Общественная и жилая архитектура Древнего Рима

История архитектуры

Вы здесь

Жилые сооружения Римской империи. Инсулы

В период империи римское жилище претерпело существенные изменения, вызванные коренными преобразованиями социально-экономической природы римского общества. Это было время все более прогрессирующего социального расслоения, быстрого обогащения одних и обнищания других, более многочисленных групп населения. Заметно усилился приток в города людей с периферии Италии и из провинций. Переполнение городов населением с низким прожиточным минимумом вызвало и потребность в ускоренном строительстве дешевых жилищ. Это привело к созданию нового типа жилища — инсулы, многоэтажного жилого дома со сдававшимися внаем квартирами.

ИНСУЛЫ

Практическую возможность для создания такого типа здания дало развитие римской строительной техники (римский бетон с кирпичной облицовкой, сводчатые перекрытия, сравнительно недорогая стоимость строительства).

Первые упоминания о многоэтажных домах в Риме относятся еще к концу III в. до н. э. В I в. до н.э. Цицерон, упоминая о многоэтажных домах, образно говорил: «Рим . поднялся кверху и повис в воздухе». В начале империи Витрувий отмечал, что многоэтажный дом является удачным средством решения жилищной проблемы. Уже со времени Августа появляется специальное законодательство, запрещающее чрезмерную высоту инсул. Август ограничил их высоту 70 футами (20,79 м). Траян еще более уменьшил норму высоты, доведя ее до 60 футов (17,83 м).

В эпоху империи инсула стала основным типом жилища в крупнейших городских центрах, таких, как Рим и Остия. Согласно официальной статистике, в Риме в начале IV в. н.э. было всего 1790 особняков и 46 602 инсулы.

166. Остия. Фасад инсулы167. Рим. Инсула на улице Джулио Романо, II в. н.э. Реконструкция фасада

Инсула была качественно отлична от старого италийского типа жилища (рис. 166, 167). Разрастанию по горизонтали у особняка (в частности, при добавлении перистиля) в инсулах противопоставлен рост по вертикали. Порожденные дороговизной земельных участков трех- пятиэтажные инсулы были обычным явлением. Августово законодательство допускало шестиэтажные здания (средняя высота этажа 3,5 м). Инсулы зачастую имели причудливую в плане форму, отвечающую плану участка, хотя обычным был прямоугольный план. Площадь, занимаемая отдельной инсулой, изменяется в зависимости от условий. В Риме при средней площади инсулы 216 м2 встречаются инсулы от 100 до 400 м2. Средняя площадь инсулы в Остии несколько больше — 239 м2.

В отличие от особняка, где основные жилые помещения находились в первом этаже, а появлявшиеся иногда помещения во втором этаже играли подсобную роль, в инсуле жилые помещения обычно располагались в верхних этажах. Первый этаж занимали таберны, открытые на улицу широкими дверными проемами. Первый этаж обычно был выше остальных, так как верхняя часть его была занята антресолями, где ютилась семья хозяина таберны. Доступ на антресоли был изнутри здания. Для освещения антресолей устраивались небольшие окна, располагавшиеся над дверьми. Сдававшиеся внаем квартиры в верхних этажах не имели прямой связи с табернами, но имели отдельные независимые входы. Инсулы делились на изолированные вертикальные блоки, каждый из которых имел свою собственную лестницу *.

* Часто инсула имела несколько хозяев, тогда границы их владений проходили по вертикальным блокам.

В отдельных квартирах инсулы полностью исчез характерный для италийского дома атриумный план. План квартиры в инсуле определяет фасад — источник света и воздуха. Тем самым ликвидируется характерная для италийского особняка замкнутость и обращенность внутрь. Вместо этого фасад инсулы приобретает привычный для нас вид городского дома — длинные ряды одинаковых окон, обращенных на улицу *.

