Архитектура Киевской Руси

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура Киевской Руси

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы строительства каменной архитектуры.

Совершенствуется мастерство строителей. Местные архитекторы и художники работают в тесном творческом контакте с византийскими инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X — XI веках мировое значение.

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская архитектура , в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.

Каменное строительство Древней Руси зародилось в Киеве уже в середине X века. В известной исторической летописи — » Повести временных лет», написанной около 945 года, можно найти такие строки: » Над горою двор теремный, бо бе ту терем камен».

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.

Церковь Богородицы ( Десятинная) в Киеве.

В 988 — 995 годах в Киевском детинце строилась Церковь Богородицы ( или Десятинная церковь), которая представляла собой первый каменный храм на Руси. Однако в 1240 году сооружение было разрушено. В его основе лежит простая система, характерная для византийского провинциального зодчества. Стены церкви были построены из камня, причем, строительство велось по системе » смешанной кладки» способ укладывания кирпича с » утопленным» рядом.

При этом элементы древнерусской архитектуры XI — XII веков, характерные для декора фасадов, в византийском зодчестве появились значительно позже. Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под » квадровую» кладку. Церковь была многоглавой, что абсолютно нетипично для византийской архитектурной традиции. Интерьер Десятинной церкви был богато украшен мраморными резными деталями, а пол щедро декорирован мозаикой.

Древнерусские архитектурные памятники.

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит сложная крестово — купольная система.

Новейший стилевой этап наступил на Руси в 30 — 50 годы XI века, когда окончательно сформировались черты монументального древнерусского искусства. Главным памятником того периода можно считать Софийский собор , построенный в Киеве в 1037 — 1044 годах во времена правления князя Ярослава Мудрого. Прекрасный собор был построен на пересечении двух главных магистралей новой части Киева — » города Ярослава».

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.

На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве. Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:

  • ширина = 20 метров;
  • длина = 30 метров;
  • высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.

На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется керамика .

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:

  • Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
  • Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
  • Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер сооружений. При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.

Новый подъем Киевской архитектуры происходит в конце XII века. Этот период наиболее ярко отражен в строительной деятельности времен правления князя Рюрика Ростиславовича, который по свидетельству очевидцев » имел любовь ненасытную о зданиях». В это время в Киеве работал известный зодчий Петр Милонег.

Виды древнерусского искусства.

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:

  • Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
  • Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
  • Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.

В Киев из Царьграда были привезены знаменитые иконы : » Владимирская Богоматерь» и » Троица». Известна также икона » Свенская Богоматерь», которая представляет собой икону и изображением русских Святых — Бориса и Глеба.

Киевские художественные традиции живут в ряде икон Новгорода и Северо — Восточной Руси. Большой популярностью пользовались иконы » деисусного чина», сюжеты которых изображали сцены заступничества Богоматери перед Богом за людские грехи.

Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.

Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:

  • » Остромирово Евангелие»
  • » Кодекс Григория Двоеслава»
  • » Евангелие»

В Киевской Руси возникают ценнейшие произведения восточно — славянского народного музыкально — поэтического творчества. Богатырские былины были записаны позднее, от потомков древних певцов. Широкую известность получил былинный рассказ о Князе Владимире » Как во городе стольнокиевском».

На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси

Церковь и архитектура Киевской Руси

Начиная с X века русская архитектура была неразрывно связана с Церковью и христианской верой. Первым русским городом, принявшим крещение, стал Киев. Данные события поспособствовали тому, что первый православный храм появился на Руси еще в X веке. Известно, что первые храмы и церкви были деревянными. В древних летописях отмечается, что выдающимися деятелями строительной отрасли в те времена были вышгородские зодчие Миронега и Ждан-Никола. Они занимались проектированием и строительством деревянных сооружений.

В конце X века в Новгороде была построена деревянная церковь святой Софии «о тринадцати верхах». В 1049 году эта церковь сгорела при пожаре, как и большинство деревянных сооружений того времени. Не дошли до наших дней и многие другие постройки русских зодчих XI века. Но сохранились многие другие каменные сооружения.

Русское искусство во времена Средневековья стало новым образом Христианского искусства, которое по своей значимости не уступало Византийскому.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Десятинная церковь

Её также называли церковью Успения Пресвятой Богородицы. Первая каменная церковь на Руси была построена в Киеве в 996 году и была посвящена пресвятой Богородице. Строительство проходило во времена правления князя Владимира Великого, выделившего на возведение сооружения десятую часть своих доходов. Позднее её назвали десятиной, оттуда и пошло её название. Церковь представляла собой крестово-купольный шестиярусный храм из камня. Известно, что образцом для данного сооружения послужила церковь Богоматери Большого Императорского дворца Константинополя, называемая Фаросской.

Десятинная церковь была возведена из плоского и очень тонкого кирпича, шириной 2,5-3 сантиметра. Внутреннее пространство здания характеризовалось сложной планировкой с многофункциональной организацией, которая не была свойственна деревянным церквям. В наши дни в результате раскопок были обнаружены некоторые элементы отделки, такие как:

  • обломки штукатурки с фресковой росписью;
  • фрагменты керамической плитки, покрытой глазурью;
  • элементы пола из мозаики.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Это позволяет сделать вывод, что данный храм по своей красоте и размаху не уступал византийским храмам.

Известно, что в начале XI века церковь была повреждена пожаром, но позднее восстановлена. При реконструкции к основному зданию были пристроены три галереи. Десятинная церковь была украшена мозаиками, мраморными и шиферными отделочными плитами.

Примечательно, что для внутреннего оформления помещений некоторые иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса).

