Архитектура и строительство домов в Польше

Архитекторы и архитектурные бюро Warsaw, Мазовецкое воеводство, Польша

Профессиональные архитекторы в городе Warsaw, Мазовецкое воеводство, Польша на Houzz

My own interior design work-room /atelier, RS STUDIO PROJEKTOWE, was founded in 1999. In 1994 I graduated from t.

I am an architect with more than 4 years experience. Also I work as Lanscape architect and Interior designer. I ma.

MGProjekt Design Studio was founded in 1998. Since then we produce pre made residential floor plans, and house re.

BBHome is an interior design consultancy specialising in small luxury developments and high end residential interi.

Creating individual houses projects, execution of working drawings interior design projects. Разработка эскизных.

Serial Designer is a design studio. We offer comprehensive services related to the design of houses, flats and.

The art group. Mid-century modern (50’s thru late 70’s) furniture, lighting and other household goods. Archite.

OVERVIEW Gordon Gould Ipson Architects are a dynamic, multi-disciplinary and multi-office design practice based.

We want all people to have an opportunity to live in well arranged interior and beautifu houses. We listen to what.

We are creative studio, always in search of new ideas and interesting solutions in the field of architecture, inte.

Designer : bathroom, kitchen , room 🙂 all you have got i can change for something beautifule 🙂 also Home Staging.

Архитекторы и архитектурные бюро Warsaw, Мазовецкое воеводство, Польша: избранные отзывы

На этой странице мы собрали для вас лучших проверенных архитекторов и архитектурные бюро в городе Warsaw, Мазовецкое воеводство, Польша, которые помогут вам создать проект дома вашей мечты. Вы можете посмотреть портфолио архитектурных проектов, список предоставляемых услуг по архитектурному проектированию, почитать отзывы реальных клиентов и выбрать специалиста по душе.

Если вы уже знаете, чего хотите, важно найти специалиста, который поймет и разделит ваше видение и поможет воплотить его в жизнь. Если вы еще не определились, какой дом вы хотите построить или как изменить ваш дом, архитектурные студии помогут вам найти идеальный вариант. Чтобы путь от чертежа на бумаге до уютного дома не был долгим и тернистым, в деталях представьте себе желаемое. Обращайте внимание на понравившиеся примеры загородных домов, цветовые и композиционные решения, дизайн дверей, окон. В этом вам может помочь наш раздел с Фото частных домов.
Определитесь с размером дома с учетом места на участке под строительство и возможного роста семьи.

Где искать архитектурное бюро для проекта?

Часто мы пытаемся найти кого-то через знакомых, но этот вариант не всегда является гарантией успеха. Если вашему другу нравятся дома в современном стиле, а вам, например, в стиле шале, процесс работы с архитектором может существенно отличаться. Поэтому лучше искать специалиста на Houzz, где есть большой выбор архитекторов в городе Warsaw, Мазовецкое воеводство, Польша с портфолио и отзывами.

Если перед вами стоит выбор — обратиться в архитектурное бюро или к частному архитектору, имейте в виду, что бюро может дать больше гарантий качественной работы, но свободный специалист предоставит более персональный подход и плотное взаимодействие. Обсуждая проект, старайтесь максимально четко объяснить, какого результата вы хотите добиться, будьте дружелюбны и внимательны. Чтобы сотрудничество стало наиболее плодотворным, а результат, как минимум, не разочаровал, попробуйте научиться понимать чертежи и основную терминологию.

На что следует обращать внимание при выборе архитектора?

Если вы располагаете соответствующим бюджетом на архитектурное проектирование, обратите внимание на следующие детали:

  • Образование. Частный специалист должен быть архитектором по диплому (не дизайнером и не “любителем”, овладевшим чертежной программой).
  • Портфолио и практический опыт. Хорошо, если в портфолио архитектора не только чертежи, планы и визуализации, а фото реальных построенных домов. Узнайте, сколько времени занял тот или иной заказ. Если в портфолио есть нереализованные работы, узнайте, что помешало их завершению. Общая стилистика работ будет прослеживаться в работах и поможет понять, близка ли она Вам и задумке будущего дома.
  • Перечень предоставляемых услуг и состав проекта. Необходимо заранее определиться, нужен ли вам дизайн интерьера дома, или вы хотите только архитектурный проект, включены ли услуги авторского надзора, подбора материалов. У многих архитектурных бюро в городе Warsaw, Мазовецкое воеводство, Польша есть свои дизайнеры и строительные бригады. Попросите пример выполненного проекта, рассмотрите его наполненность. Если вы уже знаете, кто будет строить Ваш дом, покажите такой пример прорабу, пусть он скажет, достаточно ли в нем информации.

Сколько времени займет поиск хорошего архитектора или архитектурного бюро?

Подойдите к выбору специалиста ответственно, ведь если вы не удовлетворены результатом, исправить положение будет не так-то легко. Поиск хорошего специалиста требует времени и терпения. Изучайте портфолио экспертов и не останавливайтесь на первом попавшемся вам бюро. Помните – все познается в сравнении, чем больше архитектурных проектов и готовых работ вы изучите, тем лучше у вас будет представление о том, что вам нравится, а чего лучше избежать.