* Проблема вентиляции и освещенности была одной из важнейших для римских архитекторов. Это объясняется тем, что стекло по причине своей дороговизны редко употреблялось в жилых помещениях; чаще применяли слюду, но она пропускала мало света. В холодную и дождливую погоду использовались деревянные ставни с прорезями. Поэтому квартиры с широкими окнами, обилием света и воздуха были привлекательны только в хорошую погоду. Также неудовлетворительно было и комнатное отопление (использовались отопительные приборы, напоминавшие самовары, или жаровни, дававшие мало тепла, но много дыма и копоти).

Внешний вид инсулы строг и прост. Стены инсулы украшались редко (узорчатая кирпичная кладка, иногда выделены иным цветом арки над дверьми, пилястры, украшающие вход). В декоре фасада появились, новые элементы — балконы, лоджии.

При изучении массового жилищного строительства империи постоянно приходится сталкиваться с одним противоречием: вскрытые раскопками инсулы отличаются, солидностью постройки, тщательностью работы. В то же время литература первых веков н.э. переполнена жалобами на плохое качество строительства, обвалы, пожары и т.п. Так, Страбон пишет: «В Риме строятся непрерывно по причине обвалов, пожаров и перепродаж. ». Еще ярче обстановка в Риме передана Ювеналом: «. Мы живем в городе, большая часть которого держится на подпорках. Дом наклоняется; управляющий заделывает старую зияющую трещину и советует спокойно спать, хотя дом вот-вот рухнет». Видимо, подобное противоречие литературных и археологических данных объясняется тем, что до нас дошли только инсулы, построенные добротно, в то время как другие здания (а их, видимо, было большинство) в силу своей малой прочности не сохранились. Обычно инсулы имели стены стандартной толщины — 59 см (два римских фута) и сводчатые потолки. Первоначально сводчатыми были перекрытия только нижних этажей, в верхних же они были деревянными. Иногда верхние этажи делались целиком из дерева. Однако скора все конструкции инсулы стали бетонными с кирпичной облицовкой. Удешевление строительства инсул, предназначенных для бедняков, осуществлялось за счет снижения- качества бетона, меньшей глубины фундаментов, упрощенного строительства внутренних перегородок, которые иногда делались из сплетенных ветвей, покрытых штукатуркой. О них Витрувий писал: «лучше бы их не придумывали! Они сберегают место и время. но при пожаре это готовые факелы».

Видимо, инсула развилась из длиннот ряда таберн, расположенных вдоль улицы. Наличие у них антресолей, на которых располагалась семья хозяина, привело к развитию верхних этажей. Подобные «зачаточные» инсулы встречаются в Помпеях. Как сочетание в одном здании трех элементов — мастерской, лавки и жилья — инсула является чисто римским явлением.

Наиболее изучены инсулы Остии, которые стали известны благодаря раскопкам в начале XX в. В Риме наилучшую сохранность имеет инсула, открытая в 1935 г. у подножия Капитолия на улице Джулио Романо (см. рис. 167). Она датируется II в. Здание состоит из шести этажей, достигая своей вершиной подошвы Капитолийского холма. Сохранившаяся высота здания 21,9 м. Нижний этаж занимают две таберны, каждая из которых связана с улицей большой дверью. На улицу выходят и двери лестничных клеток. Прямо над табернами находятся небольшие помещения, высота которых много ниже высоты остальных этажей. Они, видимо, принадлежали хозяевам или арендаторам таберн и развились из тех антресолей, которые ранее занимали верхнюю часть собственно таберны. Тесная связь двух первых этажей и их несвязанность с остальными, занятыми квартирами, подчеркивается и на фасаде здания, где каждому дверному проему первого этажа отвечает оконный проем второго. Дом с фасадной стороны снабжен портиком *. Он занимает по высоте два этажа, отделяя таберны и связанный с ними второй этаж от квартир верхних этажей. Одновременно этот портик является и балконом для третьего этажа. Каждый из трех верхних этажей имел симметричный план: в задней части инсулы проходит через все здание темный коридор. Из этого общего коридора перпендикулярные ему небольшие коридоры ведут в отдельные квартиры. Каждая из них имеет три комнаты: одну — большую, парадную, расположенную в фасадной части, и две маленькие, получающие только второй свет.