В 1007 году была организована княжеская усыпальница, в которой была похоронена христианская супруга Владимира – византийская царевна Анна. В 1015 году здесь похоронили князя Владимира. Позднее, в 1044 году сюда также были свезены из Вышгорода останки княгини Ольги.

В конце XII века церковь была разграблена сначала войсками Андрея Боголюбского, затем армией Рюрика Ростиславича, а в конце 1240 года орда хана Батыя полностью уничтожила Десятинную церковь, остававшуюся последним оплотом киевлян.

Первые раскопки руин церкви были проведены в начале XVII века под руководством митрополита Петра Могилы, основавшего рядом небольшую церковь в память о потерянной святыне. Он разместил в своем здании одну из старейших икон с образом святого Николая, которую князь Владимир привез из Корсуня. Позднее при других раскопках были обнаружены саркофаги князя Владимира и его супруги Анны, останки были перезахоронены в храме Спаса на Берестове, а после их перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Останки других князей, найденные при раскопках, были захоронены в Софийском соборе.

К началу XIX века были восстановлены фундаменты церкви, а к 1842 году на них была возведена новая церковь. В XX веке новое здание было разобрано, после чего были организованы археологические исследования древнего памятника. По результатам многочисленных экспертиз выяснилось, что от древнейшего сооружения сохранились нижние ряды кирпичной кладки и некоторые фрагменты фундаментов. Несмотря на то, что во время последних исследований вся площадь Десятинной церкви была раскопана, по уцелевшим участкам современным инженерам удалось отследить лишь контур здания.

Преображенский собор в Чернигове

Данное сооружение примечательно тем, что сохранило свой первоначальный облик до наших дней. Храм был заложен в XI веке по приказу князя Мстислава Владимировича, который являлся сыном князя Владимира Святославовича.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Японии

Рисунок 1. Преображенский собор в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Материалом несущих стен храма является кладка из тонкого обожженного кирпича с вкраплением необработанного камня. Кладка была сделана таким образом, чтобы некоторые ряды кирпичей, составляющих наружную поверхность стен, образовывали выступы, которые покрывались розоватым раствором. Стены в то время не штукатурили, поэтому данный прием придавал зданию храма нарядность и неповторимую легкость.

Данный собор сохранился практически в первозданном виде.

Пятницкая церковь в Чернигове

В период с XI по XIII века в Чернигове была построена Пятницкая церковь, архитектура которой вобрала в себя все новые веяния того времени. Храм по своей форме напоминает свечу и отличается высоко поднятой центральной частью. Прямоугольный нижний объем здания плавно переходит в круглый барабан, на который опираются возвышающиеся друг над другом арки. Есть основания полагать, что архитектурным проектированием церкви занимался известный в то время зодчий Петр Милонег.

Рисунок 2. Пятницкая церковь в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В годы Великой Отечественной войны данный храм был разрушен. Позднее его восстановили в облике, близком к первозданному.

Византийская империя подарила Киевской Руси умение строить храмы и писать иконы. Однако, христианская Русь недолго чувствовала себя ученицей, поскольку очень быстро освоила навыки архитектурного проектирования православных сооружений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Архитектура Киевской Руси

Киевская Русь была обращена в Христианство в 988 году, и в Киеве, доминирующем политическом и культурном центре, мозаика, датирующиеся приблизительно 1045 годом, были созданы Византийскими мастерами. Другие Византийские художники и ремесленники работали в направлении развития архитектуры Руси того времени, таким образом, архитектура Киевской Руси, в целом, было основано на Византийских основах. Архитектура и живопись развивались как важные, самостоятельные и независимые области искусства, оба начали активно развиваться именно в это время.

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники 10-17 веков оказались утрачены. Основной элемент любой деревянной конструкции – бревно – определял и пределы, и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание не строил – простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей или шатровых церквей.

Каменное строительство получило определенное развитие с конца 10 начала 11 веков, что было связано с крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храме Киевской Руси соборе святой Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси.

Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.

Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения, также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.

Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 году и первый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии. Историки архитектуры расходятся во мнениях относительно того, какими были взаимоотношения каменной и деревянной архитектуры, какая из них оказывала влияние на развитие другой. Вероятней всего влияние было двусторонним. Каменная архитектура, особенно храмовая, испытывала определенное влияние деревянного зодчества с его приемами двухскатной и четырехскатной кровли и пр., в свою очередь, деревянная архитектура усваивала и осваивала элементы каменного строительства в той мере, в какой они могли быть воспроизведены в принципиально ином строительном материале.

Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.

Чередование четвериков и восьмериков, особенно характерное для храмового зодчества, создало весьма распространенный на Руси тип двух- и многоярусных шатровых храмов – от небольших, односрубных или одностолпных церквей, до многостолпных соборов. Отдельные срубы (столпы) связывались между собой системой галерей, переходов, крылец. Все здания ставились на деревянные или каменные цоколи (подклеты), в которых размещались частично уходящие под землю подвальные помещения и входы в погреба, и подземные ходы.

Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др.); монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. В период раздробленности Руси в различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурные школы. В Новгороде с середины 12 века преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др.).

Наиболее значительной в 12 -13 веках становиться владимиро-суздальская школа. Во Владимирскую землю приглашались каменных дел мастера из Галицко-Волынской земли, Польши и др. По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец». Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощь Владимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенский собор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, церковь Покрова и Нерли). Особенностью внешнего убранства ряда храмов стало белокаменное узорочье, особенно характерное для Дмитриевского собора во Владимире и Григорьевского собора в Юрьеве-Польском.

