Храмовая архитектура Древнего Египта

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура Египта в древности

Главной отличительной чертой египетской архитектуры является ее монументальность. Об этом мы можем судить в первую очередь по известным во всем мире египетским пирамидам .

Однако в строительном искусстве Древнего Египта были не только величественные пирамиды, но и многие другие виды сооружений, стилистика архитектуры которых является весьма оригинальной. Развитие культуры этой уникальной цивилизации можно проследить по нескольким временным периодам.

Периоды развития египетской архитектуры

Длинная и узкая долина реки Нил была со всех сторон окружена знойной пустыней. И все же на этой небольшой площади плодородной земли жители Египта сумели создать собственную цивилизацию, не похожую на все остальные, существовавшие до и после нее. Можно смело утверждать, что египетское искусство, религия и архитектура и на сегодняшний день являются наиболее значительными достижениями древнего мира.

Небольшая территория Египта была условно разделена между племенами Верхнего и Нижнего Египта. Однако эти племена независимо друг от друга создают своеобразные архитектурные традиции. Развитие египетской архитектуры можно условно разделить на несколько временных отрезков:

  • Доисторический период — ( длился вплоть до 3200 года до нашей эры) — в это время на территории Древнего Египта строились отдельные селения, укрепленные для обороны. Они состояли из жилых домов, которые делали из простых и недолговечных материалов. Также в этот период строятся небольшие по размерам надгробные сооружения.
  • Древнее царство — ( с 2700 по 2200 годы до нашей эры) — этот период характеризуется постройкой крупных храмовых сооружений.
  • Среднее царство — ( с 2200 по 1500 годы до нашей эры) — в эти времена огромную популярность приобретают храмы, выдолбленные в скалах или размещенные в глубоких пещерах.
  • Новое царство — ( с 1500 по 1100 годы до нашей эры) — были построены знаменитые архитектурные комплексы в Луксоре и Карнаке.

Храм Амона в Карнаке

В дальнейшем египетская архитектура начинает обогащаться элементами других культур, и ее своеобразие и уникальность проявляются уже не так выразительно.

Главным правилом для египетских зодчих был закон симметрии. Она была задействована в композиции всех зданий, в масштабах построек и в размещении частей сооружения относительно его центральной оси.

Архитектура Древнего Египта

Строительные материалы

Главным строительным материалом в Древнем Египте был природный камень. Египтяне научились добывать его, а древние мастера умели искусно обрабатывать его. Каменоломни принадлежали государству, поэтому методы добычи и обработки камня были едиными по всей стране и не менялись на протяжении 3500 лет.

Из цельных каменных глыб высекались высокие стройные обелиски , из камня делали массивные колонны и столбы высотой в десятки метров, которые и на сегодняшний день поражают воображение специалистов утонченностью и совершенством своих форм.

Даже гигантские пирамиды складывались из огромных каменных блоков, обработанных так мастерски, что для их монтажа не требовалось добавление строительного раствора. Причем, кладка получалась настолько качественной, что между двумя соседними камнями невозможно было просунуть лезвие самого тонкого ножа.

Тяжелые балки перекрытия опирались на стены, колонны и пилоны. Египетские мастера в конструкции сооружений не использовали своды, хотя и были знакомы с технологией их возведения.

Вместо сводов использовались различные виды опорных элементов:

  • Каменные столбы — они были монолитными, и имели простое сечение квадратной формы. Подобные опоры делали массивными из монолитных каменных блоков. Столбы из камня выглядели строго, аскетично, но при этом невероятно внушительно.
  • Колонны — они состояли из базового элемента, ствола и капители. Стволы простых колонн были также квадратной формы, а более сложные выполнялись в виде многогранников, которые украшали стеблями растения, применявшегося для изготовления папируса. Иногда на стволах колонн можно видеть вертикальные желобки — каннелюры.

Для архитектуры Древнего Египта были характерны капители в форме листьев пальмы, цветков лотоса или папируса. Можно встретить также изображения головы богини Хатор — покровительницы земледельцев.

Колонны Древнего Египта

Древние храмы Египта

Наряду с крупными храмовыми комплексами, которые строились на египетской земле, в скалистых отложениях вырубались пещерные храмы, имевшие богатое внутреннее убранство.

Фасадные стены храмов были наклонными, что способствовало их большей устойчивости. Не исключено, что наклонная форма была позаимствована из самых ранних глинобитных построек.

Сразу же за фасадным пилоном располагался квадратный двор — перисталь, окруженный со всех сторон частым рядом массивных колонн. Они были расположены очень близко друг к другу. Во двор могли проходить все желающие.

Далее следовал колонный зал — гипостиль, который освещался сквозь просветы в перекрытиях. Освещение было устроено так искусно, что в определенные часы внутренний интерьер зала представлял собой уникальное по красоте зрелище.

Еще дальше располагались святилища. Они были ниже и меньше по площади, и чем дальше от входа были расположены, тем более ограниченный круг жрецов имел к ним доступ.

В композиции всего храмового комплекса четко прослеживался нерушимый для египтян закон симметрии. Поэтому все помещения были расположены строго симметрично центральной оси храма.

