Архитектура и строительство домов в Китае

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Китайская архитектура

Еще одной колыбелью древнейшей цивилизации можно считать Китай, где уже в III тысячелетии до нашей эры существовала развитая культура, не последнюю роль в которой играли архитектура и искусство.

Пагода Большого Гуся в Сиане

Развитие древней китайской архитектуры можно разделить на несколько временных отрезков — периодов правления династий:

  • Династия Шан ( около 1300 г. до нашей эры) — в этот период происходит расцвет культуры на фоне зарождения многих новых видов искусства.
  • Династия Чжоу ( с конца II тысячелетия до нашей эры по III век до н. э.) — культура и искусство достигают наивысшего подъема. В произведениях искусства этого периода изображаются славные моменты исторического прошлого. Вместе с тем художники и скульпторы зачастую обращаются к природе в поиске нового источника вдохновения.
  • Династия Хань ( с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры) — в этот период идет объединение разрозненных земель, за счет чего границы империи расширяются. В это же время формируется своеобразное китайское мировоззрение, основы которого дошли до наших дней практически в неизменном виде. Во время правления династии Хань все внимание творцов было сосредоточено на правдивом изображении окружающей действительности.

После падения династии Хань китайскую империю на протяжении нескольких веков терзают междуусобные войны, пока в VI столетии нашей эры не происходит новое объединение страны.

Китайцы ведут захватнические войны во многих странах, оказывая воздействие на культуру других народов. Но вместе с тем местные традиции проникают и в китайские культурные устои. Так, из Индии приходит буддизм, а вместе с ним появляются и новые типы сооружений. В их числе можно назвать знаменитые пагоды, построенные из природного камня или кирпича , и возвышающиеся наверх в несколько ярусов, а также выдолбленные в толще скалы пещерные храмы.

Архитектурные особенности китайской пагоды

И хотя на китайскую архитектуру оказывали влияние традиции зодчества других народов, все же она развивалась в собственном русле. В древнем Китае строили монастыри и храмы, а также целые дворцовые ансамбли для правителей и роскошные дома для вельмож и знати.

Среди самых распространенных строительных и отделочных материалов того периода можно назвать следующие:

Под влиянием внешнего вида построек из бамбука, некоторые архитектурные сооружения принимали своеобразную форму. Например, углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

Дворец Эфан — одно из наиболее известных сооружений династии Цинь ( город Сиань, провинция Сычуань).

В начале нашей эры строятся новые крупные города, в архитектурном облике которых важную роль снова играют дворцы, которые представляли собой целые масштабные комплексы с грамотно устроенными входными воротами, изящными павильонами и роскошными бассейнами. Вся территория дворцового комплекса была грамотно оформлена в лучших традициях ландшафтного дизайна того периода.

Дворцовый комплекс » Запретный город»

Для мировоззрения китайцев с древнейших времен характерна любовь к природе во всех ее проявлениях. Они очень чутко воспринимают природную среду как важную часть жизненного пространства. Эта особенность находит свое проявление с экстерьере храмов, которые объединяются в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садово — парковыми ансамблями. В непосредственной близости можно встретить отдельные постройки пагод.

Китайская пагода

Китайские мастера славились своим строительным искусством с глубокой древности. Поэтому в истории архитектуры древнего Китая сохранились и многие гидротехнические сооружения, плотины и каналы.

Но самым известным техническим сооружением по праву считается Великая китайская стена , которая защищала страну от нападения кочевых племен. Это грамотно продуманное фортификационное крепостное сооружение, которое многие века считалось почти неприступным.

Великая Китайская стена

Китайская архитектура – от древности до современности

В каждой стране есть, в числе прочих, какой-то один свой, оригинальный национальный архитектурный стиль и традиции, какие-то отдельные древние или не очень архитектурные сооружения самого разного назначения, которые давно уже стали своеобразной визитной карточкой этой страны.

Такой «визитной карточкой» Поднебесной являются средневековые Врата Небесного Спокойствия или ворота Тяньаньмэнь на одноимённой площади в центре Пекина; их изображения печатают на открытках, выполненные в китайском национальном архитектурном стиле пайлоу или пайфан, они попали и на государственный герб страны, и теперь символизируют, согласно официально принятой трактовке, древние традиции Поднебесной и её великого народа.

Архитектура в Древнем Китае – коротко самое главное

В истории китайского зодчества историки-востоковеды, равно в самом Китае и за его пределами, традиционно выделяют несколько периодов с характерными, только им присущими архитектурными традициями и стилями.

В частности, древнейший после эпохи неолита период Шан Инь, за ним период Чжоу, период «Борющихся царств» и так далее.

Такое деление архитектурных стилей по эпохам и периодам напрямую связано с историей и культурой ранних китайских царств и отдельных провинций, а затем и империй, и хронологически идёт по восходящей – от зодчества неолита и раннего феодального периода в Средневековье, а затем уходит в Новое и далее в Новейшее время.

Причём для этих двух последних периодов, и в особенности для Новейшего времени, больше характерны преемственность традиций и стремление к наиболее полному сохранению объектов исторического и культурного наследия китайского прошлого в разных концах страны, что отчасти связано с широко распространёнными в Поднебесной идеями конфуцианства.

Многие из таких объектов давно уже признаны памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одним из самых ярких примеров стремления современных китайцев сохранить архитектурное наследие предков является многовековая история вышеупомянутых ворот Тяньаньмэнь, которая началась ещё в эпоху Мин (XIV век) и продолжается до сих пор.