Просматривайте профили лучших архитекторов в городе Warsaw, Мазовецкое воеводство, Польша — читайте отзывы, оценивайте портфолио и фото реализованных проектов домов и квартир на Houzz и легко связывайтесь с понравившимися вам специалистами, нажав кнопку “Написать”

Архитектура Польши

Архитектура Польши – это удивительное сочетание стилей и направлений – от готических замков и барочных дворцов до ультрасовременных постмодернистских зданий. Каждый из комплексов и садово-парковых ансамблей – это отражение нелегкого и долгого пути, который прошла эта страна за свою тысячелетнюю историю.

Особенности архитектуры Польши

Красота польских городов, их архитектурная самобытность как раз и является тем фактором, благодаря которому эта страна пользуется такой популярностью у туристов. Большая часть построек относится к средневековому периоду и Новому времени, основные стили – это барокко, готика и ренессанс.

Практически все города выстроены по одному принципу – в центре расположена главная площадь с ратушей, ближе к окраине – замки или то, что от них осталось, например, оборонительные стены, башни или ворота. Сам исторический центр часто делится на несколько частей: Старе Място и Нове Място – именно в этих районах и расположены наиболее привлекательные здания и ценные с точки зрения истории архитектурные комплексы.

Нельзя не отметить, что на стиль застройки польских городов самый большой отпечаток отложила религиозная составляющая, поэтому здесь так много католических костелов, православных церквей, соборов, иудейских синагог. Наибольшая концентрация архитектурных шедевров приходится на столичный регион, а также на Краков и Силезию. Однако в каждом городе обязательно найдется два-три старинных здания и как минимум одно, которое можно назвать суперавангардным.

Современные тенденции польской архитектуры таковы: минимализм, оригинальность и символизм. Новые, хай-тек или эклектичные здания наравне со старыми постройками идеально вписываются в ландшафт при том, что здесь явно имеет место разрушение стилевого единства. Однако это не пугает поляков, которые с трепетом сохраняют историческое прошлое и умеют искренне радоваться высоким технологиям и новациям, применяемым сегодня в градостроительстве.

Шедевры польской архитектуры

Это прежде всего дворцы и храмы, среди которых:

  1. Дворец Браницких (Белосток) – резиденция коронного гетмана, построенная в начале XVIII в. в стиле барокко, считается «Подляшским Версалем».
  2. Бельведерский дворец (Варшава). Возведен в 1824 г. по проекту Якова Кубицкого. Сегодня особняк – одна из резиденций президента Польши.
  3. Вавель (Краков). Архитектурный комплекс, расположенный на левом берегу Вислы, построили в конце ХIII – начале XIV вв. Вавельскую кафедру в ХХ в. возглавлял Кароль Войтыла (папа римский Иоанн Павел II).
  4. Вилянувский дворец (Варшава). Построен в 1698 г., считается шедевром барочного стиля и по праву носит звание национальной гордости страны.
  5. Кафедральный собор Иоанна Крестителя (Вроцлав). Возведен в 1158 г., неоднократно горел и разрушался, в том числе во время Второй мировой, отреставрирован в 1951 г.
  6. Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла (Познань, остров Тумский). Построен во второй половине Х в., возведен в статус собора в 968 г., является действующим.
  7. Кафедральный собор Святого Николая (Бельско-Бяла). Первоначально построен в 1447 г., был реконструирован два раза – в 1630 и 1910 гг. Статус кафедрального собора присвоен в 1992 г.
  8. Квидзынский собор и замок (Квидзын). Основан крестоносцами в период Средневековья, длительное время был епископской резиденцией. На территории находится также собор Иоанна Евангелиста и крипта с мощами святой Доротеи.

Современная архитектура Польши

Практически все современные здания, построенные в стране, спроектированы не польскими архитекторами – к созданию образа крупных городов приложили руку финны, австрийцы, испанцы, итальянцы. Самыми яркими представителями современного градостроительства являются:

  1. Музей истории польских евреев (Варшава, 2013 г.). Возведен по проекту финских мастеров и представляет собой модернистский комплекс с фасадом из графитового стекла, под которым скрыт экспрессивный волнообразный интерьер.
  2. Музей современного искусства (Краков, 2011 г.). Расположен в одном из корпусов бывшей фабрики Оскара Шиндлера. Построен по проекту, который разработали итальянцы Леонард Мария Проли и Клаудио Нарди.
  3. Щецинская филармония (Щецин, 2015 г.). Создана испанским архитектурным бюро Barozzi/Veiga, удостоена архитектурной премии.
  4. Шекспировский театр (Гданьск, 2014 г.). Построен по проекту итальянского дизайнера Ренато Рицци. Представляет собой черную «коробку» из кирпича цвета графита, имеет распахивающуюся крышу.
  5. «Кривой дом» (Сопот, 2003 г.). Идея создания здания принадлежит польским архитекторам – Шотинскому и Залевскому. Комплекс считается визитной карточкой города, внутри расположен торговый центр «Резидент».

Самые высокие здания Польши

«Высотки» стали строить в стране еще в середине ХХ в., причем уже в этот период для возведения небоскребов в Польше использовали самые инновационные архитектурные приемы, которые не устарели до сих пор.