Храмовый комплекс царицы Хатшепсут

Древние архитекторы Египта были не только талантливыми мастерами и гениальными конструкторами. Они продумывали влияние экстерьера зданий и расположения помещений в них на мировосприятие рядового гражданина. Так, последовательное чередование пространств различных размеров, огромные колонны, постепенное уменьшение освещения и сгущение мрака должны были подчеркивать могущество божественных существ и оказывать на входящего невероятно сильное эмоциональное воздействие.

Самыми крупными и значительными храмовыми комплексами этого периода являются большой храм Амона в городе Фивы ( на сегодняшний день это Луксор и Карнак), а также храм Хора в Эдфу и на острове Филе.

Храм бога Хора в Эдфу

Среди известных пещерных храмов можно назвать сооружения в Абу — Симбеле, которые вырубались в толще скальных пород. На внешней стороне скалы расположен фасад с гигантскими скульптурами, а в глубину уходят целые анфилады помещений, щедро украшенные рельефными изображениями, скульптурными композициями и искусными росписями в богатой цветовой гамме.

Храм Рамсеса в Абу — Симбеле

Виды гробниц

В верованиях древних египтян человеческая душа Ка жила до тех пор, пока тело ( Ба) сохранялось в надлежащем виде. Именно поэтому было изобретено и успешно развивалось искусство мумификации останков умерших. А для размещения мумий использовались специальные постройки — гробницы, которые имели различные размеры и характер конструкции:

  • Небольшие гробницы — предназначались для упокоения и сохранения останков простых граждан. В них размещался минимальный перечень обязательных предметов, необходимых усопшему для жизни в загробном мире.
  • Мастабы — имели форму усеченной пирамиды небольшого размера, и использовались для сохранения мумий чиновников и знатных вельмож. Мастабы чаще всего строили недалеко от пирамид. Их располагали правильными рядами, ориентируя по сторонам света. Таким образом формировались целые » города мертвых».
  • Пещерные гробницы — иногда гробницы вырубали в толще скальных пород, делая несколько углубляющихся помещений. При этом вход в гробницу украшали рельефами или статуями.
  • Пирамиды — эти известные во всем мире гробницы фараонов строились еще при их жизни. Гигантские пирамиды призваны были увековечить имя правителя, а также сохранить его тело для последующей вечной жизни. Камера для хранения мумифицированных останков фараона была очень маленькой, и помещалась глубоко под землей в сети запутанного лабиринта. Это делали для того, чтобы избежать уничтожения мумии даже в том случае, если основные помещения пирамиды будут вскрыты и разграблены.

Ученые полагают, что сама пирамидальная форма огромных гробниц фараонов возникла как следствие надстройки и увеличения мастабы. Было расширено основание и надстроены дополнительные ступени.

Примером подобного сооружения может служить уникальная пирамида Джосера в Саккаре, построенная около 2800 года до нашей эры. В высоту она достигает 60 метров, а в плане пирамида представляет собой прямоугольник со сторонами 116 и 107 метров. В дальнейшем пирамиды начали возводить на квадратном основании.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре

На сегодняшний день сохранилось несколько десятков пирамид разного размера, которые находятся между Фаюмом и Каиром. Они были построены в III тысячелетии до нашей эры в Гизе.

Наиболее грандиозной постройкой считается пирамида Хеопса, площадь которой составляет около 53 тысяч квадратных метров. Она была сооружена из множества огромных каменных блоков, каждый из которых весит почти 2,5 тонны. Ученые подсчитали, что для строительства пирамиды Хеопса потребовалось около 2,5 миллиона кубометров природного камня.

Пирамида Хеопса

Внешняя сторона пирамид была облицована искусно обработанными каменными плитами. Но облицовка до наших дней практически не сохранилась. Ее остатки можно видеть лишь на вершине пирамиды фараона Хефрена.

Пирамида Хефрена с остатками наружной облицовки каменными плитами

Самой маленькой пирамидой в Гизе считалась гробница Микерина, которая была построена в более поздний период. Для ее наружной отделки использовались плиты из прочного и красивого полированного гранита.

Пирамида Микерина

Архитектура городов

Первые поселения возникли в Египте в IV тысячелетии до нашей эры. Это были города, в которых жили преимущественно торговцы и ремесленники. Сохранились развалины городов Ахетатона и Кахуна. В процессе их строительства египетские архитекторы пользовались единым планом, поэтому однотипные дома формировались в прямоугольную систему улиц.

Самые простые постройки были предназначены для проживания рабочих — строителей пирамид, тогда как для специалистов более высокого уровня ( архитекторов, инженеров, врачей) и охраны строились дома с разнообразной, но все же стандартной планировкой.

Город Кахун имел специальные укрепления, а также был оборудован канализацией. Для строительства жилых домов чаще всего использовался кирпич — сырец, сделанный из смешанного с соломой нильского ила. Более прочным материалом был обожженный кирпич, но даже постройки из него не смогли сохраниться до наших дней.

Планировка построек в городе Кахун

Именно по этой причине история архитектуры древнего мира изучается прежде всего по сохранившимся зданиям дворцов и храмов, сооружениям мостов, плотин и крепостей, которые строились из крепкого и долговечного природного камня.

