей эры.

Буддийские монастыри Индии

Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи. Часто монастырь располагается независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.

Дворец Татж-Махал

Воспетый поэтами дворец Татж-Махал стал символом любви Шаха Джахана к жене Мумтаз (что в переводе означает «украшение дворца»). Молодая жена приходилась дочкой первому визирю. Шах Джанан влюбился в девушку без памяти, и несмотря на большой гарем, как утверждает проживший при дворце французский врач и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии 12 лет не обращал ни на кого из женщин внимание, пока была жива Мумтаз. За 17 лет брака у них родилось 13 детей, но последних родов 36-летняя Мумтаз не перенесла и погибла. Это стало огромным горем для Джахана. Шах был на грани самоубийства.
Через полгода Шах перевез тело Мумтаз в Агру, где и началось строительство удивительного по красоте, мавзолея.

Здание строилось 22 года. В строительстве Тадж-Махала участвовало более двадцати тысяч человек под руководством главного архитектора Иса Кхана. Мрамор возили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. В проектировании участвовали также и зарубежные мастера из Италии и Франции.

Шах Джахан хотел построить такой же, но черный мавзлей для себя, напротив мавзолея жены, но этим планам уже не суждено было сбыться.

Сейчас, знаменитый мавзолей Тадж Махал – одно из самых посещаемых туристами и самих индусов. Огромные двери, которые символизировали вход в рай, были целиком из серебра, тончайшие узоры из тысяч серебряных гвоздиков украшал их. Но сейчас двери медные, серебрянные двери не сохранились, вероятно они были украдены. Драгоценные камни на фасаде и изнутри мавзолея не сохранились. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел. Но на надгробиях всегда живые цветы! Памяти и символу любви и верности!

Традиционная архитектура Индии

Индия – одна из древнейших очагов цивилизации на планете. Архитектура Древней и средневековой Индии – яркое и глубоко самобытное явление. В архитектурных формах индийских зданий нашли отражение и пышная природа этой страны, и местные представления о космосе, мироощущение индийцев.

Главной сферой в архитектуре Индии было культовое зодчество. Древнейшие сооружения Индии были из дерева и до наших дней не сохранились. Но впоследствии, как это часто бывало, их формы были повторены в камне. Основной акцент, как правило, ставился на наружном облике храма. Но в целом ряде архитектурных памятников можно видеть и прямо противоположную ситуацию, когда сооружение имеет развитый, богато оформленный интерьер, но снаружи его архитектурные формы никак не выявлены. Это касается скальных монастырей и храмов (пещерные храмы Карли и Аджанты).

Индийская архитектура тесно слита с природой, наделена ее органикой. Другая важная особенность – скульптурность архитектурных форм, их повышенная пластичность. Скульптура и архитектура сливаются в индийских зданиях в нерасторжимое целое. Причем доминирует в ансамбле именно скульптура. Щедро покрывая здание сплошным ковром, она скрывает, обволакивает его формы, нивелирует детали конструкции. В оформлении таких храмов нашли отражение представления индуизма – древнейшей и наиболее распространенной религии Индии. На некоторое время индуизм потеснил буддизм, возникший в Индии в ок. VI в. Буддистские храмы, в противовес индуистским, отличали значительная строгость и ясность архитектурных форм, как бы очищенных от всего лишнего и суетного.

Такая архитектура словно воплощала представления о совершенном и светлом мире нирваны. Однако к X в. происходит возврат к старым языческим верованиям и традициям, оказавшимся невероятно живучими. Буддизм, тем не менее, сохранялся, и, соответственно, строились и буддистские сооружения. Впоследствии ряд индийских регионов оказался приобщен к мусульманской культуре. Шедевром архитектуры нового типа стал мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Его архитектура – совсем иного типа, нежели традиционная индийская, а потому и не рассматривается в данной главе.

Одним из ведущих типов буддийских сооружений Индии стали ступы. Ступа представляла собой монолит; небольшой реликварий находился наверху этого сооружения. Ступы строили на платформе и окружали двором. Но также их возводили внутри пещерных храмов чайтий. Прототипом формы ступы стал, как и у древнеегипетских пирамид, погребальный курган. Но если у египтян он символизировал первый холм земли в мировом океане, над которым взошло солнце, то здесь это образ Вселенной и небесного свода. Неслучайно в своей основе ступа имеет форму, близкую к сферической. Террасы, лестницы, ведущие во двор ворота организованы по сторонам света.