В топ-5 самых высоких построек входят:

  1. Дворец культуры и науки (Варшава, 1955 г.). 42-этажное здание высотой 237 м (со шпилем) построено по аналогии со «сталинскими высотками», и было подарено Советским Союзом народу Польши.
  2. Варшавский шпиль (Варшава, 2016 г.). Высота 49-этажного небоскреба, построенного бельгийским девелопером в стиле постмодерн – 220 м (еще 55 м находятся под землей) Фасад отделан гиперболоидным стеклом, общая площадь помещений – 100 тыс. кв. м.
  3. Небесная башня (Вроцлав, 2012 г). 50-этажный комплекс высотой 51 м, построенный по проекту польских архитекторов, обошелся его владельцу в $400 млн.
  4. Бизнес-центр «Q22» (Варшава, 2016 г.). 42-этажное здание высотой 195 м. Буква «Q» обозначает «Quartz» (кварц), который символизирует архитектурное вдохновение, а цифра «22» – часть адреса комплекса.
  5. Złota 44 (Варшава, 2016 г.). 54-этажный небоскреб высотой 192 м назван по имени улицы, где он расположен.
Читайте также:  Общественная и жилая архитектура Древнего Рима

Застывшие в камне: советская архитектура в Польше

Начиная со второй половины 40‑х годов, когда послевоенная Польша вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы взяла курс на строительство социализма под бдительным руководством московских партийных лидеров, ее, в частности культурная, жизнь была неразрывно связана с таковой в СССР. Архитектура, как один из самых наглядных и долговечных видов искусства, говорит об этом контекстуальном единстве предельно ясно.

Стоит ли упоминать, что Польша катастрофически пострадала во время войны, когда почти половина ее культурно-исторического наследия была уничтожена, а в таких городах, как Варшава, Гданьск, Вроцлав, Познань, Щецин, Эльблонг и другие, пострадало до 90% старинной застройки в центральных районах. Это не говоря уж о плачевном состоянии промышленных предприятий, путей сообщения, включая мосты, и прочей инфраструктуры. Одним словом, Польше предстояло превратиться в одну большую стройку на долгие годы.

Польша вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы взяла курс на строительство социализма под бдительным руководством московских партийных лидеров

И первым делом поднять из руин предстояло Варшаву, которой, согласно Генплану, была уготована роль главного административного и культурного центра Польши, одного из ведущих промышленных и транспортных узлов.

План реконструкции Варшавы охватывал целую шестилетку с 1950 до 1955 года, предполагая по ее завершении продолжение работ в заданном направлении вплоть до середины 60‑х годов.

План реконструкции Варшавы

Одним из первых представителей новой польской архитектуры стало здание Главного статистического управления в Варшаве, которое проектировал именитый архитектор Ромуальд Гутт. Для его построек, в которых преобладали черты функционализма, были характерны трехмерные фасады с выступающими элементами, и этот проект не только не стал исключением, но, скорее, оказался квинтэссенцией его авторского стиля.

Здание Главного статистического управления в Варшаве

Только с высоты птичьего полета можно в полной мере оценить всю необычность замысла и масштабность осуществленных работ. Так здание Главного статистического управления выглядело сразу после завершения строительных работ в 1954 году. Всего же понадобилось шесть лет, чтобы возвести это необычное сооружение.

Здание Главного статистического управления в 1954 году

На несколько лет позже появился Дом крестьянина, построенный по проекту Богдана Пневского в 1957–1961 годах.

Это здание стало первым примером удачного сочетания строгой простоты функционализма и элементов ордерной архитектуры.

Одной из отличительных черт его внутреннего оформления были мозаичные картины в помещениях первого этажа.

Практически ровесником вышеназванных зданий является и чемпион по высоте не только в Варшаве, но и во всей Польше — Дворец культуры и науки.

Появившийся в центре города в 1955 году брат-близнец знаменитых «сталинских высоток» был спроектирован одним из популярнейших в ту пору архитекторов СССР, апологетом «советского ампира» и лауреатом Сталинской премии Львом Рудневым.

В этом конкретном случае зодчий успешно сочетал в проекте свой излюбленный неоклассицизм с аутентичными архитектурными мотивами, именуемыми «польским историзмом». Здание Дворца культуры и науки имени Сталина, как оно именовалось в ту пору, было своеобразным даром Польше от правительства Советского Союза.

Дворец культуры и науки

Не только польская столица, конечно, прирастала в эти годы интересными архитектурными сооружениями. Ярким примером может служить здание Высшего сельскохозяйственного училища, построенное в Кракове архитектором С. Ющиком в 1963 году. Проект в основном создан в стиле характерного для советского зодчества конструктивизма с привнесением некоторых присущих именно польской архитектуре черт.

Здание Высшего сельскохозяйственного училища

В настоящее время это учебное заведение носит название Сельскохозяйственный университет имени Гуго Коллонтая и ежегодно подготавливает студентов со всей Польши по пятидесяти специальностям на семи факультетах.

Сельскохозяйственный университет имени Гуго Коллонтая

Не столь масштабным, но тоже весьма любопытным с архитектурной точки зрения можно назвать кинотеатр «Космос» в Щецине, спроектированный в конце 50‑х годов польским зодчим Анджеем Коженевским.

Относящийся скорее к монументализму, кинотеатр не поражает размерами, но внушает почтение строгим и лаконичным абрисом, суровой геометрией фасада, а стены кажутся ничуть не тоньше, чем у средневекового романского замка, и крошечные окна-бойницы только усиливают этот эффект.

В прошлом году кинотеатр, действовавший на протяжении всех этих лет, закрыли на реконструкцию, которая не должна значительно затронуть внешний вид здания, так как оно признано памятником архитектуры.