Вынуждены, однако, признать, что зачастую жителями Поднебесной движут какие-то сиюминутные меркантильные соображения и что тогда это делается, прежде всего, ради личной наживы – как в случае с традиционными сыхэюянями (подробнее о них чуть ниже) в старых, центральных районах китайской столицы, которые, то бишь эти самые сыхэюани, сдаются внаём приезжим, в том числе иностранцам, переоборудуются под мелкие точки общепита, в которых для туристов готовятся в основном блюда китайской национальной кухни и так далее.

В условиях постоянного противостояния и междоусобных войн в древнем и средневековом Китае наибольшее внимание уделялось, понятно, строительству оборонительных, фортификационных и инженерных сооружений, реже памятников, в том числе воинской доблести, а во времена относительного затишья – дворцов и целых дворцовых комплексов (Запретный Город, Горное пристанище от летнего зноя), даосских и буддийских храмов (всевозможных пагод и ступ) и монастырей, а также «общегражданских» сооружений вроде традиционных китайских сыхэюаней, фанз и яодуней.

Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий.

Преобладающим материалом в древней китайской архитектуре было дерево.

Особенности традиционной китайской архитектуры

В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй.

Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные.

Так, в северном здании традиционного китайского сыхэюаня, представлявшего собой единый «жилищный комплекс», состоящий из четырёх жилых построек главными фасадами вовнутрь, образующих внутренний двор, всегда располагались покои главы семьи или хозяина дома, точнее, двора – там всегда было больше света.

Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.

Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.

Немалую роль в Китае издревле играли, как играют до настоящего времени, и (простите за тавтологию!) малые архитектурные формы, украшающие входы в богатые китайские дома – небольших размеров скульптуры животных, в том числе мифических, самого разного предназначений и «функционала» – вплоть до отпугивания злых духов.

Такой с позволения сказать туземный бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место.

Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.

Шедевры архитектуры Китая

Счёт шедеврам древнего китайского зодчества – объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО – сохранившихся до наших дней идёт на сотни, всем этим дворцам, храмам, алтарям, сооружениям мемориального характера и так далее, и они разбросаны по всему Китаю.

  • Запретный Город,
  • Горное пристанище от летнего зноя.

Пагоды и иные культовые сооружения –

  • Большая (Даянь) и
  • малая (Сяоянь) пагоды диких гусей в Сиане, провинция Шенси,
  • Храм Тяньнин и другие.

Мемориалы и памятники –

и другие сооружения.

Современная архитектура Китая

Что же касается именно современной китайской архитектуры, то речь здесь должна идти больше о типовой многоэтажной панельной застройке в крупнейших китайских мегаполисах.

Квартиры в таких городских многоэтажках насчитывают, как правило, 20-30 кв. м. общей площади, а в совмещённых санузлах нет ни ванн, ни унитазов – их заменяют простым душем и «многофункциональной» дырой для слива воды и нечистот.

При этом богатые китайцы предпочитают жить в собственных виллах за городской чертой.

Однако даже при таких печальных, в общем-то, для себя «раскладах» китайцы всё ещё способны удивить весь остальной мир.

Вот лишь несколько примеров подлинных шедевров современного китайского зодчества:

  • Штаб-квартира корпорации Alibaba в Ханчжоу;
  • Здание Банка Китая в Гонконге;
  • Театр в Вужене;
  • Глобальный центр «Новый век» в Чэнду;
  • Отель «Шератон» в Хучжоу

и ряд других очень необычных и весьма оригинальных суперсовременных сооружений по всей стране, в том числе и в самом Пекине.

Современная мусульманская архитектура в Китае

На сегодня в Китайской Народной Республике насчитывается 39 тысяч мечетей, большая часть из которых – 25 тысяч таких сооружений находятся в Синьцзяне, исторически тесно связанным со Средней Азией и Ближним Востоком. Именно этим и объясняется такое средоточие мусульманских культовых сооружений в этом местности.

Внешне здешние мечети едва ли отличаются от своих даосских и буддийских «собратьев». А вот в западных районах Китая они имеют классические атрибуты мечетей Среднего Востока, включая высокие минареты, традиционные для арабского Востока купола и арки.

Традиционный китайский дом сыхэюань: славное прошлое и туманное будущее

В Пекине и других городах Китая можно увидеть традиционные китайские дома, которые называются сыхэюань 四合院. В самом простом варианте они представляют собой четырехугольный двор, ориентированный по сторонам света, по периметру которого построены четыре одноэтажных здания с обращенными вовнутрь окнами. В зависимости от размеров семьи и её благосостояния возможны многочисленные вариации с сохранением общей структуры. Согласно археологическим данным, первые дома сыхэюань появились еще в эпоху Западная Чжоу (1046-770 до н.э.).

Едем в Китай:

Старая фотография резиденции князя Гуна, состоящая из нескольких сыхэюань

Классическая структура традиционного китайского дома

Сы 四 переводится как четыре, то есть четыре дома, хэ 合 — соединение, союз, юань 院 — двор. По принципу сыхэюань строились не только китайские дома, но и монастыри, императорские дворцы, учреждения. В богатых домах, дворцах или монастырях могло быть несколько таких дворов, связанных друг с другом разнообразными проходами и переходами. Как правило, новые дворы, если позволяла свободная земля, пристраивались с западной и восточной стороны. Дворы в монастырях обычно вытянуты по линии север-юг.

Дома сыхэюань Пекина считаются классическим образцом. В других районах Китая в зависимости от климатических условий, доступного строительного материала, местных традиций существовали свои типы домов, как правило, вариации сыхэюань.

