Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима

Римская империя — одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.

Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!

В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков — исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства — нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.

Первые римские дороги были проложены в стратегических целях — их строили для того, чтобы армейские соединения — легионы — могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.

Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?

Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»

Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!

Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Римский форум — сердце античного Рима

Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь — Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.

Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.

Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.

Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов — форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!

Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.

Арка Септимия Севера

Триумфальная арка Септимия Севера – трехпролетная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195–203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина – 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика – 5,6 м, в нем расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролет арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые – высоту 7,8 м и ширину 3 м.

Колизей — арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них — Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, — устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей — четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них — коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука — античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино — в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!

Термы, или лекарство от скуки

Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.

Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.

Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной — горячей — воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.

Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.

Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов — золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!

Купол Пантеона — шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений — Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость — возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза — в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию — по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук — это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа — стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, — одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.


Архитектура Древнего Рима: краткий обзор

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Читайте также:  Архитектура древней Индии

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры

Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов

  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.

Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium.

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной, основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum.

Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.

Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Архитектура Древнего Рима

Характерные черты древнеримской архитектуры

Под Древним Римом следует понимать не только собственно Рим античной эпохи, но и всю Римскую империю, в состав которой входило множество стран и народов. Древнеримское искусство – одним является одним из величайших образцов древнего искусства в целом. В его создании принимали участие не только римляне, но также и египтяне, греки, жители Галлии и многие другие покоренные Римом народы.

Культура Древнего Рима сложилась на основе взаимопроникновения и взаимовлияния традиций и культур самобытных народов и племен.

Характерной чертой древнеримской архитектуры является широта градостроительства. Римляне переняли у этрусков и греков строгую и рационально организованную планировку, воплотив ее впоследствии в городах еще большего масштаба.

Римляне первыми начали строить «типовые» города, спланированные по образцу военных лагерей. Сначала прокладывались две перпендикулярные улицы, а их пересечение становилось центром города. Строгой схеме подчинялась вся городская планировка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Городская планировка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Римская архитектура играла ключевую роль во всей римской культуре периода ее расцвета. Ведущее место отдавалось общественным сооружениям, рассчитанным на огромное количество людей и призванных воплощать идеи могущества империи.

Древнеримская архитектура основана на идеях о строгости, разумности и целесообразности. Большим ее достижением было удовлетворение бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и широких масс городского населения.

Исторические этапы

История Древнего Рима делится на два тапа:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Республиканский (VI в. до н.э. – I в. до н.э.);
  • Императорский (I в. до н.э. – IV в. н.э.).

К периоду республики относится начало древнеримского искусства. Расцвета оно достигло в период образования крупной рабовладельческой державы.

Потребности римского общества породили множество типов сооружений: амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки и др. Новое архитектурное решение получили дворцы, виллы, театры, храмы.

В республиканский период сложились главные типы древнеримской архитектуры.

Основным типом общественного здания в эпоху республики был храм. Архитектура древнеримских храмов сложилась благодаря переплетению италийско-этрусских и греческих традиций.

Своеобразие римской архитектуры проявилось также в создании нового типа дома богатых граждан (землевладельцев, крупных торговцев, зажиточной части ремесленников). Как правило, римские особняки представляют собой крупные одноэтажные дома.

Внешний вид древнеримского города можно представить на примере Помпеи. Город имел регулярную планировку. По бокам прямых улиц были расположены дома, в первых этажа которых располагались лавки. Форум был обнесен двухэтажной колоннадой.

Рисунок 2. Помпеи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помпейские дома («домусы») представляли собой прямоугольные сооружения, тянувшиеся вдоль двора и выходящие на улицу глухими торцевыми стенами. Главным помещением там был атриум (лат. «закопченный», «черный»), выполнявший священную функцию.

В конце I в. до н.э. Древнеримское государство превратилось из аристократической республики в империю. Первым единовластным правителем и основателем империи стал Октавиан Август.

Рим приобрел облик, который соответствовал престижу мировой столицы. Росло значение общественных зданий и увеличивалось их количество.

Представление о культовой архитектуре той эпохи дает храм в Ниме (начало I в. н.э., расположен на территории современной Юной Франции). Пропорции его конструкции стройны, строго соблюдены формы коринфского ордера.