60‑е годы открывают в Польше десятилетие, которое можно было бы окрестить «десятилетием оригинальной архитектуры». «Первые ласточки» появились, впрочем, еще раньше.

Первым образчиком «космических» построек в социалистической Польше стал универмаг «Кругляк» в Познани, построенный в 1955 году и до сих пор удерживающий звание первого и единственного идеально круглого — а точнее, цилиндрического — здания подобного назначения во всей Европе.

Сейчас там, помимо торговых площадей, располагается множество офисов, а также заведения общественного питания и развлекательные площадки.

Еще один «межзвездный лайнер» приземлился на набережной Кракова по воле архитектора Януша Ингардена и притворился гостиницей, которая получила название «Форум» и множество хвалебных отзывов об оригинальном фасаде и удачном расположении.

И — как тут не поверить в роковую силу «чертовой дюжины» — здание просуществовало в качестве гостиницы только следующие тринадцать лет! В 2002 году ее этажи опустели, и сейчас большинство из них простаивает, за исключением помещения на первом этаже, где теплится жизнь в небольшом анеграундовом кафе.

Но самым «неземным» стал, конечно, стадион «Блюдце» (по-польски Spodek) в Катовице, прославившийся именно своей нестандартной формой.

Спроектировали эту «летающую тарелочку» Мацей Гинтовт и Мацей Красинский, но одного проекта было мало, пришлось преодолеть значительные трудности, прежде чем строительство стало возможным.

Например, сырую и зыбкую почву под будущим символом города укрепляли с помощью тридцати тысяч тонн грунта, перевезенных сюда из других мест и распределенных на площади в девять гектаров — именно столько места планировалось отвести под сооружение. Но в конце концов стадион с помпой отпраздновал свой день рождения в 1971 году. Ведет активную жизнь он и поныне, являясь площадкой не только для спортивных мероприятий, но и для концертов и даже турниров по компьютерным играм.

В заключение хочется добавить, что оригинальной архитектурой в Польше отличаются не только общественные заведения и административные здания — есть и представители «малых сих», то есть обычных жилых многоквартирных домов.

Таков и первый польский «небоскреб» с подобием корабельной палубы у вершины, выросший в 60‑е годы по воле архитекторов Яна Богуславского и Богдана Гневевского в Варшаве, на пустыре, оставшемся после войны. Двухэтажная «палуба» ранее вмещала кафе, которое теперь не функционирует, а в доме по-прежнему живут люди.

Первый польский «небоскреб»

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Польский дом

Каркасные дома и дома в польском стиле отличаются удобством и экономичностью. Благодаря чему пользуются спросом в последние годы.

Классические польские усадьбы строились только из натуральных материалов, а кровля была довольно причудливо собрана с использованием слуховых окон и покрывалась только черепицей. Зачастую на входе ставились массивные колонны. Фасад декорировался натуральным камнем или ценными породами древесины. Кровля обязательно одного цвета с фасадом.

Проекты каркасных домов в польском стиле, что чаще выбирают

Правда, с тех времен все изменилось, утратил некоторые черты и польский дом. Поляки отказались от своих корней, и отдают предпочтение типичным европейским коттеджам, с их тягой к экономии и простоте. Этими чертами обзавелись и польские усадьбы, но это не исказило черты стиля, просто сделали его более прогрессивными, это, кстати, позволило и цену сделать более доступной.

Современный польский дом приобрел следующие черты:

  • коттедж имеет жилую мансарду, чаще всего встречаются одноэтажные варианты;
  • солидная площадь от 120 квадратов;
  • классическая двухскатная и четырехскатная кровля, но сейчас можно найти и множество плоских вариантов;
  • панорамное остекление, либо очень широкие окна.

Кроме этого, спросом пользуются польские коттеджи с несколькими санузлами и большим количеством спален, без учета гостевой комнаты.

Как современные дома отличаются от классических

Поляки отличаются прагматизмом и тягой к удобным вещам, поэтому стиль стал более экономичным и не столь требовательным к роскоши. Так, многие дорогие материалы заменили на более доступные, но не уступающие по эксплуатационным параметрам:

  • натуральная черепица слишком дорогая, поэтому вместо нее отлично используются материалы, имитирующие натуральную кровлю;
  • в оформлении фасада все также используется древесина, но уже не ценных пород, искусственный камень;
  • кровля оформляется в цвет фасада;
  • колонны в большинстве вариантов отсутствуют.

Также в большинстве вариантов отсутствует гараж. Расположение комнат в коттедже отличается функциональностью и эргономикой.

Проекты домов

Строительство каркасных домов в польском стиле разрабатываются только профессиональными архитекторами по всем европейским стандартам. Проект полностью соответствует отечественным СНиПам. При необходимости меняются:

  • установка и марка отопительной системы (если устанавливается по проекту котел);
  • высота стен, кровельные и стеновые пироги;
  • высотка аттиковой стены (если потребуется).

Само собой, внося поправки, приходится заново перерабатывать все параметры строения, с нуля рассчитывают нагрузки на стены и фундамент. Также рассчитываются все инженерные коммуникации.

Мы предоставляем свои типовые вариант, но всегда готовы рассмотреть ваш проект и адаптировать его под климатические условия нашей страны. Если у вас имеется готовый проект, то мы готовы его реализовать в кратчайшее время. Также в проект могут вноситься изменения, все сугубо по желанию, изменить можно не только планировку комнат и инженерных коммуникаций, но и строительные материалы.