Читайте также:  Храмовая архитектура Древнего Египта

Однако башнеобразные формы имели и индуистские храмы. Это и образ священной мифической горы Меру, и образ гармоничного, разумного устройства Веселенной. Архитектурные формы индуистских храмов необычайно пластичны, почти скульптурны. Они плотно покрыты скульптурным и архитектурным декором, с которым составляют нерасторжимое целое (храмы действительно могли представлять собой монолиты, но могли и строиться из отдельных камней). Индийские храмы воздействуют на зрителя как своим расточительно щедрым декором, так и пластически цельным силуэтом. Как и герои индийской скульптуры, храм имеет сильное, пластичное тело. Но, как этого требуют общие законы архитектуры, храмовые формы подчинены логическому, упорядочивающему началу, согласно которому организуется и сам скульптурный декор. С появлением исламского влияния с запада, индийская архитектура адаптировалась под новые религиозные традиции. Фатехпур-Сикри, Тадж-Махал, Гол-Гумбаз, Красный Форт – типичные архитектурные сооружения этой эпохи. В период британского колониального господства в Индии появились такие архитектурные стили, как индо-сарацинский и и неоготический. Мемориал Виктории и Вокзал Чхатрапати Шиваджи — наиболее яркие примеры. Современная индийская архитектура более космополитична.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, — это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 г., закончилось в 1653 г.), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 г. основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет. Тадж-Махал – это великолепный пример стиля Моголов, который сочетает в себе персидские, исламские и индийские архитектурные элементы.

Архитектура Древней Индии

Древнейшие, сохранившиеся до наших дней памятники Индии, – это города Мохенджо – Даро (современный Пакистан), Хараппа, Лотал, Калибанган и некоторые другие, построенные в третьем тысячелетии до н. э. Это первая попытка человека создать урбанистические центры. Улицы планировались по сетчатой схеме, существовала определенная система использования земли. Здания были сложены из обожженного и необожженного кирпича, имели строго утилитарное назначение. Создатели древних городов возводили ступенчатые арки, а “Большой бассейн” в Мохенджо – Даро свидетельствует о том, что крупные ритуальные сооружения строились уже в то время.

Архитектура в Индии: в городах просторные покои окружали обустроенные внутренние дворики. В городскую канализационную систему поступали сточные воды из кухонь и многочисленных бань.

Во втором тысячелетии до н.э., после того, как города Индо-Гангской равнины пришли в упадок, высокоразвитое и стандартизированное искусство, основой которого был кирпич, уступило место ведическому периоду с его безымянными пастушескими поселениями, сооруженными из глины, тростника, бамбука и других видов деревьев, произрастающих в долинах рек Сарасвати и Ганг. Несмотря на то, что до нас не дошли образцы строений ведического периода, о них можно судить по творениям буддийских скульпторов III и II веков до н.э. Они часто запечатлевали отдельные эпизоды жизни Будды в архитектурной кладке этого периода. Например, в барельефах на воротах величественной ступы в Санчи в центральной Индии, изображены круглые хижины с купольными тростниковыми крышами, шпицами, фронтонами, арочные деревянные дворцы и лоджии. Это свидетельствует о том, что постройки принадлежали богатым людям в Мохенджо-Даро и Хараппе.

Примерно в III – II веках до н. э. доминирующей религией в Индии становится буддизм. Кроме дерева, при строительстве зданий стал использоваться камень.

Множество памятников из камня сохранилось до нашего времени.

Можно выделить три типичных направления буддийской архитектуры, получившие развитие в этот период:

ступа – монументальные постройки захоронений, чаитья – культовые залы и вихара – монастыри.

В буддийских центрах в Санчи и Бхархуте в центральной Индии свидетельством связи этих сооружений с деревянной архитектурой прошлого является резьба каменных ограждений и ворот.

Архитектура в Индии: в монастыре кельи монахов обычно располагались по периметру прямоугольного двора и иногда строились в несколько этажей. Однако, наиболее удивительные буддийские памятники относятся к архитектуре пещерных храмов в районах штата Бихар на востоке и Махараштра на западе. Монахи расширяли и преображали природные гроты и пещеры на горных склонах, создавая при этом огромные и величественные молитвенные залы и монастыри в громадных утесах. Хотя эти монастыри высекались в скалах, планировка и профиль этих пещер в точности повторяли более ранние сооружения и являлись точными каменными копиями предшествующих кирпичных и деревянных зданий. Эта особенность была настолько характерной, что даже структурные деревянные элементы воссоздавались в камне. Монахи-архитекторы, вырубавшие пещеры, ввели пилоны, балочные конструкции, стропила с окнами, балконы и огромные аркообразные проходы, подобные ранним деревянным конструкциям. Наиболее известные памятники находятся в Барабаре (штат Бихар), а также в городах Бхайя, Карли, Аджанта (штат Махараштра). Строительство этих ” удивительных пещер света ” на скалистых склонах древними архитекторами оставило неповторимый след в индийской архитектурной традиции. Пещеры, высеченные в скалах, есть и в других местах, но эстетические достижения индийских архитекторов не имеют аналога нигде в мире.

В последующие века влияние буддизма в Индии ослабло, и материальное процветание в V в. проложило дорогу к возрождению идей брахманихма, или индуизма, в период правления великой династии Гуптов.

Возродившись, индуизм сохранил свое влияние на большинство населения Индии в течение следующего тысячелетия, и это получило отражение в развитии индийской архитектуры, освященной религией.