Классическая структура китайского дома сыхэюань с тремя дворами

Внешние стены традиционных китайских домов имеют либо маленькие окна, либо не имеют их вовсе. Когда гуляешь, например, по хутунам Пекина, то часто видишь только стены с нарядными воротами во двор. Воображение рисует уютный китайский дом с садиком. Реальность подчас оказывается намного прозаичнее.

За нарядными воротами не всегда скрывается красивый внутренний двор

В старину, как правило, весь дом сыхэюань занимала одна большая семья, состоящая из нескольких поколений. Он символизировал её богатство и процветание. В семьях попроще каждое строение в сыхэюань состояло из одной комнаты. В богатой семье в каждом здании могло быть несколько комнат. Это отразилось и в языке: слово 房子 фан-цзы означает как дом, так и комнату.

Если позволяли размеры участка, то со временем внутренняя структура дома сыхэюань могла значительно усложниться. Впрочем, система дворов с четырьмя основными строениями остается неизменной

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Польше

Вход в китайский дом сыхэюань обычно располагается в юго-восточной стороне строения, что считается благоприятным знаком. Он называется 大门 дамэньбольшие, или главные ворота. Другое их название — 宅门 чжаймэнь (ворота в резиденцию). Во дворцах князей они состояли из пяти проемов, из которых открывались трое центральных. Часто перед главными воротами устанавливали фигуры львов или их подобие, выполнявшие функции охранителей. Около богатых домов ставили специальные тумбы, чтобы было удобно садиться в седло. Кроме того, над дверьми писали благопожелания: иероглифы «долголетие», «счастье», «исполнение желаний» и т.п.

Вход в этот сыхэюань, где проживают как минимум четыре семьи, украшают надписи с благопожеланиями счастья и исполнения желаний

Главные ворота ведут в небольшой квадратный дворик, который, в свою очередь, ведет в узкий внешний двор 外院 вайюань. По центру северной стены располагаются нарядно украшенные вторые ворота 二门 эрмэнь, пройдя через которые можно попасть во внутренний двор 内院 нэйюань.

Внешний двор одного из домов в парке Дагуань

В небольших усадьбах внешний двор мог отсутствовать, главные ворота сразу вели через небольшой дворик во внутренний двор.

Вход в дом-музей Лу Синя. Главный вход ведет в небольшой прямоугольный дворик, с западной стороны которого находятся ворота во внутренний двор

За вторыми воротами находится экран 影壁 инби (досл. стена отражений, или стена теней), который защищает жилище от посторонних взглядов и злых духов. Почти все ворота и проходы устроены таким образом, что человек практически никогда не видит анфиладу помещений, взгляд постоянно упирается в стену или экран, всё время нужно поворачивать. Благодаря этому даже на очень небольшой территории создается иллюзия большого наполненного пространства.

Защитный экран и внутренний двор Двора Райского благоухания в резиденции князя Гуна

Напротив входа, с северной стороны усадьбы располагается главный дом — 正房 чжэнфан, предназначенный для проживания главы семьи (старший член семьи) с супругой и, если есть, наложницами. Если семья была зажиточной, то главный дом мог состоять из трех, пяти и даже семи комнат. В таком случае, в центральной комнате, которая называлась 堂屋 тан’у или 中堂 чжунтан, устраивали алтарь для поклонения предкам. Здесь же собиралась вся семья, принимали почетных гостей. В небольших домах с двух сторон от главного зала обычно находятся спальня и кабинет.

Интерьер главного дома Двора Райского благоухания в резиденции князя Гуна

Главный дом обычно самый большой в усадьбе. Благодаря тому, что окна главного дома выходят на юг, он получает больше всего тепла и света. Особенно это важно зимой.

В Пекине с северной стороны главного дома могла быть пристроена еще одна комната. Такая пристройка называется «хвост тигра» 老虎尾巴 лаоху вэйба. С западной и восточной сторон главного дома часто пристраивались флигели, которые называются 耳房 эрфан«комнаты-уши», поскольку напоминают уши на голове человека. Иногда позади, если позволяли размеры участка, разбивали небольшой сад.

Небольшой сад в заднем дворе дома-музея Лу Синя

Дома с западной и восточной стороны называются 廂房 сянфанфлигели. Они получают меньше солнечного света, чем главный дом. Здесь жили младшие члены семьи и другие родственники. К ним также могли пристраиваться «комнаты-уши».

Дом-музей Лу Синя. Центральная комната в главном доме — гостиная, справа от неё — комната матери Лу Синя, слева — комната его жены. Сзади пристроен «хвост тигра», где размещается спальня-кабинет Лу Синя. За ним — небольшой задний двор. В западном флигеле находится кухня, в южном — библиотека, в восточном — комната прислуги.

Дом с южной стороны называется 倒座房 даоцзофан (дословно «комната напротив сидения», т.е. главного дома, в котором согласно традиции, хозяин, подобно императору, сидел с обращенным на юг лицом). Поскольку окна в нём смотрят на север, он получает минимальное количество солнечного света. Там принимали посетителей, ели, учились. Там же могли находиться помещения для слуг.

Кабинет. Парк Дагуань, Пекин

Позади главного здания нередко строили задний дом — 后罩房 хоучжаофан. Как правило, он ниже главного дома, но встречаются варианты двухэтажных построек. Там жили незамужние дочери и служанки.