Рисунок 3. Храм в Ниме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воплощением мощи и значительности Римской империи должны были стать триумфальные сооружения, возводимые для прославления военных побед. Триумфальные арки сооружались в честь побед или в знак освящения новых городов.

Архитектурные сооружения Древнего Рима

Римская архитектура дала миру множество сооружений, которые по сей день являются памятниками архитектуры и достопримечательностями городов, в которых они возведены. Самые известные и них – Колизей, Пантеон и Форум.

Пантеон был задуман как храм всех богов. Внутрь него вела массивная бронзовая дверь, а порог был изготовлен из африканского мрамора. Его стены облицованы цветным мрамором. Внутри по периметру располагались статуи божеств. Пол внутреннего зала отделан драгоценными породами камня.

Рисунок 4. Пантеон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следующее знаменитое сооружение – Римский Форум, представляющий собой площадь и несколько прилегающих с ней зданий. Изначально эта площадь была рыночной. Позже она стала местом народных собраний и заседаний Сената. Он служил важнейшим местом общественной жизни.

Рисунок 5. Римский Форум. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Колизей является одним из наиболее известных и грандиозных сооружений Древнего мира. Он часто выступает символом Рима, подобно тому, как Пизанская башня является символом Пизы, Эйфелева башня – символом Парижа, Спасская башня московского Кремля – символом Москвы.

Рисунок 6. Колизей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Один из наиболее распространенных типов мемориальных сооружений – уже упоминавшиеся выше триумфальные арки. В качестве примеров таких сооружений можно привести арку Тита и арку Константина.

Рисунок 7. Триумфальная арка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первоначально сводчатые и арочные формы широко применялись в таких сооружениях как мосты и акведуки. Последние занимали весьма значительное место в благоустройстве городов. Вода в них подавалась из холмистых окрестностей, потом протекала по каменным оштукатуренным каналам (в низменных местах они поддерживались арочными конструкциями) и попадала в городские резервуары.

С большим размахом шло и дворцовое строительство. Один из показательных образцов тут – императорский дворец на Палатине. Он состоял из дворца для парадных приемов и жилища императора.

Приобрело широкие масштабы также строительство вилл. В них нашли применение принципы садово-парковой архитектуры. Среди наиболее заметных архитектурных сооружений данного типа – вилла Адриана в Тибуре.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Особенности архитектуры Древнего Рима

Э тапы развития архитектуры Древнего Рима можно разделить на четыре периода:

Первый из них охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Читайте также:  Архитектура Южной Кореи: крепости, дворцы, храмы

Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина итравертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стил, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это же время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Архитектура Древнего Рима – кратко об архитектурных достижениях и шедеврах

Особенности античного зодчества

К Древнему миру относят цивилизации, существовавшие в период XV — I вв до н. э. Это Индия, Япония, Китай, страны Древнего Востока, Египет, достижения майя, инков, толтеков, ацтеков, Этрусская и Эгейская культуры. Первые человеческие постройки были ненадежны, служили укрытием людей от стихии и диких животных. Развиваясь, человечество стремилось передать в формах построек стремление к прекрасному, чаянья и надежды. Так возникла архитектура древнего мира, основные признаки которой:

  • функциональность сооружений (соответствие своему назначению);
  • выражение духовной потребности человека, которое заключается в созерцании красивых, гармоничных форм;
  • надежность построек.

Проекты зданий, построенных в древнем мире, определялись вкусами людей, духом времени, особенностями климата и материалов для строительства. Они стали молчаливым доказательством того, что человечество всегда стремилось к гармонии и комфорту.

О цивилизации этрусков напоминают улыбающиеся статуи и молчаливые гробницы, надписи на которых не расшифрованы. Загадочный народ не оставил мировых художественных произведений, но его деятельность определила черты римской архитектуры. От него римляне переняли:

  • технологии строительства дорог, мостов, водопровода;
  • атриумные дома и культовые здания с выделением главного фасада;
  • осевую направленность композиций.

Под влиянием эгейской и древнегреческой культуры в Древнем Риме строили арки, устанавливали деревянные и каменные колоннады, архитектурные ордера. Широко использовался кирпич и песчаные блоки, здания и постройки украшались скульптурами.