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества. До наших дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские и домашние храмы Новгорода (Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата на Ручье, Спаса на Ильине улице) и Пскова (Василия с Горки, Козьмы и Дамиана с Примостья). Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды – с востока и крестоносцев – с запада правители северо-восточной Руси были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. В 14 веке были сооружены кремли в Новгороде и Пскове, крепости в Изборске, Острове, Порхове и др.

По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы. Во второй половине 14 начале 15 вв. сложился тип четырехстолпного одноглавого храма (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторжевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроньевского монастыря в Москве). Характерная особенность этих храмов – широкая расстановка подкупольных столпов, позволяющая значительно расширить диаметр главы, усилить освещенность интерьера, увеличить размеры иконостаса.

Основной крест перекрывался цилиндрическими сводами, боковые ячейкм-цилиндрическими, сферическими с выступающими подпружными арками. Система подпружных арок представляла собой развитую во все стороны пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственно и столбы, поддерживающие арки в плане крестообразного сечения. На стенах, как правило, делались пилястры, усиливающее место опирания арок. Пилястры фасадов , совпадающие с утолщениями стен внутри, так же включались в работу системы. С востока здание подпирали полукруглые объемы апсид, а с трех других сторон-более низкие открытые галереи. Каркас являлся структурной основой, определяя члеение интерьера и фасадов.

В кладке стен применялись кирпич, камень и известковый раствор. Фундамент под стены возводились обычно из колотого песчаника или известняка на растворе на глубину 90-120см по деревянным сваям.

Здание церкви, с куполом в центре, или с системой и центрального купола и окружающих куполов стала основной рабочей схемой для архитекторов Киевской Руси. К знаменитым памятникам архитектуры такого типа можно отнести Десятинскую Церков (989-996 гг.) и Софийский Собор (1037 г.) в Киеве. Все эти церкви были построены в Византийском стиле, хотя так же, влияние оказывала архитектура Болгарии, Грузии и Армении в различных комбинация. Софийский собор – центральная часть собора выполнена в форме греческого креста. У него было 13 куполов (символизирующий Христа и его апостолов). Количество куполов было увеличено в конце 17-ого столетия, так же были достроены дополнительные боковые галереи и своды.

Новгород был центром уникального и весьма оригинального искусства, которое жило и развивалось в течении всей жизни княжества, вплоть до его исчезновения 16-ом столетии; В новгороде получили свое развитие основные тенденции архитектуры Киевской Руси.

Церковная архитектурная история Новгорода началась с собора Святой Софии. Он был построен в 1045-52 гг., заменив деревянную, церковь с 13 куполами с тем же названием. Новый собор следовал за своей тезкой из Киева по своей конструкции, но расхождения с Византийским образцом весьма очевидны; В новгородском соборе есть двойные проходы, но только три апсиды. Внешне, церковь отличается даже больше от ее южного образца, у которого есть только пять куполов, стены являются строгими, опоры являются плоскими и голыми, и окна – маленькие и узкие. Есть кое-что явно российское в силуэте его защищенных шлемом куполов и в энергии монолитный, горизонтальных элементов.

Церкви 12-ого столетия напоминают собор Святой Софии в Новгороде, только в общей тенденции к простоте и вертикальным элементам; они были маленькими, кубическими в форме, со скромным в художественным оформлением. Суровый климат и тяжелые снегопады севера требовали различных модификаций Византийских архитектурных форм.

Со временем окна были сужены и глубоко утоплены вовнутрьь; крыши стали более крутыми; и профили плоского купола приняли выпуклую форму, которая, в различных вариантах, в конечном счете стала наиболее характерной особенностью российской церковной архитектуры. Церкви Пскова на Северо-Западе России были относительно небольшими и приземистыми и обычно имели три низких апсиды. Купола, крыши, и декоративные элементы были подобны образцам из Новгорода. Поскольку эти церкви были слишком маленькими, чтобы содержать внутренние колонки для поддержки купола, Псковские строители развили, конструкцию рядов арок карниза для поддержки барабанов купола и куполов. Эта конструкция — кокошник, стала любимым российским структурным и декоративным элементом. Паперти, внешние замурованные галереи, и колокольни были другим заметным вкладами Пскова в российскую архитектуру.

Область Владимиро-Суздальского княжества, как и другие центры ранней российской культуры, были результатом смешения Византийских, Романских, и Кавказских культур. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и жемчужина русской архитектуры, церковь Покрова на реке Нерли составили новый блестящий этап зодчества России.

Эти церкви как группа представляют продолжение традиций киево-византийской традиции в части плана конструкции, но старой схеме дали новую интерпретацию. Из Византии суздальцы приняли общие особенности квадратного плана с полукруглыми апсидами и четырьмя колонками, поддерживающими купол с круглым барабаном. Вместо кирпича, столь характерного для Византийской и духовной архитектуры жители Руси, использовали камень. Обработка и художественное оформление стен и глубоко вдавленных дверей и окон напоминают романскую архитектуру Западного Христианского мира; в характере резного декора чувствуется влияние запутанного художественного оформление Кавказа; но организация и согласованность форм являются определенно российскими и самобытными. После того, как Константинополь был захвачен Турками в 1453 году, Россия продолжала в течение нескольких столетий развивать национальное искусство, которое росло из Византийского периода. Во время 10-ого – 15-ые столетия, российское искусство отходило от Византийской модели и начало свое самостоятельное развитие после падения Константинополя.