Интерьер павильона в Горном саду, парк Дагуань, Пекин

Дома обычно соединяются галереямилан, которые выполняют не только декоративные, но и утилитарные функции, защищая стены дома и его обитателей от солнца и дождя. В темное время суток в них зажигали лампы, которые отбрасывали свет в сад. Между галереей и стеной в углах дома часто устраивали миниатюрные сады с камнями и бамбуком.

Дверь из комнаты во внутренний двор. Один из старинных павильонов в парке Сунь Ятсена, Пекин

Кроме того, в усадьбе могли находиться другие флигели, которые назывались 群房 цюньфан. Обычно они строились с западной или восточной стороны сыхэюань. Там располагались кухни и жили слуги.

Схема классического дома-сыхэюань

Конфуцианские нормы и натурфилософия четко предписывали, где должен проживать тот или иной член семьи. В большом доме для семьи из нескольких поколений, в центральной части главного дома жил старший глава семьи, в правой части главного дома (восточной) — супруга хозяина дома, в левой (западной) — наложницы. Восточный флигель занимал старший сын и его жены, западный флигель — младший сын со своей семьей. Если в семье был взрослый внук, то он жил в доме напротив главного (южном). Незамужние дочери, которым правила приличия запрещали общаться с посторонними, жили в заднем доме.

Во дворах дома сыхэюань устраивались небольшие сады. Самым нарядным был внутренний двор перед главным домом, где старались хотя бы в миниатюре воспроизвести все необходимые элементы китайского сада: каменная горка или отдельный камень причудливой формы, водоем, карликовые деревья, цветы. Часто ставили каменные бассейны, в которых плавали золотые рыбки. Если позволяло пространство, то внутри могли еще построить разделяющие пространство галереи или перголы.

Галерея. Парк Дагуань, Пекин

Фактически, сад внутри дома-сыхэюань превращался в гостиную или несколько комнат под открытым небом, где все члены семьи собирались вместе в свободное время. А комнаты, в свою очередь, открывались навстречу саду, являясь его продолжением.

Бамбуки и павильон. Резиденция князя Гуна, Пекин

Двор в Павильоне осенней свежести, парк Дагуань, Пекин

Утилитарное назначение дома-сыхэюань

Китайский дом сыхэюань обязательно строился в соответствии с принципами китайской геомантии — фэн-шуй. Ни один элемент в нём не был случайным. Всё имело свои значения в соответствием с учением о пяти элементах, гармонизируя окружающее пространство и жизнь человека. Правильно построенный дом способствовал успеху и долголетию своего хозяина и членов его семьи.

Однако, если присмотреться внимательнее, мы увидим, что структура китайского дома сыхэюань выполняла важные защитные функции. Жизнь семьи протекала внутри замкнутого пространства, скрытая от посторонних глаз. Северные и западные стены, как правило, были глухими и выше, защищая дом от холодных ветров и пылевых бурь, особенно частых на севере страны. Загнутые верх карнизы отводили дождевую воду от фундамента (хотя считалось, что они, в первую очередь, не дают попасть в дом злым духам, отбрасывая их подальше, словно по трамплину). Толстые крытые черепицей крыши сохраняли тепло зимой и обеспечивали прохладу летом.

Глухая стена великолепно защищает внутренний двор и помещения от непогоды. Район Фучэнмэнь, Пекин

В разных провинциях Китая дома сыхэюань имели свои особенности. Так, например, в северо-западных провинциях, таких как Ганьсу или Цинхай, стены строили гораздо выше, чем, например, в Пекине, а дома сильнее вытянуты по линии север-юг, чтобы защитить жилые помещения от холодных ветров и пылевых бурь, приходящих из пустынь на северо-западе. В провинции Сычуань и южнее, наоборот, дома сильнее вытянуты с востока на запад, чтобы яркое солнце не так сильно прогревало двор. На северо-востоке Китая, где много земли и довольно холодный климат, внутренние дворы большие, чтобы получить больше солнечного света.

Традиционный китайский дом сыхэюань сегодня

После образования КНР многие старинные дома сыхэюань превратились в так называемые 大杂院 дацзаюань, (досл. «двор с большой скученностью», трущобный сыхэюань) в которых проживает несколько семей, по одной в каждом доме-комнате. Получается своеобразная коммуна. Для увеличения жизненного пространства плотно застраиваются дворики. Серьезная проблема старых сыхэюань заключается в том, что как правило в них отсутствуют современные бытовые удобства, в том числе и туалеты. Тем не менее, жители не спешат покидать свои тесные жилища. В чем же дело?

Старинный квартал близ башни Колокола с традиционной застройкой

Многие дома сыхэюань находятся в центральных исторических районах города. Это позволяет легко открыть свое собственное дело и зарабатывать очень неплохие деньги. Уезжать из хлебного места люди не хотят. Многие такие усадьбы переделывают под гостиницы и рестораны, или просто сдают комнаты внаем.

Лофт в сыхэюань рядом с Запретным городом. Источник: Airbnb.ru

Кроме того, в таких домах живут на протяжении многих поколений. Между соседями устанавливаются тесные, почти родственные отношения. Личные связи высоко ценятся в Китае! В многоквартирных домах связь уже не такая тесная.

Со стороны на многие традиционные китайские дома страшно смотреть. Но местные жители не торопятся из них уезжать. Около башни Колокола, Пекин

Когда начался бурный экономический рост в Китае в 1990-х годах, это привело к еще большей скученности населения в районах традиционной застройки. Во многих городах муниципальные власти приняли сложное решение о сносе старых кварталов и постройке на их месте современных многоэтажных домов.