* Портики стали широко применяться в Риме на фасадах зданий после ужасного пожара 64 г. н.э.

Были приняты законодательные меры для ограничения бедствий, приносимых пожарами. К этим мерам относились: устройство портиков перед домами, ограничение высоты зданий и незастроенное пространство между сооружениями.

До I в. в Остии господствовал атриумный тип дома, а широкое распространение инсул началось только с конца I — начала II в. Безусловно, что остийское массовое жилищное строительство осуществлялось под влиянием римского. II—III в. н.э.— эпоха полного господства в Остии жилого дома типа инсулы, но в позднеантичное время в связи с процессом дезурбанизации происходит частичное возвращение к старому атриумному типу жилища.

168. Остия. Тип инсул «дома в саду»
169. Остия. Инсула Дианы, II в. н.э.

Остийские инсулы при единстве основных черт имели значительные различия в зависимости от того, для какого социального слоя предназначались сдаваемые в них квартиры. Для очень обеспеченных слоев населения предназначались так называемые дома в саду (рис. 168). В глубине сада были расположены два жилых блока, разделенных сквозным коридором. Каждый из блоков делился на две одинаковые квартиры. Блоки были трехэтажные и, так как нижний этаж не был занят табернами, всего в двух блоках было 12 квартир. Каждая квартира имела две большие парадные комнаты, соединенные широким и светлым коридором. Три другие, меньшие по размеру, получали только второй свет из коридора. Общая площадь каждой квартиры достигала 200 м2. Иногда богатые инсулы имели внутренний дворик. Такова, например, инсула Дианы (рис. 169), расположенная на прямоугольном участке размером 23,3X39,3 м, две стороны которой (северная и восточная) были заняты построенными ранее домами. Ее внутренний дворик (8,8 X 5,8 м) служил источником света и воздуха для большой группы помещений, примыкавших к ранее построенным зданиям. В то же время ни одно из помещений, выходивших на улицы, не имело окон, смотрящих во двор.

Инсулы для менее состоятельных слоев населения имели более скромное устройство и размеры. Даже самые богатые инсулы не имели водопровода. Воду жители получали из уличных водопроводов; лишь некоторые инсулы имели фонтаны во дворе. Большинство инсул не имело уборных и отопительных систем.

Глава «Жилые сооружения. Инсулы» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: Г.А. Кошеленко (Москва, Стройиздат, 1973)

Общественные сооружения Древнего Рима

Римские форумы

Следует заметить, что во всех римских форумах прослеживается одна и так же идея замкнутой осевой композиции – ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади.

Перистилем или перистилиумом называли открытое пространство (двор или сад), которое окружалось с четырех сторон ордерной колоннадой.

В начальный период времени форумы обычно служили рынками. По периметру таких сооружений обычно возводились специальные галереи, к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. Со временем такие крупные комплексы превратились в парадные площади для торжественных собраний, различного рода церемоний и культовых действий.

Идейной композицией такого выдающегося архитектурного ансамбля обычно был храм, который располагали на середине узкой стороны прямоугольной площади. Такое сооружение обязательно возвышалось на подиуме и являлось доминирующем в композиции. Древнеримский храм в плане имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Данная композиция в те времена считалась традиционной и своими истоками уходила к древнейшим храмам этрусско-архаического периода.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Форум Траяна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фронтальное построение храма подчеркивало в общей композиции форума глубинно-осевую структуру, а выдающийся портик сооружения делал акцент на входе в храм. В республиканском Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императорами форум был интерпретирован как монумент собственной славы.

По своему величию и великолепию среди остальных сильно выделялся форум императора Траяна. Архитектором сооружения был Аполлон Дамасский, он занимался возведением комплекса сооружений с 112 по 117 годы. В форуме помимо основной площади и храма был возведен удлиненный зал с пятью пролетами, он представлял собой базилику 55 х 159 метров и два симметричных здания библиотек, между которыми возвели мемориальную колонну Траяна высотой 38 метров. Мраморный ствол колонны был покрыт специальной спиральной лентой барельефа, на которой были изображены все победы Траяна в военных столкновениях. Парадным входом в форум служила триумфальная арка, а центре площади стояла статуя императора. Колоннады и портики архитектурного ансамбля выполнялись из мрамора, они могли иметь различные и нередко огромные размеры.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Строящиеся на входах в форумы триумфальные арки получили впоследствии очень широкое распространение. Наиболее известными мемориальными сооружениями того времени являются:

  • арка Тита (70-е годы нашей эры);
  • арка Константина (IV век);
  • арка Августа на Римском форуме (29 г до нашей эры).