Во II тысячелетии до нашей эры планировка жилых домов выполнялась в виде правильного прямоугольника. В таком доме находилось несколько маленьких комнат и залов, потолок которых поддерживали внутренние колонны.

В период Нового царства планировка жилья совершенствуется. В Фивах и Ахенатоне строят квадратные или прямоугольные в плане жилые дома. Рядом с низкими одноэтажными постройками возводят дома в несколько этажей, оснащенные внутренними лестницами. Ориентация комнат приходилась на северную сторону, навстречу освежающим воздушным потокам.

Египетские мастера также строили огромные и сложные технические сооружения. Среди них можно назвать разветвленную сеть каналов и водохранилища, из которых город обеспечивался водой. В частности, египетскими строителями был сооружен первый в мире канал, который соединял Нил с Красным морем.

Каналы в Древнем Египте

Архитектура Египта в древности : 1 комментарий

Брали как-то экскурсию к пирамидам Хеопса. Было круто. Мы поделали классные фотки, получили удовольствие от величества пирамид, а еще нам повезло с экскурсоводом и было реально интересно слушать. Когда будете на отдыхе в Египте, то не пожалейте денег и посетите пирамиды. Они мне понравились больше, чем дайвинг.

Архитектура Древнего Египта: краткий обзор

Архитектура Древнего Египта впечатляет своими

В местности, где не было и нет леса, в качестве строительного материала использовали необожженный кирпич-сырец, добываемый в долине Нила известняк, песчаник и гранит.

Какова философия архитектуры Древнего Египта?

Дворцы и жилища строились чаще всего из кирпича, а гробницы и захоронения — из камня. И этому есть своя причина.

Жизнь на земле — временна, поэтому рационально строить дома из менее прочного материала, а жизнь после смерти — вечна, следовательно и постройка должна стоять вечно.

Таково было мировосприятие древних египтян.

Из чего были сделаны здания в Египте, которые исчезли, не оставив и следа? Кирпичные дома, дворцы и городские стены рухнули, когда за ними перестали ухаживать, т.к. кирпич формировали из нильской грязи (ила) и соломы, а потом сушили на солнце.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Польше

Тайна египетской архитектуры

За исключением пирамид, египетские здания богато украшались картинами, каменной резьбой, иероглифами и объёмными статуями. Эти предметы искусства, величие и красота которых несравненны, рассказывают нам историю фараонов, богов, простых людей и природного мира: растений, птиц и животных.

Как древние египтяне смогли построить свои массивные сооружения с использованием примитивных инструментов, все еще остается загадкой не только архитектуры, но и египетской цивилизации.

Какие гробницы строили древние египтяне?

Погребения в Древнем Египте совершались на западном берегу Нила, где Солнце уходит в подземное царство.

Мастабы — архитектура Раннего царства

Архитектуру Египта в период с 3120 по 2649 годы до р.Х. представляют первые царские усыпальницы, называемые мастабами. Они были построены в Абидосе, древнем городе Верхнего Египта.

Представляют из себя усечённые пирамидальные строения, под которыми находятся мумии фараонов, членов их семей или придворных вельмож. Их форма напоминает обычную могилу огромного размера. Они отмечены стелой с начертанными именами.

В мастабах находились помещения для ритуальных предметов, необходимых в загробной жизни, посуды и сосудов для предложения еды и напитков. Здесь же хоронили слуг, наложниц, и других сопровождающих уход из этой жизни.

Мастаба Сешемнефера IV. Плато Гиза

Пирамиды — архитектура Старого Царства

Пирамиды были построены как гробницы фараонов с примерной датировкой с 2613 по 2467 до р.Х. Эти архитектурные сооружения стали первым чудом из семи чудес Света. Самая известная — Великая Пирамида в Гизе или пирамида Хеопса.

Долина царей — архитектура Нового Царства

Во время, начиная с 1500 и по 1069 гг. до р.Х. правители и вельможи устраивали свои гробницы в так называемой Долине царей, предположительно, чтобы предотвратить грабеж своих усыпальниц. Это место ныне признано Юнеско объектом Всемирного Наследия.

Архитектура Древнего Египта: Долина царей. Захоронение Тутанхамона. CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Архитектура Древнего Египта: храмы

В течение долгого времени египтяне строили многочисленные храмы вдоль Нила. Два из самых известных — в Карнаке и Луксоре. Эти впечатляющие сооружения, с их огромными колонными залами и пилонными воротами, были построены в честь усопших фараонов и почитаемых местных богов. Храмы были местами, где могли находиться боги и их божественные энергии, отделенные от всего остального в мире.

Архитектура Древнего Египта: храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Арх. Сенмут. Начало XV в. до р.Х.

Согласно легенде, первый храм появился на холме, поднявшемся из первозданного океана Нун. Изначальной формой жизни на этом холме было растение, которое облюбовал сокол, Хорус. Другая версия описывает цветок Лотоса как растение, из которого появилось Солнце. Впрочем, здесь нет противоречия. Потом были созданы люди. В знак благодарности живые существа начали строить храмы для почитания богов.