Квартал традиционной застройки около башни Колокола, Пекин

Не обошел этот процесс и Пекин. Под снос идут всё новые и новые кварталы традиционной застройки, а на их месте вырастают современные многоэтажные дома. И если трущобы на окраинах города абсолютно не жалко, то исчезновение старых домов и улиц в центре Пекина вызывает грустные чувства. Ведь они хранят дух старого Пекина!

Старые кварталы традиционной застройки соседствуют с современными многоэтажными домами. В районе улицы Фучэнмэнь, Пекин

Тем не менее, по данным Программы ООН по населенным пунктам на 2008 год, в Пекине насчитывалось около 400.000 традиционных домов сыхэюань. Среди них около 500 имеют историческое и культурное значение. Большинство из них были построены в эпоху Цин (1644-1911). В начале 1970-х годов в пекинском хутуне Хоуинфан 后英房胡同 были обнаружены руины дома сыхэюань эпохи Юань (1271-1368)!

Некоторые сейчас занимают музеи и мемориальные дома, как, например, дома, где жили писатель Лу Синь, драматург и прозаик Лао Шэ, писатель и первый президент Китайской Академии наук Го Можо, китайский писатель, историк и общественный деятель Мао Дунь, китайский актер Пекинской оперы Мэй Ланьфан и многие другие.

В этом доме в Пекине жил знаменитый китайский художник Ци Байши (1864-1957)

Китайские дома сыхэюань, несмотря на своё подчас ветхое состояние и отсутствие элементарных бытовых удобств, на рынке недвижимости стоят очень дорого. Цены начинаются примерно от 7.000 юаней* за 1 квадратный метр. В районах Дунчэн и Сичэн цены начинаются от 40.000 юаней за квадратный метр, а в Шичахай могут достигать 100.000-150.000 юаней за квадратный метр. Так, например, в 2005 году сыхэюань площадью 2000 метров в Шичахай был продан за 6 миллионов долларов. И это не предел, сейчас цены еще выше.

*Нынешний курс: 1 доллар = 6,55 юаней.

В последнее время китайские дома, где позволяет площадь свободной земли, снова стали строить в традициях сыхэюань. Однако появились новые строительные материалы, обеспечены все бытовые удобства. В рамках программы экологической модернизации такие дома нередко оснащают солнечными батареями.

Архитектура Китая: особенности древних сооружений

Являясь одной из древнейших цивилизаций, чье развитие насчитывает уже пять тысяч лет, Китай своей архитектурой и культурой привлекает к себе наибольший интерес ценителей истории, искусства, а с этим связан и такой огромный поток туристов в Поднебесную.

История развития китайской архитектуры

Архитектура Китая ярко и колоритно отличается от всех других стран. На природный фон своеобразно, но гармонично, вписываются деревянные конструкции своих уникальных форм. Главная особенность заключается в плавно изогнутой форме крыши. Мало кто знает, но прародителями современных многоэтажных домов стали именно китайские сооружения.

Постройки древности Изначально, суть строительства была следующей: в землю вбивались столбы, затем их соединяли между собой с помощью горизонтально уложенных балок, обустраивали крышу и покрывали ее черепицей, а лишь потом – между столбами сооружали стены, с различным выбранным материалом. По факту, несущей конструкцией был деревянный каркас, и это придавало устойчивость домам в случае землетрясений.

Такой вид конструкций не мешал делать перепланировку внутри, без проблем для этого применялись самые разнообразные материалы, но зависело это от местности. Например, жители севера пользовались кирпичами и глиной, а жителя юга – тростниковыми плетьми.

Читайте также:  Херсонес Таврический в Севастополе — частичка истории длиною в 2500 лет

То, что основным материалом для китайского зодчества на протяжении веков служило дерево, было связано в первую очередь с богатейшими просторами хвойных лесов, а никак не с отсутствием камня (он, наоборот, в этой стране стал производиться одним из первых).

Со временем, китайская архитектура стала развиваться и делиться на несколько видов строений, строго соответствующих социальному статусу их владельца. Тогда и появились следующие ограничения по внешнему виду:

  • многоярусный карниз можно было использовать только для дворцов и храмов;
  • прямоугольную форму и пять внутренних помещений мог себе позволить только горожанин (со средним достатком);
  • помещение из одной общей комнаты и с длинной террасой предназначалось для жителей деревень.

Следом появилось и различие домов по крышам согласно статусам населения: императорские строения покрывала золотистая черепица и декор (различные скульптуры), а храмы и дома городской знати имели зеленые крыши.

Но, во все времена было одно общее: это то, что любые дома Китая обязательно строились только в соответствии с фэншуй. Это учение повествует, что каждое пространство имеет определенные зоны. Они соответствуют отдельной силе: запад – тигру, восток – дракону, юг – красной птице, север – черепахе. Исходя из этого, всегда рассчитывали их гармоничное взаимодействие.

Что еще являлось характерным для древнего и средневекового зодчества в Китае, так это то, что предпочтение в строительстве отдавалось не отдельным домам, а ансамблям. Таким образом, архитектурные комплексы свойственны как храмам и дворцам, так и домам обычных жителей, у которых в приоритете было коллективное существование.

Популярные архитектурные памятники Китая

Исторические архитектурные памятники Поднебесной, которым уже не одна сотня лет, являются самой привлекательной составляющей любых туристических маршрутов по стране. Красочными удивительными зданиями переполнен Пекин, несмотря на то, что в основном это современный и многолюдный мегаполис. Экскурсии отличаются наполнением и содержательностью для тех, кто по-настоящему ценит этапы развития в архитектуре.