Читайте также:  Храмовая архитектура Древнего Египта

Обустройство коттеджа

Такой дом отличный вариант для проживания большой семьи. Сейчас многие в планировке делают два санузла, если в строении два этажа – то на первом, и втором этаже соответственно. Кухню многие совмещают с небольшой кладовой, а на первом этаже ключевое пространство отдается под гостиную.

Если вы стеснены по средствам и не можете позволить себе большой дом, то всегда можно совместить гостиную с удобным рабочим кабинетом, обустроить рабочее место, установить компьютер.

В усадьбе не предусмотрено наличие таких помещений, как: прачечная, гардеробная, гараж и прочие элементы, но по желанию, их всегда можно построить, это идет как дополнительная опция.

Как живется в польской усадьбе

Не забывайте про то, что такая постройка в первую очередь ориентируется на европейский рынок, а значит, в проекте учитываются требования не только отечественных строительных компаний, но и иностранных. Загородный дом оснащается только прогрессивными и доступными по цене звуко- и теплоизоляционными материалами, качественным кровельным покрытием и доступными облицовочным материалом. Во многом благодаря такому подходу, дом будет стоить на уровень дешевле своих аналогов, а кроме этого, можно будет солидно сэкономить на отоплении помещения зимой.

Загородный дом по данной технологии отвечает современным требованиям пожарной безопасности, это можно отнести к многочисленным плюсам. Также нельзя не отметить быстрое возведение постройки, достаточно несколько профессиональных строителей и своевременного подвоза стройматериалов, чтобы переехать в собственное загородное жилье всего через пару месяцев.

Архитектурное образование в Польше

Профессия архитектор появилась много тысячелетий назад. Ее потребность была обусловлена появлением первых городов. При этом нужно было учитывать особенности ландшафта. Дома должны быть практичными, эстетически красивыми и одновременно выполнять множество функций.

Александр Македонский перед основанием города Фароса пригласил к себе архитекторов и первые чертежи они выполнили с ячменного зерна, обозначив на земле основные моменты зданий. Сегодня архитектор использует для создания чертежа компьютерную графику, но главным остается особенный склад ума, необходимый для этой профессии.

Архитекторами называют специалистов, работающих в сфере строительства и проектирования:

  • различных зданий,
  • памятников,
  • территории и пр.

Более того, эта профессия, несомненно, является одной из наиболее творческих. Деятельность архитектора подразумевает собой также предварительное создание, расчет и воплощение художественного образа на бумаге. Существует несколько разновидностей этой классификации:

  • ландшафтный архитектор;
  • архитектор-реставратор;
  • архитектор строитель.

Но наиболее популярными в данный момент являются архитекторы-дизайнеры, а именно дизайнеры интерьеров.

Профессия ландшафтный архитектор подразумевает работу с садово-парковым искусством. Подобный специалист должен создавать специальные проектные чертежи, на которые фиксируются все составляющие будущей композиции. В том числе, порода деревьев и состав травы.

Обучаться этой специальности можно в Высшей Школе Экологии и Управления в Варшаве, в Природоведческом Университете во Вроцлаве, в Аграрном Университете им. Х. Коллонтая в Кракове. Там специально для студентов этой специальности созданы лаборатории и площадки, где проходят практические занятия, что бы студенты сразу могли применять на практике полученные знания. Также факультеты ландшафтного дизайна предлагают политехнические университеты практически в каждом воеводстве.

В свою очередь, архитектор строитель или архитектор промышленного строительства занимается проектированием зданий, задействованных в области взаимодействия человека и производства. Он отвечает за правильное расположение предприятия для наиболее рациональной организации развития технологического прогресса. Этому можно обучаться например в Варшавской, Вроцлавской или Люблинской политехнике. Программа обучения на этом факультете позволяет, среди прочего, получить необходимые знания и навыки в области проектирования конструкций зданий и строительных элементов, технологий, используемых в строительстве, а также управления инвестиционным процессом. Учебная программа позволяет познакомиться с современными строительными материалами, компьютерными технологиями в сфере дизайна и лабораторными исследованиями. Все абитуриенты сдают экзамен по рисунку, к экзамену начинают готовится, в среднем, за год до поступления, что бы успеть освоить все необходимые техники и стили.

Профессия архитектора-реставратора подразумевает работу с реконструкцией памятников и возвращением им былого величия. С его помощью можно вернуть любому зданию былую красоту или переделать его на современный лад.

Очень востребованными на сегодняшний день являются архитекторы-дизайнеры жилья. Для специалистов в этой сфере всегда найдется работа, как в большом мегаполисе, так и в маленьком городке. Они занимаются, помимо всего прочего, планировкой коттеджей, квартир или всевозможных офисов. Попасть на этот факультет сложнее всего – для поступления необходимо сдать порт-фолио из 20-40 работ по специальности и защитить работу перед приемной комиссией. Именно из-за этого на направления дизайну интерьеров иногда не набирается группа студентов – высокие вступительные требования, которые не каждый кандидат проходит. Обучение на данной специальности предлагает, среди прочих, Высшая Школа Экологии и Управления в Варшаве, Академия им. Ф. Моджевского в Кракове.

Если Вы хотите связать свое будущее с архитектурой в Польше, но не знаете, с чего начать – обращайтесь к нам, наши специалисты Вам с радостью с этим помогут.

+38 (044) 229 90 20
+38 (098) 038 08 08
+38 (066) 001 32 49

История архитектуры

Вы здесь

Архитектура Польши XV в.