Так конструкция храма была заложена богами, и каждый последующий храм был копией первого. Жрецы проводили ежедневные ритуальные службы в честь божеств и фараонов, которым были посвящены храмы. В награду боги изливали на землю божественную благодать.

Архитектура Древнего Егмпта: храм Абу Симбел (Абу Симбиль) в честь Рамсеса II. Посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху (прибл. ХI в. до н. э.)

Какие боги были в Древнем Египте?

Древнеегипетская религия была сложной системой политеистических верований и ритуалов (многобожия), которые представляли неотъемлемую часть общества. Она концентрировалась на взаимодействии египтян со многими божествами, которые, как полагают, присутствуют в силах природы и контролируют их.

Какова конструкция дворцов?

Дворцы были резиденциями фараонов и их окружения. Они состояли из комплекса зданий, предназначенных для размещения правительственной штаб-квартиры и храмов. Очень мало сохранилось до наших дней.

Зарисовка изображения на саркофаге главного жреца V-й династии Равера, (Гиза). Хорошо видны дворцовые башни, удлиненные ниши, между ними двери и окна. Ссылка

Дворец делился на две части:

  1. одна для удовлетворения потребностей фараона — жилая,
  2. а другая — служебная или административная.

Дворцы приобрели характерные архитектурные очертания в конце 4-ого тысячелетия до р.Х, которые повторялись в течение большей части 3-его тысячелетия. По существу конструкция представляла прямоугольную структуру из высоких стен, увенчанных башнями. Вершины башен часто украшались богатым карнизом или панелями.

Дворцово-храмовые комплексы

К концу 3-его тысячелетия до рождения Христа дворец превратился во дворцово-храмовый комплекс. И ко второму он стал еще более сложным, с добавлением гипостильного (греч. hypóstylos — поддерживаемый колоннами) зала с гигантскими колоннами, ведущими к тронному залу.

Архитектура Древнего Египта: храм Мединет Абу в Луксоре в честь Рамсеса III (прибл. ХII в. до р.Х.) CC BY-SA 2.5 , Ссылка

Помещения для нужд двора располагались в одной половине дворца, в другой для нужд фараона. Правительственные здания, озера и сады в этих комплексах создавали великолепные условия для жизни правителей Египта.

Самый сохранившийся из таких дворцово-храмовых комплексов находится в Мединет-Абу. Он был построен Рамсесом III в течение двадцатой династии, около 1150 г. до н.э.. Когда фараон приезжал из своей главной резиденции в дельте Нила, то располагался во дворце рядом с храмами для поклонения Рамсесу III и богу Солнца Амону. Также в комплекс входили склады и жилища для жрецов.

Есть два пилона, один из которых изображает сцены победы Рамсеса III над ливийцами, а другой — его победу над Морскими народами. По предположениям, это люди из земель Эгейского моря и Малой Азии, которые ходили войной на Египет.

Как фараоны развлекали себя во дворцах?

Древние египтяне любили играть в настольные игры для развлечения. Две самые популярные — это сенет и мехен. Игра сенет насчитывает более 5000 лет. Она была так популярна, что многие фараоны были похоронены с досками сенета, чтобы было чем заняться в загробной жизни.

Древнеегипетская архитектура Нового царства: Луксорский храм (XVI—XI вв. до н. э.) Аллея сфинксов и пилоны ночью CC BY-SA 2.0 , Ссылка

Самые известные памятники Древнего Египта

  • Великая Пирамида Гизы также известна как Пирамида Хуфу или Пирамида Хеопса
  • Долина царей
  • Колоссы Мемнона
  • Храм Хатшепсут
  • Пирамида Джосера
  • Луксорский Храм
  • Храмы Абу-Симбела
  • Изогнутая или Ломаная Пирамида

Сохранившаяся архитектура Древнего Египта демонстрирует высокую степень архитектурного и инженерного мастерства. Также надо понимать, что возвести их было немыслимо без отлично организованного большого числа высококвалифицированных мастеров и рабочих. Справедливости ради, скажем, что сегодня построить аналогичную египетской пирамиду, к сожалению, никто не может. Вывод, который можно сделать из этого факта: человеческая цивилизация деградировала.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Архитектура древнего Египта

Благодаря своим загадкам истории, неповторимой культуре, смеси архитектуры и завораживающей природы на востоке Средиземного и Красного морей, в Египет сегодня приезжают множество учёных-египтологов, историков и просто любопытных туристов со всего мира.

Но самое главное – это внушительное историко-культурное наследство Египта: памятники культуры, руины, монументальные сооружения, которые олицетворяют прошлые эпохи человечества. Древнеегипетская цивилизация была одной из самых развитых и прогрессивных. Её значение для мировой культуры и влияние на последующее формирование всего мирового изобразительного искусства невозможно переоценить. Архитектура Древнего Египта уникальна и не имеет исторических аналогов. На неё воздействовали климатическая обстановка и особые религиозные представления. В результате возникали архитектурные произведения для умерших, а не для живых.

Храм Хатшепсут в Луксоре

В чём проявлялась уникальность древнеегипетской архитектуры?

Типичным древнеегипетским сооружением являются храмовые постройки со множеством крупных колон в просторных галереях. Колонны, на которых изображены фараоны, выступают частью интерьера.