Во 2-ой половине 15 века по мере возвышения Москвы строительство в городе и его окрестностях приобретало еще больший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройству города иноземных, преимущественно итальянских, мастеров. Под руководством итальянских мастеров, принесших в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль. Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор (архитектор Аристотель Фиорованти), Архангельский собор ( архитектор Алевиз Фрязин), Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари), внешнее убранство которой репродуцирует образцы итальянских палаццо, а интерьер сочетает традиционные черты русский теремных палат с одностолпными залами европейских дворцов, величественная церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (Колокольня Ивана Великого), ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града. Псковские зодчие соорудили в кремле домовой храм московских великих князей и царей – Благовещенский собор. Благодаря новым кирпичным стенам с 20 башнями, возведенных при участии иностранных архитекторов, Московский кремль стал одной из наиболее мощных крепостей Восточной Европы. В течении 16 века в Москве были сооружены еёще три линии укреплений – крепостные стены Китай-города и Белого города, деревянные стены и валы Земляного города.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Великобритании

В конце 15 начале 16 вв. в московской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных столпов (церковь Трифона в Напрудной слободе, сооруженная, возможно, псковскими мастерами, церковь Зачатия святой Анны, что в Углу, Малый собор Московского Донского монастыря). 16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов (церкви Вознесения в селе Коломенское близ Москвы, Покровский собор или Храм Василия Блаженного в Москве построенный в честь присоединения Казанского ханства). Элементы готики в облике этих храмов позволяют предположить участие в их сооружении европейских архитекторов, использовавших некоторые приемы старой европейской культуры, приемлемые для православного сознания. Шатер в этих храмах, видимо, воспринимался современниками как вытянутая глава, а его устремление вверх – как символ связи земного и горнего миров. Покровский собор, представляющий собой прихотливую комбинацию центрального шатрового храма, четырех небольших бесстолпных с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных храмов и производящий впечатление небольшого храма-города мог ассоциироваться с образом Иерусалима и символизировать материальное воплощение идеи Москвы как нового Иерусалима, как бы предваряя неосуществленную мечту Бориса Годунова возвести в Москве точную копию иерусалимских храмов Воскресения и Гроба Господня.

15-17 вв. отмечены интенсивным строительством крепостей и других оборонительных сооружений. С древнейших времен они строились как из дерева, так и из камня. Высота стен крепостей в ряде случаев доходила до 20 метров, толщина 6 метров, высота башен с бойницами для стрельбы – до 25-30 метров. Образцом древнейших укреплений может служить башня Братского острога, находящаяся ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Каменные крепости частично или полностью сохранились в Изборске и Ивангороде, мощные кирпичные кремли в Москве, Новгороде Великом, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, и др., мощная кирпичная крепость конца 16 начала 17 веков в Смоленске.

Древняя архитектура оставила много исторических памятников, но к сожалению не все…

Особенности архитектуры Древней Руси с 9 по 16 век

История архитектуры Древней Руси берет свое начало с создания Киевского государства. Завершился этот этап лишь с возникновением в 18 веке Российском империи. Период с 9 по 16 век был очень ярким, на него пришелся расцвет архитектурного зодчества, его замедление в связи с нападением татаро-монгольского ига и последующее восстановление.

Особенности архитектуры Древней Руси

Архитектура Древней Руси имела свои особенности, обусловленные принятием православного христианства.

Влияние православия на архитектуру Древней Руси

Если Западная Европа издревле строила храмы из камня, то языческая Русь всегда характеризовалась архитектурой деревянной. Каменная архитектура напрямую связана с распространением православного христианства. Храмы строились по образу крестово-купольных церквей греков.

Православие оказало влияние и на внутреннюю архитектуру храмов. Единство интерьеров достигалось в них путем построения низких алтарных перегородок, позволяющих молящимся видеть верхнюю часть алтарной части церкви. Этот нюанс был заимствован из византийских традиций.

Архитектурные стили Древней Руси

В истории архитектуры понятие стиля появилось лишь в 18 веке. История Древнерусского зодчества насчитывает 7 веков и является уникальной, поскольку в ней нет механического, бездумного копирования архитектуры зданий соседних и западных государств.

Каждый из периодов ее развития сложный и многообразный.

Архитектура Древней Руси по векам

Зодчество Древней Руси после ее крещения развивалось довольно стремительно. Каждый век имел свои отличительные черты.

Архитектура с 9 по 12 века

Можно выделить 4 архитектурных школы древнерусской культуры, сформировавшихся в период с 9 по 12 век:

  • киево-черниговскую;
  • галицкую;
  • новгородско-псковскую;
  • владимиро-суздальскую.

Мастера, пришедшие на русские земли из греко-восточных стран, начали активно возводить крестово-купольные храмы. Они отличались крестообразно расположенными цилиндрическими сводами, более тонкими, по сравнению с современными, стенами, сложно профилированными окнами. Ряд сооружений в 10 веке был построен с участием болгар.

Киев 11 века был укреплен мастерами по всем канонам оборонительного искусства. Это значит, что архитектура того времени отображала политическую силу существующего государства. Главная улица Киева замыкалась крепостной башней с широкими проездами, именуемой Золотыми Воротами. Они были предназначены для торжественного въезда в столицу правителями с южной стороны. Тем не менее, это строение оказалось сильно разрушено во время монгольского нашествия.

Архитектура с 10 по 13 века

В период с 10 по 13 век внимание к себе привлекли владимиро-суздальские храмы, а именно Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Юрьев-Польский являлся столицей небольшого княжества, заправлял им Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо.

Во имя Святого Георгия Победоносца был построен одноглавый четырехстолпный храм. Он отличался небольшими размерами, но привлекал внимание необычной отделкой фасадов. Все его тело покрывает легкая резьба по камню. Строительство этого храма завершилось за 3 года до нашествия на Северо-Восточную Русь полчищ Батыя.

Также можно выделить белокаменную церковь Святого Пантелеймона, построенную в начале 13 века. До наших дней она дошла в сильно разрушенном виде, но сохранила красоту декоративных арок. В ее строительстве были задействованы мастера из Галича.