Римские театры

Внешний вид зданий римских театров основывался на греческих традициях. Однако, в отличие от древнегреческих театров, располагающихся на естественных склонах гор, древнеримские театры представляли собой отдельно стоящие здания со сложной конструкцией, созданной специально для поддержки зрительских мест. Такие здания имели радиальные стены, столбы и лестницы, а также проходы внутри основного полукруглого объема в плане.

Здесь следует упомянуть и Колизей. Крупнейший римский амфитеатр, один из крупнейших римских амфитеатров, предназначенный для проведения гладиаторских боев, имитации морских сражений и других состязаний. Эллиптическое в плане сооружение вмещало до 50 тысяч зрителей. Здание было расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей, основная функция которых заключалась в грамотной организации потоков посетителей. Система лестниц связывала данные галереи с выходами и входами в здание, расположенными по его периметру.

Каркас сооружения составляет 80 радиально направленных колонн и стен, воспринимающих нагрузку от перекрытий. Наружная стена здания состоит из травертиновых квадратов. Верхняя часть этой стены складывается из бетона. Для облицовочных и отделочных работ широко применялся мрамор и туф.

Рисунок 2. Колизей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Надо сказать, что в конструкции Колизея древние зодчие довольно грамотно использовали свойства каменных материалов и бетона. В несущих элементах, таких как арки и колонны использовался наиболее прочный материал – травертин. Радиальные стены Колизея были сделаны из туфа и облицованы кирпичом (их частично разгрузили кирпичные арки). В конструкцию бетонного свода архитекторы ввели пемзу для облегчения его удельного веса. Каркасная структура Колизея была функционально целесообразной, она способствовала оптимальному естественному освещению внутренних галерей, проходов и лестниц, и при этом была экономна по затрате материалов.

Читайте также:  Памятники и особенности готического стиля в архитектуре средневековья

Римские термы

Термы в Древнем Риме представляли собой достаточно сложный многофункциональный комплекс сооружений, предназначенный для омовения и различных мероприятий, связанных с отдыхом и развлечениями. Так, открытые площадки терм проектировались для спортивных упражнений, залы – для общественных собраний, большие помещения – для игр. Композиционную основу комплекса сооружений составляли специальные залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий), а после – в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), имеющее в своем центре бассейн с горячей водой. Главные залы достигали огромных размеров, поскольку предназначались для одновременного пребывания большого количества людей.

На сегодняшний день известно, что в Древнем Риме было построено одиннадцать императорских терм и около 800 небольших частных терм. Главное здание терм нередко достигало внушительных размеров (например, в термах Каракаллы оно имело габаритные размеры 216 х 120 метров). Данные сооружения, как правило, окружались большими садами, площадками для отдыха и игр.

Технической основой для строительства таких величественных общественных комплексов, несомненно, является накопленный уже к тому времени опыт в создании смелых конструктивных форм – сводов и куполов из бетона.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Архитектура Древнего Рима: краткий обзор

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры

Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов

  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.

Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium.

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной, основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum.

Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.

Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Общественная и жилая архитектура Древнего Рима

Архитектура и градостроительство Древнего Рима .

Начиная с III в. до н. э. центр политической и экономической жизни из Древней Греции переместился в Древний Рим . В Пунических войнах римляне завоевали экономически развитые греческие колонии — торговые города в Сицилии. С потерей колоний Греция утратила политическое и экономическое значение . Рим стал преемником культуры Греции.
О времени возникновения Рима , бывшего ранее этрусским городом, точных сведений нет из-за отсутствия полных остатков архитектурных сооружений. Известно, что в начале Рим размещался только на семи холмах и планировка его была похожа на планы крупных деревень ( рис. 1 ).