Специфика всего египетского зодчества в деталях и необычных формах: статуях сфинксов и древнеегипетских богов, обелисках, настенных росписях, пилонах. В настенных росписях использовались очень яркие краски из минеральных веществ и материалов животного происхождения. Основополагающим сюжетом становилась жизнь фараонов и богов.

Вот главные специфические черты древнеегипетского зодчества:

  • грандиозность и основательность;
  • культовый характер и религиозные мотивы всех известных архитектурных памятников;
  • жёсткая симметрия;
  • геометричность;
  • применение камня как строительного материала (самый распространённый камень – асуанский гранит) и отделочных плит из турского известняка;
  • ритмика.

Раннее Царство

Мало что сохранилось до нас с той поры. Египтяне в постройках применяли кирпич-сырец, который быстро разрушался. Главными постройками были молельни, мастабы (пирамидовидные гробницы с подземными камерами для погребения), святилища. При оформлении построек применялись вогнутые карнизы и узорные фризы. Основное предназначение построек – облегчение посмертной участи души усопшего.

Древнее Царство

Это эпоха пирамид. Форма пирамид обусловлена мифом о прахолме, который был образован во время сотворения мира. Древние египтяне верили, что по ступенькам пирамид могли сходить и восходить их боги.

Самые узнаваемые постройки – это пирамиды Гизы около Каира. Новым типом постройки в архитектуре древнего царства является храм солнца. Он расположен на возвышенности, обнесён стеной и в середине находится обелиск.

Среднее Царство

В это время фараоны максимально сконцентрировали власть в своих руках под эгидой Фив. Это привело к формированию духовного индивидуализма египтян, т.к. теперь все старались при жизни готовиться к личному бессмертию. Главный акцент теперь делается на строительство храмов и внутреннее убранство зданий, их сюжетные мотивы, которые должны были напоминать египтянам об их посмертной участи. Тогда же развиваются города с водостоками, широкими улицами.

Новое Царство

Этот период характеризуется культом бога Амона, ради которого возводились Луксорский и Карнакский храмы, храм Хатшепсут. Большинство сохранившихся построек относятся именно к этой эпохе.

Позднее Царство

Этот период характеризовался децентрализацией власти, иностранной интервенцией и полным захватом государства Александром Македонским. Тут обнаруживается синтез двух культур: греческой и египетской (яркий пример – храм Гора в Эдфу). Элементы традиционной египетской культуры (гипостили, пилоны) сберегались. В период персидского управления храмам придаётся меньшее значение, они уменьшаются, акцент смещается на декор.

Топ-10 древнеегипетских памятников

Какие архитектурные сооружения Древнего Египта самые знаменитые? Самые масштабные архитектурные шедевры Древнего Египта – это, безусловно, пирамиды. Также к популярным постройкам относятся статуи и храмы.

  • Ступенчатая пирамида Джосера

Это одна из древнейших пирамид. При её постройке Имхотепом впервые реализована идея вертикальной гробницы со ступенями (самое древнее каменное здание в мире). Её высота – 62,5 м. Имеет 6 ступеней-оснований размером 121х109 м. Есть глубокая шахта, которая сверху перекрывается куполом. С ней связана легенда о подземном городе, путь в который открывается только через неё.

  • Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Это заупокойный скальный храм, представляющий собой 3 ступени, которые соединены друг с другом пологими пандусами. На ступенях ранее размещались цветочные оранжереи с прудами. В храме большое количество колон и содержательных рельефов.

  • Пирамиды Гизы

Наиболее известные, внушительных размеров пирамиды в мире – пирамиды Гизы (по возрастанию размеров): пирамиды Микерина, Хафра, Хуфу и самая известная – Хеопса. Высота пирамиды Хеопса – 140 м. Внутри неё 3 усыпальницы и погребальные помещения для фараона и царицы. О ней нет никаких сведений в древних папирусах (1-е упоминание сделал греческий историк Геродот). В пирамиде много загадочных коридоров, которые так и не удаётся окончательно исследовать.

  • Карнакские храмы Египта

Они представляют собой совокупность храмов, статуй и поразительных резных фигур. Этот комплекс делится на 4 отдельных участка, посвящённых разным богам. В комплексе полно лабиринтов, пилонов и сфинксов, создающих иллюзию среды животного мира. В Луксорском храме, сделанном в прямоугольном виде, с абсолютно симметричными формами и пропорциями есть обилие колон, а при входе находится статуя Рамзеса II и крупнейший обелиск.

  • Ломаная пирамида в Дахшуре

Её отличительная характеристика – неповторимые формы: высота более 100 м., основа увеличивается под 54 градуса, а верхняя часть – под 43 градуса.

  • Храмы Абу Симбел

Они построены из камня и имеют огромные размеры. Храм Рамзеса II окружён 4-мя грандиозными статуями, а королевы Нефертари – 6-ю. Внутри много каменных резных фигурок и статуй.

  • Храмы Луксора

Это целый комплекс зданий, статуй и храмов. Самая очаровывающее в нём – центральный коридор со сфинксами, создающий аутентичную атмосферу.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в США и Канаде

  • Розовая пирамида

Её высота – 104 м. и это 3-я пирамида по высоте в мире. Она имеет красноватый яркий окрас.