Киев же мог похвастаться Собором Святой Софии. Именно там происходили торжественные церемонии возведения на княжеский престол. Изначально этот собор задумывался не как обычная церковь для совершения богослужений, а как главный храм всего Киевского государства. Технически он характеризуется как пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм.

Духовная суть архитектурного замысла Собора Святой Софии заключается в приобщении населения к православному миру. Близким по исполнению к этому храму является Софийский собор в Новгороде. Его строили те же мастера. Формы новгородского храма более лаконичные, он 5-купольный и обладает лишь одной лестничной башней.

Архитектура 14 века

С конца 13 — начала 14 века началось возрождение каменного военного зодчества. Были построены каменные укрепления Новгорода и Пскова, стены существующих крепостей усилились внушительными башнями над воротами и по всему периметру укреплений.

Православные храмы строились на деньги обеспеченных слоев населения, знати и бояр. Построенная в 14 веке Церковь Федора Стратилата стала классическим образцом Новгородского стиля. Ее фасад был украшен декоративными нишами с ручными росписями и вылепленными крестами.

В середине 14 века Псков сумел окончательно обособиться от Новгорода. Поскольку псковская территория была расположена на окраине государства, усиленное развитие получило оборонное зодчество. С целью поднять обороноспособность этих земель была построена крепость Изборск. Также и в самом Пскове появился каменный Кремль, периметр стен которого составлял 9 км. Все постройки, воздвигнутые в Пскове в 14 веке, можно охарактеризовать как лаконичные и суровые.

Также стоит отметить построенные Иваном Калитой Успенский и Архангельские соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Архитектура 15 века

Ко второй половине 15 века Московское княжество уже стало общепризнанным политическим центром государства., по этой причине важное значение приобрело развитие архитектуры именно на этой территории.

К работе над архитектурным образом столицы были привлечены признанные зодчие Новгорода, Пскова, Владимира. Также участие принимали итальянские мастера. Например, всемирно известный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти отправился во Владимир для изучения Успенского собора. Под его руководством началось возведение Каменного Успенского собора.

Архитектура 16 века

Вот несколько основных особенностей русской архитектуры 16 века:

  • на смену деревянному строительству пришло строительство каменное;
  • возводились и укреплялись фортификационные сооружения, т.е. военные крепости;
  • белый кирпич использовался наравне с красным;
  • начались работы по перестройке Московского Кремля, его стены были значительно укреплены;
  • началось строительство шатровых храмов и продолжилось возведение в провинции пятиглавых крестов-купольных храмов;
  • был основан Приказ каменных дел – орган управления, ведающий каменным делом;
  • работы осуществлялись с помощью подъемных механизмов.

16 век ознаменовался завершением объединения разрозненных русских земель при Василии III и трансформацией Руси в централизованное государство. Это был расцвет русского национального зодчества.

Символом архитектурного совершенства этой эпохи можно назвать Храм Вознесения в Коломенском. Это первый каменный шатровый храм и шедевр мировой архитектуры. С 19994г. здание входит в Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Архитектура Древней Руси по областям

В каждой области Древней Руси архитектура развивалась по индивидуальному сценарию.

Новгородская архитектура

Новгородская архитектурная школа начала свое формирование в середине 11 века. Ее отличительные черты – отсутствие излишних декоративных элементов, простота, монументальность. Новгородский Софийский собор, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и церковь Уверения Фомы на Мячине отличаются тяжеловесностью форм.

Максимальная влиятельность Новгородской республики пришлась на вторую половину 14 века. Тогда же был отмечен расцвет зодчества на этой территории. Самым ярким представителем архитектуры этого периода является православный храм церковь Федора Стратилата на Ручью. Это одноглавая четырехстолпная постройка кубического типа.

Наиболее близкой к новгородской архитектуре была архитектура псковская. При этом постройки в Пскове имели свои отличительные черты.

Киевская архитектура

Сразу после крещения Руси князь Владимир старался укрепить свое единовластие. На месте языческих капищ начали сооружаться деревянные церкви. Каменные храмы воздвигались с помощью византийских мастеров.

Дальнейшее развитие каменному зодчеству дал Ярослав Мудрый. При его правлении был построен Софийский собор, первоначально представлявший собой пятинефный крестово-купольный храм. Стоительством занимались киевские и византийские зодчие. Позднее, в 18 веке, храм был перестроен в стиле украинского барокко.

Владимиро суздальская архитектура

Владимиро-Суздальское зодчество обладает уникальными особенностями. Оно не просто продолжает традиции византийской архитектуры, но и дополняет их западноевропейскими идеями.

Европейская каменная техника была использована еще при Юрии Долгоруком. Самые известные белокаменные постройки того времени – Церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Владимиро-Суздальская архитектура продолжила активно развиваться и при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Памятники архитектуры этого периода – Золотые ворота, Успенский собор во Владимире и Церковь Покрова на Нерли.

Пик Владимиро-Суздальского зодчества пришелся на 12 век, времена правления Всеволода Большого Гнезда. Им был возведен Дмитриевский собор, шедевр белокаменной резьбы.

Нашествие Батыя на Русь в середине 13 века положило конец белокаменному зодчеству на этих землях.

Архитектура Московского княжества

Архитектура на территории Московского княжества начала активно развиваться в период его превращения в политический центр государства. Московские зодчие переняли традиции Владимиро-Суздальского княжества, и уже к концу 15 века сформировалась собственная московская архитектурная школа.

Во времена правления великого князя Московского Ивана III Васильевича архитектура пережила сильный подъем, связанный с политическими и экономическими успехами княжества. Тогда был построены следующие памятники архитектуры:

  • Успенский собор;
  • Благовещенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Грановитая палата в Кремле.