Павильон Пяти Драконов

Одно из самых «важных» мест – Мечеть Ниуцзие. Датой ее сооружения назван 996 год. Она отличается и тем, что объединила в себе два стиля. Первый – китайский: деревянное строение, с изогнутой крышей, увенчанное небольшой башенкой, и характерный фасад – красно-зеленый, с резными узорами. Второй стиль – исламский, он проявляется в орнаментах, которыми украшено помещение изнутри. Здесь есть и молельный зал, куда ежедневно стекаются несколько тысяч мусульман, проживающих в Пекине.

В списке «архитектурные памятники Китая» также и комплекс «Павильон Пяти Драконов», который некогда был сооружен для императора и его семьи. Находится он в живописном месте, прямо на берегу Тайе, это небольшое местное озеро, вполне подходящее для рыбной ловли. Павильон состоит из нескольких больших беседок, с характерными изогнутыми крышами в два и три яруса, с украшенными резными карнизами. Сами же беседки соединяются маленькими мостами. Свое фото на фоне прекрасного ландшафта и великолепного векового сооружения обязательно делает каждый, кто хоть раз в эти края приехал.

На северной стороне города туристов встречает Юнхэгун, это ламаистский монастырь. Сочетает в себе храм два основных стиля — тибетский и монгольский, плюс – немного китайского. Цвет сооружения – красный, черепица – желтая, все обильно украшено резьбой и росписью. Здесь же есть павильон, который носит название «Десять тысяч удач», и в нем находится статуя Майтрейи. Эта китайская святыня известна далеко за пределами монастыря, она возвышается на двадцать шесть метров, материалом для ее изготовления послужило белое сандаловое дерево. Сейчас при храме работает школа, в которой дети изучают тибетский буддизм.

Знакомство с самой древней пагодой в мире

Отдельного внимания заслуживает пагода, которая находится в уезде Инсянь, под городом Датун. Сооружению свойственна традиционная деревянная китайская архитектура, и эта пагода – самая древняя в мире, датируется 1056 годом, поэтому она охраняется как самый ценный шедевр зодчества, это реликвия Поднебесной.

Пагода уходит ввысь на 67 метров, а это как современный дом в двадцать этажей! Это невероятно для древних строений. Со стороны, кажется, что здесь пять этажей, но на самом деле у «хитрой» конструкции их девять.

Уникальным делает строение то, что при его сооружении не применен ни один гвоздь, а все балки – уложены на столбы, вбитые по кругу. Каждый ярус – восьмиугольный, все перекладины составляют оригинальный узор. В диаметре сооружение составило 30 метров.

Потрясающее зрелище ждет туристов и внутри, здесь стены украшены фресками, все рисунки на них изображают известных сторонников буддизма. Также, в пагоде есть несколько статуй Будды и Шакьямуни (ее высота 11 м).

Эта древняя пагода очень ярко и точно, даже на фото, отображает архитектуру Китая во всей ее таинственности и великолепии.

Современная архитектура Китая

Сегодня, архитектура Китая – это огромные небоскребы и отделанные современными материалами здания, совершенно не похожие на те, что активно строились вплоть до XX века, ставшего в итоге переломным. И современная китайская архитектура на фото показывает, как «модные» конструкции умудряются гармонично сочетаться с сохранившимися старыми строениями.

Классическая архитектура Китая

Нельзя пропустить и то, что китайцы любят не только свою, колоритную архитектуру, а и сооружения, которые активно заимствуют у других. Например, «римский Колизей», который расположился в городке Тяньцзинь, или недалеко от Шанхая — городок Темза, копия английского.

Гонконг – вообще поражает воображение контрастом своих архитектурных строений. На весь мир известны его «китайские муравейники»: по несколько небоскребов здесь возводятся вплотную друг к другу, образовывая «дом» в несколько тысяч квартир для обычных жителей. Но, в дорогом районе города есть удивительной конструкции двенадцатиэтажный дом, в котором всего двенадцать квартир, площадь каждой – шесть тысяч квадратных метров.

Шанхай удивляет туристов своим знаменитым финансовым центром, который возвышается над городом в сто этажей! Таким образом, можно сделать вывод: современная архитектура Поднебесной – это здания-небоскребы.


Китайский дом — как там все устроено

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай – многонациональная страна с интереснейшей историей. Сегодня на ее территории можно встретить здания, которые были известны еще три тысячи лет назад, вперемешку с современными постройками. В них живет полуторамиллиардное население великой страны.

Итак, сегодня мы расскажем про китайский дом – жилища древних китайцев и наших современников, зажиточных людей и обычных рабочих, фермеров. Вы узнаете, как выглядят они снаружи и изнутри, как изменились за несколько веков, а также какие удивительные для иностранцев факты содержат в себе – ответы на эти вопросы в статье ниже.

Многообразие жилищ

Как в любой стране, в Поднебесной люди различаются по уровню достатка, а вместе с этим отличаются и условия их быта. Дома бедняков скромные, если не сказать аскетичные, очень маленькие, с минимумом мебели и современной техники, в то время как богатые слои населения живут в просторных частных домах, коттеджах или в элитных районах мегаполисов.

Бедные кварталы Китая

Подобные различия связаны еще с тем, что в Китае много провинций: в одних четче прослеживается влияние самобытной культуры, в других полным ходом идет процесс урбанизации, при котором жители толпами устремляются в города. Архитектуру не обошел стороной также природный фактор – отдельные районы подвержены землетрясениям, цунами, поэтому здесь стараются строить невысокие дома.