Рис 1. План Древнего Рима .

Коренная архитектурная перестройка Рима началась в I в. до н.э. и велась до IV в. н. э., однако градостроительная система стихийно возникающего города в известной мере сохранилась.
На территориях бывших жилых кварталов возводились пышные сооружения — императорские форумы . Широко развилось строительство вилл для знати. В период империи в Риме сооружались 3—4-этажные наемные дома — инсулы — с ограниченной законом высотой (20,7 м). Инсулы — жилища римского плебса: бедняков и рабов . Лишенные удобств, эти невыразительные объемы походили на склады.
В истории развития градостроительства в эпоху Римской империи немаловажное место занимает каструм — римский лагерь ( рис. 2 ).

Рис 2. Римский лагерь : а – общая схема; б – вид на лагерь (реконструкция)

Каструмы представляли собой типовые военные лагеря, размещавшиеся на стратегически важных дорогах империи. Во II и III столетиях н. э. такие лагеря размещались на землях всей империи в виде цепи опорных пунктов. Территория Римской империи охватывала тогда всю Западную Европу, в том числе большую часть Англии и многие североафриканские и малоазиатские области.
Лагерь имел квадратное очертание плана с четырьмя входными воротами. Главная улица, обычно расположенная в западно-восточном направлении, пересекалась с улицей, идущей с севера на юг. В этом месте создавали форумы, на которых совершались культовые обряды. Вдоль прямоугольной сетки улиц и кварталов располагались жилые здания, торговые помещения и склады. В римском градостроительстве преобладала строгость, четкость и ясная организация пространства. Выдающимся теоретиком архитектуры и градостроительства античного мира является Витрувий (I в. до н. э.), составивший своеобразную архитектурную энциклопедию в виде десяти книг. В этих книгах, наряду со сведениями об изготовлении военных машин и получении строительных материалов, излагаются теоретические вопросы архитектуры и градостроительства. Книги Витрувия являются наиболее полным из сохранившихся письменных источников сведений об античной греческой и римской архитектуре.

Одним из источников римской архитектуры являлось этрусское зодчество (Этрурия граничила с римскими владениями, расположенными севернее их). В дальнейшем исключительно большое влияние на ее развитие оказала архитектура греческих колоний Южной Италии и собственно греческая. Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть архитектурных форм у порабощенных народов. Римляне создали несколько новых видов сооружений общественного и инженерного назначения: акведуки, мосты, дороги, форумы, термы, цирки, базилики .
У этрусков римляне заимствовали арочный свод, у греков — стоечно-балочную ордерную систему. Видоизменив ордер для придания ему большой декоративности (пьедесталы), римляне ввели с архитектуру полуколонны и пилястры. Римская аркада представляет собой сочетание греческой колонны, поставленной на пьедестал,с этрусской аркой .
Римские императоры стремились придать особый блеск форумам, храмам, триумфальным аркам с целью подчеркнуть свое культурное превосходство и военное могущество.
Одним из новых мотивов использования римлянами греческих ордеров является поэтажное распределение их с применением в нижних этажах более массивного ордера . Обычно в первом этаже располагали детали дорического ордера , а в верхних — коринфского , что видно, например, на фасадах Колизея .

К архитектурным памятникам, имеющим связь с этрусским или греческим зодчеством, относятся жилища и храмы. Новыми сооружениями, в которых проявился гений римских зодчих , являются амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки, укрепления.

Тип жилого дома римляне заимствовали от этрусков . Дом представлял собой группу жилых помещений, сгруппированных вокруг дворика (атриума). Жилые дома римлян периода II—IV в. н. э. совершенствовались по планировке и объемному построению. Преобладали одноэтажные дома, построенные из камня.
Внутреннее убранство домов римской знати обычно состояло из облицовок стен мрамором, полы покрывались мозаикой, а своды штукатурились. Стены расписывались фресками, в том числе горячим способом восковыми красками ( энкаустика ). Во дворах устраивали небольшие фонтаны, устанавливали скульптуру.