В начале 16 века были возведены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Можайске и Серпухове.

Архитектура Древней Руси по типу строений

Отдельное внимание стоит уделить разным типам строений. С древнейших времен на Руси всегда преобладало деревянное строительство. Это было легко объяснить обилием и дешевизной лесов, нехваткой строительного камня. Каменное строительство преобладало в церковном зодчестве и было связано с крещением Руси.

Деревянная архитектура

Русское деревянное зодчество – направление традиционной архитектуры в Древней Руси. Основой деревянной архитектуры выступает сруб – сооружение, стены которого собраны из необтесанных бревен.

Традиционным примером такой постройки служит обычная крестьянская изба. Были построены и деревянные церкви. Их архитектурная выразительность достигалась за счет внушительной высоты и сложного силуэта верхних частей.

Крыши жилых деревянных строений крыли пучками соломы. Сверху их прижимали жердями и дополнительно укрепляли досками из осины. Более дорогостоящим считалось покрытие крыши из обтесанных досок. При строительстве крестьянских изб работники орудовали только топором, отсюда пошло разговорное выражение «срубить избу».

Самые первые православные храмы из дерева, построенные сразу после крещения Руси, относились к клетскому типу построек и по своей сути представляли конструкцию из 3-5 разновысотных срубов, покрытых самостоятельными кровлями.

Поскольку дерево является недолговечным материалом, до современной эпохи дошло не так много памятников деревянного зодчества, а те, что дошли, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Храмовая архитектура

В храмовой архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный тип храма. История строения таких сооружений началась с воздвижения Десятинной церкви в Киеве.

Первоначальные техники каменного строительства Древняя Русь позаимствовала у Византийской империи, и первые каменные храмы были возведены при участии приглашенных мастеров.

Подавляющая часть древнерусских крестово-купольных храмов является трехнефной. Классифицировать их можно и по числу внутренних столбов. Есть четырехстолпные, шестистолпные и восьмистолпные храмы.

Из периода 9-16 века неплохо сохранился восьмистолпный Свято-Преображенский собор Чернигова, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, возведенный при участиии греческих архитекторов. К трехнефным соборам относится и ряд храмов Великого Новгорода.

Монголо-татарское нашествие на Русь сумело прервать активное строительство практически во всех областях государства. Следующий период расцвета храмового строительства начался в Московском княжестве.

Шатровая архитектура

Также в русском храмовом зодчестве получили распространение шатровые храмы. Вместо классического купола здание такого храма увенчивается шатром.

Шатровые храмы могли быть как деревянными, так и каменными. Каменные шатровые постройки начали возводиться к концу 16 века.

Шатер – довольно распространенная в деревянном зодчестве форма завершения церкви, поскольку передать форму купола из деревянного материала очень затруднительно, а конструкция шатра намного проще: несколько бревен соединяются в верхней части и облицовываются досками или лемехом. Шатровые храмы выделялись на фоне сел и городов своими вытянутыми силуэтами.

Каменные шатровые церкви являются уникальным творением архитектуры. По указам царей, они возводились в царских селах и имениях знати. Широкое распространение они получили к завершению 16 века.

Таблица важнейших архитектурных сооружений Древней Руси

Вот краткий перечень наиболее значимых древнерусских архитектурных сооружений периода с 9 по 16 век.

Читайте также:  Особенности архитектуры древней Греции

Архитектура Киевской Руси

Вместилищем всех древнерусских искусств был храм, поэтому мы и начнем наш разговор именно с архитектуры. Строительство в этот период получило широкий размах. Поражает огромное количество храмов, построенных за сравнительно неболь­шой срок, только в Киеве, по утверждению одного из современни­ков, уже в начале XI в. было 400 церквей.

Древнейшим каменным сооружением Киева была Десятинная церковь, выстроенная в честь Пресвятой Богородицы (Успения Богородицы; Богородица почиталась как защитница Руси и многие богородичные храмы на Руси были Успенскими). Монументальный шестистолпный храм, возведенный на главной площади «Владими­рова града» в 989—996 годах, стал известен благодаря археологиче­ским раскопкам, так как в 1240 году, во время разгрома Киева ханом Батыем был разрушен. Возвышавшийся в центре Киева храм пора­жал своей роскошью и величием. Князь Владимир жаловал десятую часть своих доходов на его содержание, отсюда название — Деся­тинная церковь. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой’. Стены церкви были возведены из рядов тонкого кирпича-плинфы и серого бутового камня на растворе извести с примесью толченого кирпича (для прочности). Стены не штукату­рились и казались многоцветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называлась смешанной и была характерна для боль­шинства построек Киевской Руси. Внутри Десятинная церковь была богато декорирована. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывав­шие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, иконы, вывезенные князем Владимиром из византийского города Корсуни — все способствовало тому нарядно-богатому впе­чатлению, которое производил храм внутри.

Для строительства Десятинной церкви были приглашены визан­тийские архитекторы. Они привнесли новую систему планового и пространственного решения архитектуры. В плане этот храм обра­зует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части, называемые нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе, име­нуемом апсидой, находится алтарь. Столпы, делящие пространство храма на нефы, создают в его плане крест, который определил тип церкви так же, как и купол, расположенный на средокрестии. С этого времени все русские церкви представляют собой постройки так называемого крестово-купольного типа, возникшего еще в VI в. в Византии. В дальнейшем принципы этого типа храма были усовер­шенствованы и развиты русскими зодчими (9).