В северной части Китая располагаются крупные города с небоскребами, высотными зданиями и домами-«муравейниками». В южных регионах преобладают небольшие города, поэтому застройка здесь по большей части малоэтажная, придомовая территория «разбавлена» парками, скверами, садами.

От конкретной местности зависят типы домов. Они называются по обыкновению в зависимости от материала, из которого они возведены: глина, дерево, камень, земля, бамбук.

Сыхэюань – дом, проверенный веками

Сыхэюань – традиционный китайский дом, появившийся еще во времена династии Чжоу, в 11-8-м столетии до нашей эры. Он также известен под названием «пекинский дворик», и вот почему.

Сыхэюань — схема устройства

Чаще всего дома такого типа встречались в Пекине и в других относительно крупных городах. Они состоят из четырех одноэтажных зданий, выходящих на разные стороны света и образующих прямоугольник или квадрат. Внешние стены имеют совсем маленькие окошки или не имеют их вовсе, а лицевым фасадом считаются стены, обращенные внутрь – их окна выходят в общий для всех четырех домов сад.

Устройство сыхэюань можно понять, зная перевод:

По такому принципу строились также монастырские, императорские здания. Особо богатые фамилии объединяли несколько сыхэюань переходами, галереями или зимними садами.

Сыхэюань предназначен для одной большой семьи, в которую входит несколько поколений – это признак счастья, гармонии и долголетия. Чем более изысканна отделка и больше комнат в каждом строении, тем зажиточнее семейство. В самом скромном варианте одно здание содержит одну комнату, в то время как у богачей встречается по 3, 5 и даже 7 помещений.

Главное здание находится на севере, а значит окна выходят на юг – там больше света и тепла. Раньше здесь жил глава семьи с женой и наложницами, если они были.

К главному зданию могут пристраиваться помещения по бокам – так называемые «уши», и сзади – «хвост». В последнем жили незамужние дочери хозяина, которым правила предписывали вести максимально скромную жизнь.

По бокам – в западной и восточной стороне – жили молодые люди, сыновья со своими семьями, остальные родственники. В доме напротив, на юге, было меньше всего света. Здесь члены семьи учились, принимали гостей, а также жили слуги.

В центре находится красивый сад, где собираются вместе и отдыхают домашние. Все располагает к гармонии – цветущие растения, искусственный водоем, камни, бамбуковые мостики. Чуть подальше от центра находятся пристрои, где располагаются комнаты слуг, кухня, технические помещения.

Вход в дом – главные ворота, над которыми часто можно увидеть иероглифы с пожеланиями счастья, достатка, удачи. Фасад с загнутой крышей из черепицы очень продуман – так дождевая вода не попадает на фундамент, а материал помогает удерживать тепло. Но древние китайцы считали, что в первую очередь такая крыша отгоняет злых духов.

Пекинский двор

Внутри жилище обставляется по правилам фен-шуй – древней науке об обустройстве дома, главная цель которой – гармонизация пространства и привлечение счастья. Внутреннее убранство зависит от достатка семьи.

Как еще называется дом в Китае

Существует еще несколько видов традиционных домов в Поднебесной.

Были широко распространены в 7-10 столетиях. Фасад строился из кирпича или самана, а крыша – из соломы или тростника. Фанза были высотой в один этаж и содержали по 2-3 комнаты, считаясь жилищем крестьянина.

Фанза

Выполненные в виде крепости, жилища имели форму квадрата или круга, диаметр которого доходил до семидесяти метров, а толщина стен – до двух. Тулоу защищали жителей фудзянского и гуандунского районов от набегов врагов, поэтому окна заменялись небольшими отверстиями.

Глинобитные дома Тулоу

Подобные жилища использовались фермерами. Принцип предельно прост: в холме вырывали пещеры, пол и стены, плавно переходящие в потолок, обносили слоем земли, устанавливали входную дверь и делали маленькие оконца. Земляная пещера сохраняла прохладу, когда снаружи стоял зной, и удерживала тепло, когда за окном свирепствовал холод.

Китайские пещерные жилища — яодун

Их строили в деревнях южных регионов. Домики устанавливались на сваях на воде и на холмистой местности. Также дяоцзяолоу возводили для защиты от грызунов и насекомых.

Дяоцзяолоу — дома на сваях

Что такое дяолоу, знает каждый, кто бывал в южной провинции Гуандун. Эти 10-30-метровые башни народа цян внесены в список ЮНЕСКО. В военные времена здесь прятались люди целыми селами, оборонялись, а в мирные – хранили зерно и наблюдали за выгулом скота, рисовыми посевами.

Дяолоу

Распространенное в регионе Юньнань, жилище по стилю и форме напоминало известный сыхэюань, являясь ее южной интерпретацией. Название, означающее «китайская печать», вполне оправдано – сверху здание действительно напоминает квадратную печать.

Икэинь

Жилища китайцев сегодня

Современный сыхэюань

С середины прошлого столетия, когда образовалась Китайская народная республика, власти решили из некогда богатых дворов сделать дацзаюань – расселить несколько семей в один сыхэюань, в каждой комнате по семье. Внутренние дворы также застроились, и получилось что-то вроде коммунального дома.

В Пекине сохранилось порядка 400 тысяч таких дворов.