Тут расположены кладбища египетских фараонов 1600-1100 гг. до н.э. Тут же есть известная гробница Тутанхамона, сидячие титаны Мемнона и др. Это архитектурное воплощение идеи вечной жизни.

  • Великий Сфинкс

Это самая огромная в мире монолитная статуя (длина – 70 м., высота – 20 м.) и представляет собой смесь человека и льва.

Архитектура Египта

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 – 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями.

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Во главе государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения.

В период Древнего царства, приблизительно в 2700—2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений.

В период Среднего царства (2200—1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы.

В период Нового царства (1500—1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В позд

ний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.

Временные рамки исторических периодов

  • ок. 10000 – 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 – х царств – Верхнего и Нижнего Египта
  • ок. 2630 до н.э. Построена 1 – я ступенчатая пирамида
  • ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших
  • ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство
  • ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии
  • ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства
  • 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия
  • 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества
  • 1070 до н.э. Начало упадка
  • 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским
  • 51 до н.э. Начало правления Клеопатры
  • 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Основной строительный материал в Египте — камень. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания – они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Дворцы Египта

Дворцы фараонов и знати в Древнем Египте строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Роскошь во дворце фараона

Дворец фараона

дворец фараона

Храмы Египта

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых – 20,5 сантиметров, ширина – 45 сантиметров, длина – 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит – необработанный или в виде цилиндрических печатей.

Руины храма Оcириса

Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором – 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из “Некрономикона” – египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.

Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.

Храм Монту

Храм Монту – египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.

Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.

Кратко об особенностях памятников архитектуры Древнего Египта

Египетские сооружения привлекают не только множество туристов, но и учёных. Описать кратко архитектуру Древнего Египта не получится, потому что страна может похвастаться внушительным историко-культурным наследием. Пирамиды, храмы, сфинксы и другие творения таят в себе много загадок прошлых эпох человечества. Архитектурные памятники уникальны и не имеют исторических аналогов. Подробнее эту тему следует рассмотреть в докладе-сообщении или реферате.

Общая характеристика строений

Основные памятники архитектуры Египта в древности имели религиозный характер. Поскольку египтяне верили в жизнь после смерти, большинство творений было построено для погребения умерших правителей. Кроме того, немало памятников и храмов посвящено древнеегипетским богам.

В начале развития древнего государства египтяне использовали для строительства древесину, которая тогда считалась дорогим материалом. Жилища для обычных людей обычно строили из тростника или кирпичей, изготовленных из нильского ила и соломы. Для домов знатных персон использовали дерево. Позже они начали применять для создания сооружений камень. Популярным материалом был асуанский гранит. Для строительства пирамид люди использовали турский известняк.

Читайте также:  Херсонес Таврический в Севастополе — частичка истории длиною в 2500 лет

Специалисты выделяют пять разделов архитектуры Древнего Египта, которые соответствуют эпохам истории страны:

  • Архаическая эпоха (Раннее царство);
  • Древнее царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Позднее царство.

Среди главных особенностей древних египетских сооружений следует отметить просторные галереи с большим количеством высоких колонн. Такие конструкции были характерны для храмовых комплексов. В храмах они считались элементами интерьера. Одной из интересных разновидностей были колонны в виде фараонов. Другие характерные детали древнеегипетской архитектуры — пилоны, обелиски, а также статуи сфинксов и божеств.

Отличительные признаки архитектуры страны фараонов:

  • монументальность;
  • геометричность;
  • строгая симметрия;
  • ритмичность.

Также египтяне украшали здания настенной росписью. Для работы художники использовали краски, изготовленные из минеральных веществ и компонентов животного происхождения. На стенах храмов мастера изображали богов и жизнь фараонов.

Архаический Египет

Памятников Раннего царства практически не сохранилось к сегодняшнему дню, так как для них использовался кирпич-сырец, быстро разрушавшийся под влиянием разных природных факторов. По редким сохранившимся постройкам можно понять, что уже тогда египтяне старались придать домам и другим зданиям привлекательный облик. В постройках гармонично сочетались кирпичная облицовка и балочные перекрытия из дерева. В качестве отделочного материала использовался камень.

Среди культовых и мемориальных построек были:

Последние были гробницами в виде усечённых пирамид с надземной молельней и подземным погребальным помещением. Большая часть мастаб располагалась в Абидосе и Мемфисе, которые стали центрами заупокойного культа.

Для украшения мемориальных сооружений мастера применяли орнаментальный мотив тростникового плетения, который ещё сохранял связь сооружений с периодом деревянного зодчества.

Также в эпоху Раннего царства в оформлении стали использовать вогнутые карнизы, фризы и дверные проёмы с глубоким уступом.

Древний период

После объединения Верхнего и Нижнего Египта в общее государство фараон задал новый тип сооружений архитектуры — гробницы в виде пирамид. Над масштабными творениями трудились люди несвободного класса (рабы, крестьяне). Первая пирамида отличалась прямоугольным основанием из 6 ступеней. Под сооружением сделали коридоры и шахту с погребальной камерой. Пирамида была частью заупокойного комплекса, в который также включили гробницу-кенотаф, молельню и двор для обрядов.