При Ярославе Мудром Киев начинает соперничать с Царьгра-дом. Князь прилагает много усилий для украшения и укрепления русской столицы. Появляются новые оборонительные сооружения, отстраиваются каменные Золотые ворота (1037), представляющие собой высокую арку с надвратной церковью. Центральные врата городской Киевской стены назывались Золотыми не только по аналогии с константинопольскими, но и потому, что их деревянные створы были окованы позолоченной медью. Около них жители города торжественно встречали князей, возвращающихся из побе­доносных походов. Остатки двух мощных башен этих врат сохра­нились и до наших дней.

Как сообщает «Повесть временных лет», князь Ярослав Влади­мирович построил второй каменный храм Киева, который посвятил божественной премудрости Софии. Он был возведен в 1019— 1031/32 годах на месте древнего монастыря. Вероятно, что прото­типом для него послужила так называемая «Новая церковь» в Константинополе, законченная в 881 году. Однако Киевская Святая София значительно сложнее по своей архитектуре, в ней заметны художественные мотивы зодчества византийских провинций. Воз­веденная на высоком берегу Днепра София Киевская блестела тринадцатью свинцовыми куполами, которые составляли пирами­дальную композицию. У западных углов собора были выстроены лестничные башни, асимметричные и могучие, они усиливали монументальную торжественность храма, подчеркивая его особую роль в государстве. Здание окружали два ряда крытых галерей. Их высота была меньше основных стен храма. Вместе с куполами полусферической формы они придавали общему силуэту здания ту многоступенчатость, которая не была свойственна византийской архи- тектуре. Такой сложный силуэт появился у собора св. Софии под воздействием деревянного зодчества, может быть, деревянного храма св. Софии, построенного ранее в Новгороде (5; 19).

Интерьер собора был богато оформлен и как бы претворил религиозные, национальные и даже политические идеи, господст­вовавшие во времена Ярослава Мудрого. Создателям храма удалось найти верное решение в соотношении разнообразных деталей и украшений. В отличие от византийской традиции в оформлении интерьера киевского Софийского собора были совмещены техники мозаики и фрески. В основу художественного замысла был заложен контраст: между залитым светом центральным пространством и затененными помещениями под хорами. В лучах света искрились драгоценные мозаики, расположенные в центре, боковые же части были украшены фресками. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Приглашенные из Византии художники работали одновременно с местными живописцами. Подлинным шедевром Софии является огромная мозаичная фигура Богоматери-Оранты («Нерушимая стена»), изображение которой в полный рост (высота мозаики 4,45 м) заняло почти всю апсиду. Величественная фигура Богоматери, как бы парящей в огромном пространстве золотого фона, представлена фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладонями, молящейся за род человеческий. Плащ Богома­тери, спускающийся с ее головы на плечи, был окрашен пурпуром — царственным цветом, синее платье символизирует ее небесную сущность, а линии, отмечающие складки одежд, прочерчены поло­сами золота, что указывает на ее божественность. Перестроенная и сильно измененная в более позднее время церковь св. Софии в Киеве сохранилась до наших дней (19).

Историки и искусствоведы отмечают два самых впечатляющих памятника русской архитектуры одиннадцатого века — Софийский собор, построенный в Киеве, и Новгородский собор того же наи­менования, заложенный в 1045 году. Новгородский собор несколько лучше сохранился до немецкого нашествия, но был страшно по­врежден в 1944 году. Вторая святая София — Новгородская, была возведена на месте первой деревянной, уничтоженной пожаром в 1045 г. в самом центре новгородского детинца. Софийский собор был пятиглавым. Каждый, кто плыл по Волхову в Новгород, видел ее сверкающие купола издалека. Более строгая и менее роскошная, чем киевская, Новгородская София была прекрасна по-своему. Ее пропорции совершенно другие, апсиды вытянуты, главный объем храма прямоугольной формы. София Новгородская стала символом торжества православной веры и одновременно олицетворением складывающейся в этих землях русской государственности. Новго­родское княжество развивалось на просторах от Балтики до Ледо­витого океана и Урала. Поселения славян на этих территориях появились с незапамятных времен. Новгородцы —прекрасные тор­говцы и моряки, были людьми смелыми и любознательными. Они ходили на своих ладьях «из варяг в греки», доплывали до Ла-Манша и Гибралтара. Новгород был построен на двух берегах реки Волхов, вытекающей из Ильмень-озера, и, подобно Киеву, являлся средне­вековым православным городом, но с самобытным и интересным политическим и экономическим устройством. В XII в. на новгород­ских землях наметилось формирование местной, художественной школы. В ней отразились традиции православного искусства, суро­вая красота северного края, своеобразие общественного устройства и быта и, наконец, мужественный характер новгородцев. Новгород­ские мастера были знакомы с достижениями монументального киевского зодчества, иконописи, музыки, они восприняли грече­скую систему храмового искусства в уже адаптированном виде, что позволило им быстро идти по пути самобытного развития. Новго­родская «классика» отличается простотой, глубиной и одновремен­но праздничным, красочным восприятием мира и являет собой наступление зрелого периода в художественной культуре Древней Руси.

Самыми ранними памятниками своеобразной новгородской архитектуры домонгольского периода являются величественный собор Николы на Ярославовом дворище, храмы Антониева и Юрь­ева монастырей. Георгиевский собор Юрьева монастыря был по­строен в 1119 г. Его эпическое спокойствие и монументальные формы напоминают стилевые закономерности киевской архитекту­ры. Мы знаем имя зодчего, создавшего этот шедевр, так как в летописи сказано: «А мастер трудился Петр». Мастер Петр хорошо знал южнорусские традиции, но не стремился копировать их до мелочей. Верхняя часть храма выглядит асимметричной, что создает впечатление внутренней подвижности. Это удивительное решение в новгородском зодчестве раскрывает для нас красоту асимметрии (19).