Римляне заимствовали у этрусков типы их храмов , вводя в их композицию тосканский ордер с антаблементом , состоящим из одного архитрава . Для покрытия храмов применялись сильно выступающие двускатные крыши. Позже для убранства храмов использовались элементы ионического и коринфского ордеров .
Наиболее ценным памятником храмовой архитектуры является Пантеон, или «Храм всех богов» ( рис. 3 ), сооруженный в Риме в начале II в. н. э.

Рис 3. Пантеон .

В нем впервые было найдено органичное инженерное и архитектурное решение столь большого внутреннего пространства центрической формы. Пантеон имеет в плане круглую форму, перекрытую куполом диаметром в 43,3 м. Такова же высота здания от пола до верха купола. В верхней части купола расположено круглое отверстие для освещения диаметром 5 м. Внутренняя поверхность купола разделена пятью рядами уменьшающихся кверху кессонов, что зрительно увеличивает высоту всего помещения. Площадь зала Пантеона около 1500 м2.
Здание Пантеона было построено с применением бетона, в котором имеется каркас из кирпичных арок. Распор купола воспринимается стенами огромной толщины — 6,3 м. В стенах имеется восемь внутренних больших ниш и столько же наружных, уменьшивших массу их на одну треть. Купол выполнен из бетона с легким каменным заполнителем — пемзой. Особое место в развитии строительства в Древнем Риме наряду с применением естественного камня, обожженного кирпича, деревянных ферм занимает широкое использование бетона. Бетон, изготовленный на известковом вяжущем, был высокопрочным и водостойким. В состав бетона входили пуццолановые добавки (молотый вулканический пепел и щебень). Применение бетона позволяло возводить здания весьма крупных размеров в короткие сроки (3—5 лет) и давало возможность использовать труд неквалифицированных рабов.

Амфитеатры в Риме предназначались для массовых зрелищ. В них имелись овальные площадки — арены — для гладиаторских боев. Первый каменный амфитеатр построен в 25 г. до н. э. Арены имели продолговатую овальную форму с выходом с обоих концов ее. Из акведука арена могла наполняться водой для проведения спортивных состязаний. Вокруг арены амфитеатром располагались ряды мест для зрителей.
Крупнейшим амфитеатром является Колизей ( рис. 4 ), по латыни «Колоссальный», построенный в конце I в. н. э. и вмещавший до 50 тыс. зрителей.

Рис 4. Колизей. Фрагмент фасада .

Читайте также:  Архитектура древней Греции: особенности и периоды

Для художественного членения фасада первого этажа был применен тосканский ордер , второго — ионический , третьего — коринфский . Стена четвертого этажа расчленяется легкими коринфскими пилястрами . Такие членения, отображая внутреннюю структуру здания, усиливали впечатление большой его высоты и зрительно облегчали верх здания.

Базилики служили вначале местом для общественных собраний и для заседаний судов. Их начали строить во II в. до н. э. для народных собраний, происходивших ранее на форуме под открытым небом. В состав базилики входят три нефа (зала): центральный и два боковых. Все здание покрывалось деревянной крышей. Базилики явились прообразом для первых культовых зданий христиан.

Термы римлян состояли из комплекса различных сооружений, в число которых помимо основного (бани) входили залы для игр, базилики и даже библиотеки.
Термы имелись почти во всех римских городах . Важно отметить, что термы еще в те отдаленные времена отапливались помещенными в подвалах калориферами .
Самыми крупными были термы Каракаллы в Риме ( рис. 5 ).

Рис.5 Термы в Каракалле. (реконструкция) .

Термы , построенные в конце III в. н. э., вмещали до 3200 человек. Главное здание имело прямоугольную форму плана. На центральной оси его последовательно размещались открытый бассейн для плавания с холодной водой, парадный зал, вестибюль и бассейн с горячей водой. Справа и слева от входа располагались большие залы. Имелись также и открытые площадки (палестры) для занятий гимнастикой .