Города . Планировка городов определилась уже в предыдущем периоде. Центр города, прямоугольная торговая площадь (рынок), имела во многих польских городах значительные размеры (например, Новый Сонч 320X320 м, Вроцлав 208X1575, Краков 210X1190, Познань 130X130). По диагональным осям площади, а при больших размерах ее и по нормальным осям расходятся улицы, образующие прямоугольную сетку внутри овальной линии оборонительных укреплений. Часто улицы, ведущие с площади к городским воротам, искривлены. Иногда можно в плане города видеть овал, связанный со старейшей формой поселений, так называемых «овальниц».

Рис. 1. Краков. Генеральный план старой части города. 1 — ратуша; 2 — суконные ряды; 3 — костел Богоматери; 4 — королевский замок; 5 — кафедральный костел; 6 — Флорианские ворота

Ратуша стоит на площади обычно несколько сбоку для удобства торговли. Городской храм (фара) находится вне площади, как более ранний, чем планировка готического города, и лишь иногда, как, например, в Кракове, стоит непосредственно на площади (рис. 1). Францисканский и доминиканский монастыри размещены внутри города при городских стенах близ ворот. Кварталы внутри города разделены на участки 6 — 9 м ширины при длине до 40 м.

Участки застраивались жилыми домами по одной стороне, в глубине участков располагались хозяйственные постройки. Общая плотность застройки сильно увеличилась с XVI в. в связи с ростом населения при ограничении территории и города линией городских стен. Много ремесленных мастерских, особенно огнеопасных, было вынесено за городские стены, что способствовало образованию предместий. Развитие промышленности приводит к созданию новых городов, каков, например, Олькуш (горный промысел). В области благоустройства городов известно о сооружении водопроводов (Краков), устройстве каменных и деревянных тротуаров.

Рис. 2. Старград. Жилой дом первой половины XV в.

Жилые дома . В XV в. в городах строят много каменных домов, хотя количество деревянных домов продолжает оставаться значительным, а в меньших городах преобладающим. Длина домов 25 — 30 м при трехчастной композиции плана с сенями посредине. Первый этаж использовался для торговли и складов и соединялся с погребами. На втором этаже жил владелец дома, а выше челядь. Иногда верхние этажи и многоярусные чердаки использовались как склады. Фасады домов в северной части Польши — кирпичные, в южной — каменно-кирпичные, иногда членились вертикальными нишами, в которых находились окна (рис. 2), а завершались щипцами разнообразной формы. В интерьерах характерны ниши в стенах, деревянные потолки на профилированных балках и роспись стен сеней и комнат.

Городские укрепления, замки и усадьбы . В XV в. городские стены дополнялись новыми пристройками, старые тыны или деревянно-земляные валы заменялись каменными и кирпичными стенами. В ряде городов (Краков, Познань, Варшава) возведена была вторая линия укреплений из стен с башнями, расположенных ниже старых стен. Старые башни надстраивались, иногда получая машикули; строились богато оформленные воротные башни, особенно на Поморье (Гданьск, Слупск, Хойна и др.).

Рис. 3. Краков. Барбакан перед Флорианскими воротами, 1498 г.

Для лучшей защиты входов в город перед ними возводят особые укрепления — цвингеры (Краков, Варшава, Сандомеж), а со второй половины XV в. — барбаканы, соединенные с воротами длинным укрепленным переходом, уже приспособленные для артиллерии и являющиеся выдвинутой вперед батареей. В Кракове сохранился барбакан перед Флорианскими воротами (1498 г., рис. 3) — кирпичная постройка с внутренним диаметром около 10 м при толщине стен свыше 2 м. Два нижних яруса бойниц пушечные, третий — для ручного оружия. Шесть башенок со шпилями играют скорее декоративную роль. Въезд в барбакан с подъемным мостом расположен сбоку, что давало возможность защищать его с городских стен. Мост, проходивший над рвом, в XIX в. был разрушен, а ров засыпан. Барбакан в Варшаве XVI в. меньше краковского: внутренний диаметр его 4 м, толщина стен 2 м. В 1548 г. он завершен декоративной стенкой. С Новомейскими воротами барбакан соединен мостом, причем на мостовых устоях стоят с обеих сторон перехода небольшие башни на тромпах.

Рис. 4. Опоров. Замок, 1434—1449 гг. Рисунок Я. ЗахватовичаРис. 5. Дембно. Замок, 1470—1480 гг.

О строительстве деревни и постройках мелкой шляхты в XV в. мы знаем немного. Это были деревянные усадьбы, часто укрепленные (тыны, валы) для защиты от крестоносцев, татар или внутренних усобиц. Появляются небольшие каменные замки, дополняющие систему королевских замков, составлявших совместно с укрепленными городами общую систему обороны страны, осуществленную еще в первой половине XIV в. при короле Казимире Великом. Маленький замок в Опорове (1434—1449 гг.) имеет внутренний двор, окруженный крепостной стеной, с большой прямоугольной жилой башней, часовней в полукруглой башне и сокровищницей (рис. 4). В замке в Дембно (1470—1480 гг.) (рис. 5) тоже устроен внутренний двор. В его архитектуре преобладает не оборонный, а жилой характер. В окнах, порталах и росписях замка сохранилось много элементов готики.