Со второй половины XII— начала XIII в. в архитектуре начинает преобладать более простой стиль, храмы становятся компактными, увенчиваются одним куполом. Сохранилось несколько новгород­ских храмов этого периода: монастырская церковь Благовещения у деревни Аркажи (1179), храмы Петра и Павла на Синичьей горе (1185—1192), Рождества в Перыни (первая половина XIII в.), Св. Георгия на Старой Ладоге (вторая половина XII в). Удивитель­ным образцом архитектуры этого периода, сочетающим в себе суровую простоту и совершенство форм, являлась церковь Спаса Преображения на Нередице, созданная в 1198 г. Это постройка крестовокупольного типа, кубической формы, лишенная каких-ли­бо украшений, отличающаяся небольшой асимметрией, в линиях стен и вертикалей поражала лаконичностью и гармонией. Церковь на Нередице стала одной из самых болезненных потерь, понесенных во время немецкого нашествия.

В течение двенадцатого века большинство столиц удельных княжеств украсились церквями, каждая из которых не могла срав­ниться с роскошью Киевской Софии, но имела свой особый и неповторимый стиль. Вторая половина двенадцатого и начало три­надцатого века были периодом расцвета и суздальской архитектуры. Суздальские князья поддерживали дружественные отношения с Византией и со Священной Римской империей. Управляли Влади-миро-Суздальским княжеством в этот период такие одаренные правители, как Андрей Боголюбский и Всеволод III; оба князя активно занимались строительством. Из летописей известно, что Андрей приглашал в Суздаль архитекторов из разных стран, воз­можно, нанимал некоторых грузинских и армянских архитекторов, а также строителей из Западной Руси (Галиции). Два выдающихся архитектурных памятника периода княжения Андрея — Успенский собор во Владимире (построен в 1158—1161 гг., восстановлен в 1185—1189 гг., перестроен в 1194 г.) и редчайшая по изяществу и совершенству пропорций, миниатюрная церковь Покрова Богоро­дицы на берегу реки Нерль недалеко от Боголюбова (1165 г.). Во времена княжения Всеволода во Владимире был возведен Димит-риевский собор (1194—1197 гг.), известный декоративной отделкой внешних стен. Сыном Всеволода Святославом был построен Геор­гиевский собор в Юрьеве-Польском, (1230—1234 гг.). Его фасады также украшала великолепная резьба. Хотя каждая из этих церквей отличается индивидуальностью, все они принадлежат одному об­щему архитектурному стилю — «суздальскому», для которого харак­терна гармоничная композиция и изящество линий и совершенство отделки. Впоследствии суздальские храмы, в свою очередь, послужили образцом для московских церквей пятнадцатого столетия, построенных итальянскими мастерами (9).

Архитектура Киевской Руси

Не даром молвят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. Всем известно о том, что к Руси этому относится только с некой поправкой. И так архитектура Киевской Руси.

Мало кто знает то, что русь долгие и длительные годы была, страной деревянной, и её архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве человек, сначала как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красы, чувство пропорций, слияние, строительных сооружений с окружающей природой. Древесная архитектура восходит в основном к Руси, как всем известно, языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К огорчению, древнейшие древесные постройки не сохранились до наших дней, но строительный стиль народа дошел до нас в позднейших древесных сооружениях, в старых описаниях и рисунках. Для российской древесной архитектуры была характерна многоярусность построек, увенчание их башенками и теремами, наличие различного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Необычная, художественная резьба по дереву была обычным украшением российских древесных строений. Эта традиция живет в народе и до реального времени.

1-ая каменная постройка на Руси возникла в конце X в. — Именитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К огорчению, она не сохранилась. Зато по этот день стоит именитая, киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позднее.

Оба храма были построены византийскими мастерами из обычной для их плинфы — большого плоского кирпича размером 40/30/3 см. раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой консистенция извести, песка и толченого кирпича. Красноватая плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых российских храмов нарядно-полосатыми.

Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в дальнем от Киева Новгороде, предпочитали камня. Правда, арки и своды выкладывали все-же из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» — природный твердый камень. Из него без всякого обработки клали стенки.

В конце XV в. в архитектуре Киевской Руси возник новейший материал — кирпич. Он получил обширное распространение, потому что был дешевле и доступнее камня.

Мир Византии, мир христианства, государств Кавказа привнесли на Русь новейший строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение собственных церквей по виду крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный 4-мя столбами, составляет его базу, примыкающие к подкупольного места прямоугольные ячейки образуют строительный крест. Но этот эталон греческие профессионалы, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, также работающие с ними российские умельцы применяли к традициям российской древесной архитектуры, обычной для российского глаза и милое сердцу, ежели 1-ые российские храмы, в том числе Десятинная церковь , в конце X в. были выстроены греческими мастерами в серьезном согласовании с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на базу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать радостных глав новейшего храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль российского древесного зодчества.

Софийский собор, сделанный во время утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что стройка — это тоже политика. И действительно, этим храмом Русь бросила вызов Византии, её признанной святыне — константинопольскому Софийский собор. Надо сказать то, что в XI в. выросли Софийские соборы в остальных принципиальных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и любой из их претендовал на, собственный, независящий от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенками, маленькими оконцами, свидетельства мощи и красы.

Сразу строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче. закладывались, новейшей крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Соответствующей чертой российской архитектуры тех десятилетий стало резьба по камню, украшающая сооружения.

Иной чертой, что роднит все русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание строительных сооружений с природным ландшафтом.

Ссылка на основную публикацию