Последующие фараоны тоже стали воздвигать ступенчатые пирамиды. Некоторые из построек имели контуры ромба. Одним из Семи чудес света стали три гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, которые являются самыми большими пирамидами в мире. Для каждого из этих шедевров был построен храм, от которого тянулся крытый коридор к берегу реки Нил, где и находился вход в сооружение. Пирамиды строили из каменных блоков, однако некоторые также включали кирпич.

Религиозные постройки и комплексы стали роскошнее. К концу Древнего царства египтяне начали создавать солнечные храмы. Здания строили на возвышениях и окружали стеной. В центре двора воздвигали главное украшение ансамбля — каменный обелиск. Этот монумент считался символом Солнца.

Его верхушку делали из меди, а у основания сооружали жертвенник. Солнечный храм тоже соединяли с крытым переходом с воротами в долине.

Среднее царство

Следующая эпоха Древнего Египта отличалась индивидуализмом. Жители страны стали верить в идею равенства после смерти и желали изменить техническую сторону культа мёртвых. Для обеспечения вечной жизни на могилы устанавливали каменные плиты под названием стелы. На них высекали краткие магические тексты, которые помогали мёртвым в загробном мире.

Фараоны продолжали воздвигать пирамиды, подчёркивая свою значимость. Только их гробницы стали меньше размером. Из материалов они выбирали кирпич-сырец, а для облицовки пирамид использовали плиты из известняка, которые соединяли деревянными креплениями.

Также появляются скальные погребальные сооружения. Они включали пирамиду из каменных глыб, основание в виде скалы и святилище. Гробница фараона находилась под колонным залом.

Значительной постройкой периода Среднего царства выступал комплекс фараона Аменемхета III в Хаваре. Отличительной чертой стали запутанные ходы храмового ансамбля, из-за которых его назвали лабиринтом. Колонны этого комплекса украсили различными видами декора:

  • растительная капитель;
  • имитация связки папируса;
  • настенная роспись в виде узоров с цветками лотоса;
  • позолота.

Также египтяне стали делать каннелированные колонны и трапециевидную капитель. Учёные полагают, что эти элементы стали прообразом дорического ордера.

Новая эпоха

Этот период стал эпохой пышных дворцов и других построек.

Храмовые ансамбли строили в трёх направлениях:

  • Наземный. Комплекс представлял вытянутый прямоугольник, который окружала высокая стена. От её ворот тянулась дорога со статуями сфинксов по обеим сторонам. Перед храмом архитекторы воздвигали скульптуры фараонов и обелиски. Во дворе размещали жертвенный камень, а в самом храме находилась молельня со статуями богов.
  • Скальный. Такой ансамбль выполняли в виде перевёрнутой буквы Т. Фасад храмовой постройки вырубали в скале, а помещения делали внутри неё. Комплекс был сделан из двух храмов: Большого и Малого. Гробницу фараона располагали в ущелье, которое находилось недалеко от храмового сооружения.
  • Полускальный. Примером такого комплекса служит храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Монумент был построен из трёх кубов, поставленных друг на друга. Фасады оформлены на чередовании террас с колоннадами. Сооружение украшено большим количеством декоративных элементов.

Когда фараоном стал Эхнатон, он провозгласил культ Атона. При нём строительство храмовых комплексов отличалось отсутствием в храмах крыш. Такой приём позволял сделать общение с солнечным божеством прямым. Кроме того, в сооружении отсутствовала статуя бога.

Позднее время

В последнем периоде Древнего Египта страной правили персидские владыки. Они продолжали строительство монументальных сооружений. Гробницы возводили также в виде пирамид. В качестве строительного материала использовался кирпич.

Со временем Фивы утратили политическое значение. Новой столицей государства стал Саис. Памятники архитектуры саисского времени почти не сохранились. Из немногих сохранившихся сооружений остались скальные и наземные комплексы с пилонами и гипостилями. Постепенно персидские правители отказались от монументальных построек. Храмы стали строить меньших размеров, зато египтяне стали уделять больше внимания декоративным деталям. Затем Египет захватили греки. Местная художественная культура смешалась с античными традициями.

Архитектурные постройки Древнего Египта восхищают современных людей своей монументальностью и изысканностью. Поскольку это государство было одним из самых развитых, оно повлияло на дальнейшее развитие мирового искусства архитектуры.

Храм Амона в Карнак, архитектура древнего Египта

Храм Амона в Карнаке На плане он представляет собой прямоугольник, разделенный на несколько нефов, при этом центральных неф значительно шире боковых. Прежде всего, бросаются в глаза его колоссальные размеры, демонстрирующие силу правителей или фараонов, что почти всегда наблюдалось в египетской архитектуре: характерной является и крытая постройка с прямоугольными проемами, и использование больших каменных блоков, и толстые стены. Хорошо сохранившиеся колонны также имеют колоссальные размеры; они явно демонстрируют использование различных типов капителей в зависимости от места расположения колонны в храме, поэтому в центральном нефе мы можем видеть самые высокие колонны с колоколообразными капителями, поскольку на них приходится наибольшая нагрузка, а в боковых нефах колонны уже и ниже, потому что часть веса конструкции принимают на себя стены. В капителях также видно влияние окружающего египтян мира: они напоминают листья пальм или пучки лотоса и папируса, растущего по берегам реки. Огромная популярность колонн с капителями в форме листьев папируса объясняется изобилием этого растения, которое использовалось для изготовления писчей бумаги. То же самое можно сказать и о капителях, напоминающих лотос, – также широко распространенное растение. В данном случае, гладкий ствол колонн, состоящий из цилиндров, украшен в основном иероглифами и несколькими рельефами, изображающими сцены из жизни фараона, если судить по картушу, расположенному рядом со многими из них.