Читайте также:  Херсонес Таврический в Севастополе — частичка истории длиною в 2500 лет

Литературные источники почти ничего не говорят о сельских постройках. Известно, что стены их были рубленые или фахверковые, кровли из соломы, теса или гонта. Стены хозяйственных построек делали главным образом из плетня, но с развитием вотчинного хозяйства феодалов строили и каменные здания (гумно в Колбаче, остатки построек в Сулейове и др.).

Общественные здания . Развитие городов выразилось в строительстве общественных и хозяйственных зданий. Существующие ратуши XIV в. были увеличены, а в некоторых городах построены заново (Тарнов, Бечь). В XV в. надстроен великолепный щипец ратуши в Гданьске. В первой половине XV в. мастер Генрих Брунсберг строит ратуши в Хойне и Шецине, продолговатые в плане, без башен, с открытой лоджией на короткой стороне и большими богатыми щипцами.

Рис. 6. Гданьск. Артусов дом, 1476—1481 гг.
Рис. 7. Гданьск. Дом Братства Куркового, 1479—1494 гг.Рис. 8. Краков. Университет, XV в. Галерея двора

В конце XV в. построен дом собраний купечества, так называемый дом Артуса в Гданьске (рис. 6), с большим залом, перекрытым звездчатым сводом на четырех тонких гранитных столбах. Там же построено интересное здание Братства Куркового (стрелков), квадратное в плане, кирпичное с изящной отделкой фасадов и высокой крышей с фигурой св. Георгия наверху (рис. 7). В 1400 г. было начато строительство здания для Краковского университета, основанного в XIV в. Ряд залов окружает внутренний четырехугольный двор, окруженный галереями на каменных столбах с «хрустальными» сводами (вторая половина XV в., рис. 8).

Из зданий другого рода известно по рисункам общежитие кантонистов в Кракове 1470 г. К этому же типу принадлежат так называемые дома Длугоша в Сандомеже (1478 г.) и в Вислице — двухэтажные здания с большими сенями посредине.

В XV в. появляются склады-амбары в торговых городах: Торуне, Грудзендзе, Быдгощи, Гданьске, кирпичные здания с маленькими окошками и щипцами со ступенчатыми нишами. В Радоме сохранилось средневековое кирпичное здание с печью для плавки воска.

Представление о мастерских и их оборудовании в период позднего средневековья дают иллюстрации так называемого Кодекса Бехема начала XVI в. (в Кракове). Сохранились перестроенное здание госпиталя Св. Духа в Кракове (1474 г.), а также госпиталь в Шидлове за городскими воротами, состоящий из анфилады залов с капеллой на поперечной оси здания.

Культовые здания . В XV в. заканчивается возведение кафедральных соборов в Гнезне и Познани, перестраивается алтарная часть церкви Богоматери в Гданьске, строятся приходские церкви. Но все же строительство культовых зданий в XV в. не имело такого значения, как столетием раньше.

При строительстве новых церквей в XV в. в Польше, как и в Баварии, Чехии или Словении, отдавалось предпочтение зальным постройкам. В приходских церквах алтарную часть не отделяют специальной аркой, объединяя нефы и алтарь в одно целое. Для полного соединения пространства нефов и алтаря продолжают боковые нефы (деамбулаторием).

Рис. 9. Гданьск. Церковь Богоматери, XIV—XV вв.
Рис. 10. Гданьск. Троицкая церковь францисканского монастыря, 1431—1480 гг.

В северной группе церквей в XV в. вместо характерного для классической готики расчленения внешних стен контрфорсами возводятся стены гладкие, либо с плоскими декоративными лопатками. Контрфорсы, необходимые по конструктивным соображениям, обращены внутрь здания, обогащая его внутреннее пространство. Мощные гладкие стены церквей, прорезанные высокими окнами, — это создание XV в., когда начинаются поиски простого массивного объема, дополняемого кружевной деталировкой щипцов или аттиков, что выявится вполне в формах архитектуры Возрождения в XVI в. Самым выдающимся примером такой постройки XV в. является церковь Богоматери в Гданьске (рис. 9). В 1446 г. закончена перестройка алтарной части, а затем перестроены нефы одной высоты с зальным трехнефным трансептом. Возник, таким образом, исключительно выразительный интерьер огромного храма, имеющего снаружи простые стены без контрфорсов, прорезанные высокими окнами. Над карнизом проходит кружево готического аттика, а тройные щипцы фланкированы по углам башенками со шпилями. Контраст гладкой мощной стены и легкой ажурности завершения можно видеть в церкви Св. Троицы при монастыре францисканцев в Гданьске (рис. 10) и в других церквах XV в. в Гданьске и Торуне.

Несколько иной является группа церквей на Западном Поморье и в Великопольше, связанных с именем выдающегося архитектора Генриха Брунсберга , уроженца Бранева, работавшего в Бранденбурге, Западном Поморье, Мархии и Великополыне в конце XIV и в первой половине XV в. как «магистр» из Шецина.

Рис. 11. Познань. Церковь Богоматери, 1433—1444 гг. г. Брунсберг
Рис. 12. Ныса. Церковь Якуба, 1401—1430 гг.

Из построек Генриха Брунсберга на территории теперешней Польши самыми выдающимися являются ратуши в Хойне и Шецине, церкви в Хойне, церкви Богоматери в Познани (1433—1444 гг.), Петра и Павла в Шецине и там же перестроенная церковь св. Якуба. Он применял зальную систему с внутренними контрфорсами, а снаружи вводил плоские лопатки с декоративной обработкой из профилированного, глазурованного кирпича и выступающие над ними выше карниза изящные вимперги. Церковь Богоматери в Познани (рис. 11) является типичной постройкой Брунсберга.