Проблема в том, что здания ветхие и зачастую даже не содержат элементарных удобств в виде туалетов, воды, электричества – они стали похожи на трущобы, бараки. Но все равно жители не стремятся отсюда уезжать, ведь они привыкли так жить поколениями. К тому же нахождение в историческом центре города дает им возможность вести семейный бизнес – многие открывают торговые точки, кафе, лавки прямо у себя дома.

Читайте также:  Особенности архитектуры древней Греции

Несмотря на ветхость, цены в таких домах заоблачные и начинаются от тысячи долларов за квадратный метр.

С каждым годом все больше и больше семей из дацзаюаней переселяют в новые, более просторные квартиры, а на месте их бывших домов возводят высотные жилые кварталы. Дворы с особой историей сохраняют, располагая там музеи.

В последние годы наметилась тенденция строительства жилищ в духе сыхэюань. Однако они более современные, с трубопроводом, водоснабжением и энергоснабжением в виде солнечных панелей.

Городские здания

Многие китайцы стремятся в города. Места всем, в особенности в мегаполисах, катастрофически не хватает, поэтому повсеместно строятся дома высотой в десятки этажей. Жилье в центре считается престижнее, выглядит футуристично, в то время как панельные кварталы на периферии кажутся одноликими.

Пекин

6-9 высоток объединены в один двор. Заслуга китайских властей в том, что они стараются сделать придомовую территорию комфортной: для машин оборудованы исключительно подземные парковки, а дворы свободные, оснащены дорожками, декоративными камнями, деревьями, зеленью, небольшими прудами и детскими площадками.

Интерьер квартир

Из-за высокой плотности населения квартиры в многоэтажках редко отличаются простором. На 20-30 квадратных метрах располагаются прихожая, спальня, кухня и гостиная.

Что удивляет больше всего – это санузел. Он, естественно, совмещенный, но чаще всего здесь нет не только ванны, вместо которой стоит душ, но и унитаза – его роль выполняет оборудованная дырка в полу. Вода из душа, стиральной машины выливается прямо на пол, а затем стекает в ту самую дырку.

Главное в квартире большинства китайцев – обеденный стол, ведь поесть они любят больше всего. В Поднебесной не спрашивают, как у тебя дела – здесь интересуются, поел ли ты. Самый лучший стол состоит из двух частей: нижняя неподвижна – на ней едят, верхняя вращается – туда ставят угощения.

Китай – родина обоев, но, как ни парадоксально, в интерьере их используют редко, предпочитая покраску стен. Дело в том, что во многих регионах повышенная влажность, поэтому обои просто отклеиваются.

Китайцы не любят цифру 4 – она созвучна слову «смерть», поэтому здесь не встретишь 4-го этажа или квартиры под номером 4.

Несмотря на маленькую площадь и скромность обстановки, китайцы стараются обустроить жилище так, чтобы чувствовать себя максимально комфортно. Они прибегают к помощи декоративных вещиц с природными мотивами: изделий из бамбука, комнатных растений, суккулентов.

Особой пестротой отличается дизайн детских комнат. Они могут полностью воссоздавать атмосферу любимого мультфильма.

Жизнь за городом

Загородные дома делятся на два типа. В одних живут зажиточные люди – 3-4 этажа, просторные, дорого обставленные комнаты, обширная придомовая территория с собственным садом по всем канонам.

Их стоимость начинается с миллиона долларов. Единственный минус – в дом могут забраться мелкие животные и насекомые.

Другой тип – довольно скромные дома на окраине города или в сельской местности. Тут селятся люди, занятые сельским хозяйством, возделыванием земли, скотоводством.

Дома строят обычно из камня, кирпича или бетона, покрывают черепицей. Основная особенность – они узкие, длинные, не выше двух этажей.

Еще несколько удивительных фактов

  • В Китае не принято ходить в гости. Прием гостей занимает много сил и времени, а в крохотных квартирах едва ли поместятся все друзья и родные, которых у китайцев много. Поэтому компании чаще всего собираются в заведениях.
  • Кухня, хоть очень скромная в размерах, обязательно имеет плиту, причем именно газовую. Дело в том, что китайцы привыкли готовить в специальной сковородке – воке, а для него нужен сильный огонь. Здесь же стоит отдельный газовый баллон.
  • Аренда жилья в городах дорогая. Минимальная цена на комнату, например, в Шанхае – от 500 долларов в месяц, а на неплохую квартиру – от 2,5-3 тысяч.
  • Квартиры в новостройках сдаются без оконных рам и стекол.

Новостройки Китая

  • На большинстве окон и балконов стоят решетки. Делают это не от грабителей, а для того, чтобы малыши не падали вниз.
  • В квартирах нет центрального отопления и горячей воды, поэтому каждая ванная комната оборудована водонагревательным баллоном. Зимой китайцы спасаются специальными электрическими одеялами, грелками, каминами, а нередко вовсе ходят дома и спят в верхней одежде.

Заключение

Дома в Поднебесной имеют любопытную историю, архитектура некоторых из них сохранилась спустя века. Реалии современности наложили отпечаток на жилища китайцев.

Большинство населения живет в городах, в небольших квартирах, некоторые богатые счастливчики – в просторных загородных коттеджах. Однако даже сейчас в домах остается та самобытность в фасадах и внутренней отделке, раскрывающая китайскую душу.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы сегодня узнали много нового. Делитесь статьей в социальных сетях, подписывайтесь на нашу рассылку, следите за обновлениями, и будем искать истину вместе.

Китай: архитектура. Традиционная китайская архитектура. Древняя китайская архитектура

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий – появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, – вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму – они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги – с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Ссылка на основную публикацию