Гипостильный зал представляет собой полностью закрытое помещение, не имеющее отверстий, но в левой части на плане мы видим решетчатые окна, служившие для освещения. Количество света постепенно уменьшалось при движении вглубь святилища, а в том месте, где располагалась статуя божества, освещенная только пламенем факелов, было совсем темно. Гипостильный зал мог быть дополнен другими постройками, такими как «святилище лодки», где хранилась священная лодка, в которую во время процессии помещалась статуя божества.

В свою очередь, перед гипостильным залом расположен открытый зал, с трех сторон окруженный тремя портиками с колоннами; спереди расположены пилоны – монументальный фасад в форме параллелепипеда, в середине которого находится дверь обелисками по обеим сторонам.

Перед пилонами располагаются колоссальные статуи фараона, который построил храм, а для создания симметрии точно также были возведены статуи божеств. По обеим сторонам двери возвышаются две башни. К этому колоссальному архитектурному сооружению вела аллея сфинксов, названная «Дорога бога». Обычно сфинксы имели голову священного животного бога – покровителя храма.

Таким образом, план храма, после длительного анализа и архитектурных экспериментов в течение периодов Древнего и Среднего царств, приобретает законченную стабильную форму, которая, начиная с правления Аменхотепа III, становится канонической. Именно при этом фараоне были воздвигнуты гипостильный зал и центральные колонны.

Что касается архитектурной системы, мы видим, что применялись вертикальные и горизонтальные перемычки, то есть, в качестве подпорок использовались вертикальные, поверх которых располагались горизонтальные или высокий потолок, который закрывал внутренние и внешние террасы. И снова мы видим, какое влияние на архитектуру оказывал окружающий мир; это проявилось не только в использовании камня, что было обусловлено географией местности, но также в установлении соотношения между окружающим ландшафтом и архитектурными постройками. Египет – страна с горизонтальным ландшафтом, такой же является и его архитектура – плоской, как террасы по обоим берегам Нила.

Таким образом, Нил не только создал географические рамки, которые определяли жизнь народа, но определил также экзистенциальное пространство. Существует концепция священной улицы или пути, говорящая, что именно поэтому храм также расположен вдоль продольной оси; его осевая симметрия и зеркальное отображение объектов по обеим сторонам бросается в глаза, а литургические процессии повторяли путь Солнца с востока на запад. Солнце ассоциировалось с правителем всех светил, который движется по небосводу, освещая двери храма, пробираясь через пилоны, которые символизировали священные горы.

Кроме того, хотя египтяне никогда не проявляли большого интереса к украшению внутреннего интерьера (помните, что многие из зданий погребального комплекса Джосера были фиктивными), абсолютно не интересуясь расположением предметов в пространстве. Несмотря на это, мы сами помогаем создать внутренне пространство, основанное на внешнем облике, которое все яснее проявляется по мере того, как мы приближаемся к святилищу или камере бога. Таким образом, мы переходим от пространства под открытым небом – аллеи сфинксов, доступной для людей, не принадлежащих к культу. Войдя в храм, мы видим, что оказались в окруженном портиками дворе. В этом открытом зале, куда также имел доступ весь народ, ясно прослеживается взаимодействие пространств. Уже в гипостильном зале, куда допускались только высокопоставленные фигуры, мы видим преобладание внутреннего пространства над внешним, что дополнительно подчеркивается недостатком освещения, поскольку свет проникал только сквозь решетку в самом высоком центральном нефе. В святилище, куда могли входить только служители культа, уже полностью отсутствовала взаимосвязь между пространствами, а само помещение освещалось только светом пламени. Внутренне пространство завоевывает превосходство над внешним постепенно: по мере продвижения вглубь храма пространство сужается по вертикали из-за наклонного поднятия пола и по горизонтали из-за сужения дальних помещений.

В заключение можно сказать, что период Нового царства стал временем наибольшего расцвета египетской архитектуры. Экономическое процветание, основанное на расширении империи, облегчило доступ к ресурсам для возведения монументов, выступавших в роли благодарности фараонов богам, которые благоволили им. Таким образом, храмовое строительство обретает независимость от погребальной культуры. Появляются необычные архитектурные решения, так, посредством второй аллеи сфинксов этот храм в Карнаке соединялся с также посвященным Амону храмом в Луксоре, расположенным в трех милях к югу. Также не стоит забывать, что в период нового царства в Египте сохраняется рабовладельческий строй, что позволило возвести эти монументальные постройки даже при недостаточном количестве механических средств.

Ссылка на основную публикацию