Среди зальных костелов Силезии наиболее интересна церковь св. Якуба в Нысе, построенная в 1401—1430 гг. архитектором Петром , — трехнефный зал, составляющий одно целое с тоже зальной алтарной частью (рис. 12). При значительной высоте нефа (25 м) интерьер является лучшим среди интерьеров зальных храмов. Пространственная концепция и некоторые детали связывают церковь в Нысе с чешской архитектурой (Колин, Кутна Гора).

На территории Великопольши в XV в. строится много церквей почти исключительно зального типа (в Быдгоще, Лекно, Мендыжече, Слупце и др.). Единственной базиликой этого времени является церковь в Шамотулах. К XV в. принадлежит перестройка алтарной части кафедрального собора в Познани с деамбулаторием, над которым возвышаются три башни, открытые внутрь. Великопольские церкви имеют хорошие пропорции и, как в XIV в., наружные контрфорсы. Исключение составляет упомянутая церковь Богоматери в Познани. На территории Великопольши были сооружены два центрических храма, редких в готической архитектуре. Один из них в Гославицах (1444 г.), другой, искаженный позднее, в Мишеве. Церковь в Гославицах (рис. 13) восьмиугольная в плане с четырьмя ветвями; нервюрный свод восьмерика поддерживается тонким восьмигранным каменным столбом, стоящим посредине.

Рис. 13. Гославицы. Церковь первой половины XV в. План и интерьер
Рис. 14. Визна. Церковь, XV в.

В XV в. строились и более архаичные постройки. Построенные в XV в. в Малопольше церкви-базилики в Бешове, Скальбмеже и Бодзентине — поздний отзвук церквей с системой столбов и контрфорсов так называемой «Краковской школы». Простые в объеме однонефные церкви в Шидлове или Кшценцицах (уже XVI в.) отличаются стройностью лизеновых и ступенчатых щипцов.

В Люблине в XV в. кроме капеллы на Замке построена церковь монастыря Визиток, основанная Владиславом Ягелло после победы под Грюнвальдом, трехнефная с позднеготическим щипцом. Скромны церкви XV в. на Мазовше, в которых вся экспрессия сосредоточивается в щипцах, украшенных ступеньками, побеленными нишами, а иногда просветами декоративных отверстий (Цеханув, Бендкув, Бжесть Куявски, Визна, рис. 14). У других мазовецких церквей с запада стоят большие башни — влияние архитектуры крестоносцев (Нешава, Рацёнжек, Пшасныш, Остроленка). Все упомянутые церкви однонефны, кроме собора в Ломже, трехнефного зального с приподнятым средним нефом и позднеготическими хрустальными сводами XVI в.

С момента объединения Польши и Литвы готические формы проникают на восток, а некоторые элементы русского искусства проникают в Польшу ( русские художники расписывали церкви в Люблине, Кракове, Сандомеже и Гнезне ). Это сочетание живописи, ведущей свое происхождение из Византии, с готической архитектурой в Люблине или Сандомеже дало необыкновенно сильное художественное целое.

Древнейшие сохранившиеся деревянные церкви принадлежат ко второй половине XV в. Таковы церкви в Малопольше — в Дембно, Грывалде, Ивкове второй половины XV в., в Харклёве, Лонче (рис. 15, 1490 г. а также силезские — в Ксенжем Лясе (1499 г.).

Рис. 15. Деревянные церкви: Лонча, 1490 г., общий вид; Дембно, вторая половина XV в., интерьер

Деревянные церкви однонефны, в плане близки к квадрату, с более узкой алтарной частью, прямоугольной или многогранной. Стены рубленые, а крутая гонтовая крыша придает церквам готический силуэт. С запада примыкает деревянная башня — колокольня каркасной конструкции с нависающим верхним этажом (обычно более поздняя, как и окружающие церковь навесы). В резьбе деревянных порталов, иногда в стрельчатой форме алтарного проема много готических форм. Внутри деревянные церкви были покрыты росписью, главным образом мелким орнаментом (Дембно, рис. 15, Кружлёва).

Польская архитектура XV в. была готической, связанной с предшествующими этапами ее развития и сохранившей многое от старой строительной техники и материалов — кирпича для стен и сводов с каменными столбами, нервюрами, проемами и декором на юге, кирпича с керамическим убранством на севере. Но в течение XV в. архитектурные детали становились утонченнее и сложнее, а крестовые нервюрные своды превратились в более декоративные звездчатые, а затем в сетчатые и хрустальные.

Усложнялись формы лопаток, фиалов, оконных переплетов, а также щипцов и аттиков, которые в Поморье и Мазовше сами превратились в эффектную декорацию, не связанную с крышами и своим богатством контрастировавшую с гладкими стенами. Близость форм аттиков и щипцов светских построек и церквей, как и предпочтение, отдававшееся тогда зальным церквам, говорит о проникновении светского в церковную архитектуру. Наконец, для XV в. типичны увеличение числа каменных светских построек и начало процесса превращения замка-крепости в замок-дворец.

Глава «Архитектура Польши», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Я. Захватович. Москва, Стройиздат, 1967

Ссылка на основную публикацию