Архитектурные памятники Индии эпохи великого возрождения государства Гуптов считаются выдающимися. Эта эпоха создала совершенно новую архитектурную традицию, которая тесно связана с возведением индуистских храмов, ставших могущественными центрами веры и просвещения на многие столетия. До этого общая планировка всех подобных храмов была, как правило, арсидной. В эпоху Гуптов храмы развивались из обычных квадратных камер-святынь, которые существовали в период раннего правления Гуптов в городах Санчи и Эран в центральной Индии, и превращались в более сложные сооружения. По окончании раннего периода пробного строительства в Айхоле и Бадами возникают два направления храмовой архитектуры. Основное различие между этими направлениями заключалось в форме высокой крыши храма, являвшейся отличительной чертой индуистского храма. На севере страны крыша шикхара имела более или менее плавные пирамидальные очертания и поднималась непрерывной линией к закругленной вершине с вытянутым острием. На юге крыша называлась вимана и поднималась уменьшающими ступенями, подобно ступенчатой пирамиде, создавая неповторимую и своеобразную форму.

Самые ранние образцы высоких пирамидальных крыш шикхара и вимана в храмах VI в. в городах Айхол, Паттадакал и Бадами были выполнены из необработанного камня (штат Карнатака). Позже, в VII-VIII веках, эти крыши были обработаны мастерами из Махабалипурама вблизи Мадраса, которые придали определенную форму нескольким ранним храмам, созданным из обнаженных скал, и внесли свою лепту в традицию скальной индийской архитектуры. архитектура индия древний

В период с X по XIII век храмовая архитектура приобретает геометрическую четкость. “Парящие” храмы в Каджурахо (центральная Индия), Конараке (восток страны) и Танджуре(юг) – примеры излюбленной формы триумфально- величественных сооружений, богатой и впечатляющей. Сложная резьба на поверхности этих храмов обогащает структуру форм и стилистически объединяет их, что выражается в единообразии обработки материала и различных местных вариациях. Наиболее яркое отражение такое искусство нашло в западных штатах Раджастхан и Гуджарат при строительстве величественных джайнистских храмов Маунт – Абу и Палитана, декорированных снаружи и изнутри необыкновенно сложной резьбой. В Тамилнаде вестибюли гудха манданас и возвышающиеся ворота гопурамс являются характерной особенностью храмовой архитектуры наравне с залами для танцев и крытыми внутренними галереями, сооруженными в храмах Модхера в штате Гуджарат, Конарак и Пури в штате Орисса и Кхаджурахо в центральной Индии.

В Рамерсвараме на юге, Кашмире на севере и Конараке на востоке открытые дворы пракамас, арки в виде трилистника, сооружения в виде колесниц стали отличительными чертами храмов этих районов.

В городах-близнецах Халебиде и Белуре слились воедино так называемые “северное” и “южное” направления, воплотившись в великие творения периода правления династии Хоясала (1050-1300гг.). Прямоугольные террасы пирамидальной виманы и криволинейный профиль шикхары трансформировались в колоколовидную башню, венчавшую храм Гарбха – Гриха, имевший форму звезды. Поверхности сооружений обильно украшались скульптурами богов и божественных дев. Последним проявлением индусского мастерства в области монументального строительства стал легендарный город Виджаянагар в области Хампи (современный штат Карнатака), руины которого подтверждают восторженные описания, оставленные людьми, посетившими город в период его процветания. Исторические записи свидетельствуют о том, что архитекторы того времени заботились о сохранении существующего ландшафта, используя его, чтобы подчеркнуть величие возводимых в Виджаянагаре зданий. Создается впечатление, что архитектурные формы в сущности представляют неотъемлемую част ландшафта. Стратегические соображения определили расположение города на местности, изобилующей выходящими на поверхность скалами и огромными валунами. При строительстве архитекторы использовали скалы и пространство возле них, искусно располагая украшенные резьбой небольшие структурные группы с учетом ландшафта. Таким постройкам отдавалось предпочтение перед большими импозантными сооружениями. В таких местах невозможно определить, где кончается ландшафт и начинается архитектура. Эти храмы украшены сложной и многочисленной скульптурой, и кажется, что пластика обрела полную свободу выражения в украшениях сооружений Виджаянагара. Многочисленные обильно украшенные резьбой колонны в павильонах с плоскими крышами – отличительная черта зданий этого города. С этим лесом колонн контрастирует колесница, высеченная из цельной глыбы гранита. Искусно обработанные колеса колесницы, приподнятые на несколько дюймов от земли, могут вращаться. Другие города с храмами – крепостями Мадураи, Шрирангам и Рамерсварам на юге Индии были построены в период мусульманского правленияна севере страны в XIII- XVII вв. Они делают честь настойчивости и неутомимости индийских строителей больше, чем их архитектурному таланту. Строились многие мили коридоров, множество залов с миллионом колонн, многокольцевые зубчатые стены, многочисленные монументальные сооружения, являвшиеся обязательными атрибутами этого стиля, если здесь применим этот термин.

Ссылка на основную публикацию