Мосты и акведуки римляне строили с использованием арочных конструкций . Материалом для строительства служил камень. Строили они капитально, на века. Дороги прокладывались преимущественно в стратегических целях. Проезжая часть настилалась из весьма крупных камней, а на мостах — из каменных плоских плит.
Водопроводные сооружения римлян — акведук — дошедшие до наших дней, свидетельствуют о высоком строительном искусстве римлян ( рис. 6 ).

Рис 6. Акведук в Ниме. (Франция)

К числу выдающихся сооружений тех времен относятся мосты, выполненные обычно в виде арочной конструкции с устоями, позволяющими возводить арки одну над другой. Наиболее известны трехъярусный Гардский мост-акведук и мост Алькантара .
К оборонительным сооружениям римлян относятся крепости, состоящие из стен укреплений и боевых башен. Римская крепостная архитектура оказала влияние на формы средневековых замков и кремлей.
Триумфальные арки представляют собой аркады, богато украшенные и завершенные декоративными стенками ( аттики ). Триумфальные колонны и статуи воздвигались в честь побед римских войск и самих императоров. Высота колонн достигала порой значительных размеров ( колонна Траяна около 30 м ).
Для мемориальных сооружений, построенных в последний период Римской империи , характерны измельченность форм и декоративное начало, примером чему служит триумфальная арка императора Константина, сооруженная в 315 г. н. э.
Заслуги римских зодчих состоят в том, что они рационально использовали и развили строительную культуру греков и других покоренных народов. Кроме того, используя бетон, они создали облегченные и крупные сводчатые сооружения больших пролетов — Пантеон, термы и др.
Тектонические приемы древнеримского зодчества оказали сильное влияние на развитие архитектуры Византии, готики (базилики) И итальянского Возрождения. Позже их использовали зодчие классицизма.

Архитектура Древнего Рима

Римская империя — одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.

Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!

В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков — исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства — нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.

Первые римские дороги были проложены в стратегических целях — их строили для того, чтобы армейские соединения — легионы — могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.

Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?

Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»

Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!

Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Римский форум — сердце античного Рима

Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь — Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.

Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.

Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.

Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов — форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!

Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.

Арка Септимия Севера

Триумфальная арка Септимия Севера – трехпролетная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195–203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина – 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика – 5,6 м, в нем расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролет арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые – высоту 7,8 м и ширину 3 м.

Колизей — арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них — Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, — устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей — четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них — коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука — античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино — в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!

Термы, или лекарство от скуки

Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.

Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.

Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной — горячей — воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.

Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.

Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов — золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!

Купол Пантеона — шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений — Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость — возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза — в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию — по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук — это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа — стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, — одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.


Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Древний Рим. Общий обзор архитектуры

Композиция характерного римского городского ансамбля — форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища.

Читайте также:  Архитектура древней Индии

Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум — замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.

В римских форумах получила отражение та же идея замкнутой осевой композиции — ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период форумы обычно служили рынками и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т.д.

Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы.

По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112—117 гг.). Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал — базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна высотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами, изображающего эпизоды победных походов Траяна. Триумфальная арка служит парадным входом, статуя императора установлена в центре площади, храм — в ее глубине. Выполненные из мрамора колоннады и портики, имевшие различные и подчас огромные размеры, являлись основным мотивом ансамбля.

Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки — один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером.

Арка Константина, поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений. Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в обширных имперских колониях.

Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях — мостах и акведуках. Городские водопроводы — акведуки — занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме, 144 г. до н.э. и др.

Форум Траяна, архитектор Апполодор Дамасский, Рим
Форум Траяна, реконструкция общего вида
Арка Константина, Рим
Арка Септимия Севера,203г. н.э., Рим
Гардский акведук в г. Нима
Мост Траяна, построен на сваях из лиственницы
Императорский дворец на Палатине
Коллосей (Колизей), Рим
Центральный блок терм Каракаллы, перспектива
Пантеон, Рим

Некоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98—106 гг. н.э.) и акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др.

Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину — 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение — тронный зал — поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43—44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре, первая пол. II века и др.).

Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме, II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).

Колизей (Коллосей) (75—80 гг. н. э.)— крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156х188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров; в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал — травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. «Каркасная» структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.

Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной. Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны. Применение ордерной аркады внесло в композицию тектоническую двойственность: многоярусная, завершенная в себе ордерная система служит здесь исключительно декоративно-пластическим целям, создавая лишь иллюзорное впечатление ордерной каркасности здания, зрительно облегчающей его массив.

Римские термы — сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.

Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.

В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны термы Каракаллы (206—216 гг.) и термы Диоклетиана (306 г.). Главное здание терм порою достигало огромных размеров (термы Каракаллы—216х120 м). Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (термы Каракаллы — 363х535 м).

Технической основой появления столь грандиозных сооружений явился накопленный опыт в создании смелых конструктивных форм — сводов и куполов из бетона. В термах эти формы пространственно взаимодействуют друг с другом, образуя сложную структуру. Уменьшив до минимума «инертную» массу конструкций, зодчие экономно и целесообразно распределяли усилия. Придавая конструкциям различную форму, они максимально использовали возможности взаимного погашения горизонтальных усилий самими сводами. Так, перекрытие центрального зала обычно представляло собой три смежных крестовых свода пролетом до 25 м, опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды.

Большие и малые залы, соединяясь в анфилады, создавали сложный интерьер, поражавший блеском и роскошью отделки, обилием света и воздуха. Важное значение в интерьере придавалось декоративно трактованным ордерным элементам и членениям. С помощью ордера и пластической разработки поверхностей сводов создавался зрительный эффект легкости конструкции, подчеркивалась идея пространственности интерьера. (Термы Каракаллы в Риме, 206-216 гг. Реконструкция интерьера)

Один из центральных залов терм часто делался круглой формы с купольным покрытием. Его размеры достигали больших величин: диаметр кальдария терм Каракаллы — 34 м. Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.

Пантеон в Риме (около 125 г.) — наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.

Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель — пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент — бетонный с заполнителем из травертина. По мере возвышения стены травертин сменяется более легким туфом, а в верхней части — кирпичным щебнем. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный щебень. Таким образом, в конструкции Пантеона последовательно проведена система облегчения веса заполнителя бетона.

Система разгрузочных кирпичных арок в толще бетона равномерно распределяет усилия купола на устои и разгружает стену над нишами, уменьшая нагрузки на колонны. Многоярусная система арок с четко проведенной субординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции, освободив ее от инертной массы. Она способствовала сохранению постройки несмотря на землетрясения.

Художественный строй здания определяется конструктивной формой: мощным купольным объемом снаружи, единым и целостным пространством внутри. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Перед величественным восьмиколонным портиком коринфского ордера (высота колонн 14 м) ранее существовал прямоугольный двор с торжественным входом и триумфальной аркой по типу форума. Развитое пространство под портиком с четырьмя рядами промежуточных колонн как бы подготавливает посетителя к восприятию огромного пространства интерьера.

Купол, в вершине которого оставлен круглый световой проем диаметром 9 м, доминирует в интерьере. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатление купольного «каркаса», зрительно облегчающего массив. В то же время они придают куполу пластичность и соразмерный с членениями интерьера масштаб. Ордер нижнего яруса, акцентирующий глубокие ниши, эффектно чередуется с облицованными мрамором массивными опорами.

Промежуточная между ордером и куполом полоса аттика мелким масштабом членении контрастно подчеркивает формы купола и основного ордера. Выразительная тектоника композиции сочетается с эффектом льющегося сверху рассеянного освещения и тонкими цветовыми нюансами, создаваемыми мрамором облицовки. Богатый празднично величественный интерьер составляет контраст с внешним видом Пантеона, где господствует простота монументального объема.

Важное место в строительстве занимали крытые залы — базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства — нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.

Трехнефная базилика Константина (312 г.) — одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания.

В IV в. с принятием Римом христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий—базиликальные церкви. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.

Ссылка на основную публикацию