Взяв главное у этрусков и эллинов, римские гении разработали свой неповторимый стиль, который использовали при градостроительстве.

Древняя архитектура в Риме

Как вид искусства архитектура в старинном городе на Пиренейском полуострове сформировалась в период IV — I в до н. э. Несмотря на время и природные катаклизмы, многие шедевры сохранились до сих пор. Они восхищают современников величественностью и монументальностью. История зодчества в республике охватывает несколько периодов:

  1. С момента основания города до II в до н. э. Сооружения выглядели достаточно просто, обладали этрусским характером. Материалом для изготовления был сырцовый кирпич и дерево.
  2. Проникновение римских идей, стремление подчеркнуть в облике зданий силу человеческой мысли, величие и мощь. В это время строили первые храмы из мрамора. Период продолжился до 31 г до н. э.
  3. Римляне нашли способ приготовления бетона, который широко использовали при строительстве. Они начали строить триумфальные арки. Несмотря на активное подражание грекам, архитектура имела индивидуальные черты.
  4. В этот период императоры старались увековечить память о себе в зданиях, памятниках зодчества. Архитекторов все больше привлекал восточный стиль ансамблей, они стремились к пафосу и гротеску.

Римский гений положил начало эпохе новой мировой архитектуры, где основное место заняло сооружение общественных зданий, рассчитанных на большое количество людей. Строения достигли успехов в ансамблевом выражении, архитекторы отдавали предпочтение замкнутым формам. Дома строили преимущественно для практических нужд, пышно отделывали фасады, стремились к строгой симметрии.

Большинство сооружений и скульптур древности по размерам превосходили те, что строили жители Эллады.

Достижения мастеров

Талант римских зодчих лучше всего раскрылся в организации пространства, для чего они обратились к конструкциям «арка» и «свод». До этого арочные структуры уже использовали римляне и греки. Они смогли достигнуть технических успехов успеха только при строительстве подземных и гражданских сооружений. Инженеры Месопотамии не смогли дойти до архитектурных высот, поскольку использовали непрочный, высушенный на солнце кирпич. Это не позволяло увеличить размеры сводов.

Римские специалисты возводили огромные своды, используя камень и бетон. Связующим веществом служил вулканический пепел. Согласно докладам историков, жидкий бетон мастера заливали в опалубку из дерева, которую удаляли при застывании. Позже это посчитали неэкономичным и пришли к выводу, что необходимо использовать единые простейшие структуры. При возведении каменных арок и сводов использовали деревянные кружала, которые поддерживали верх до завершения работ. Применение стандартных форм оказалось экономичным.

Римляне достигли больших успехов в инженерно-строительном деле. Построенные дороги проходили по всей территории империи и были настолько хороши, что служили столетиями после падения древней цивилизации. Водоснабжение в городах осуществлялось через систему акведуков, по которым вода поступала в города из источников, расположенных на значительном удалении. Трубы проходили через аркады, которые обеспечивали необходимый уклон водовода. В городе соблюдался санитарный режим.

Археологи насчитали 144 общественных туалета. Даже в современных городах миллионниках (например, Челябинске) столько не существует.

Строительство храмов и форумов

При возведении ритуальных сооружений римляне использовали доработанные схемы, в основе которых лежали достижения греков и этрусков. К существующим ордерам они добавили тосканский (упрощенный вариант дорического) и композитный, объединивший черты коринфского и ионического. Храмы прямоугольной формы были подобны эллинским. Однако строились и сооружения с округлым основанием и полусферическими куполами.

Повседневная жизнь горожан протекала в зданиях форумов (правительственных, судебных, торговых). Вдоль священной дороги, которая проходила мимо них, строили храмы и базилики. Путь на форум проходил через триумфальную арку, за которой находился прямоугольный двор, окруженный колоннадой.

За колоннами обустраивали помещения-экседры, на их торцах располагались суд и биржа. Дальнюю сторону двора замыкала базилика, пройдя которую можно было попасть на следующий двор, где располагалась центральная колонна и храм. Конечная точка движения по главной оси форума — полукруглая апсида. Следовательно, древнеримская планировка основывалась на четко обозначенной системе осей.

Триумфальные арки, амфитеатры, дома

Победное возвращение императоров в город из военных походов проходило через триумфальные арки. Сохранилось только 3 подобных памятника, однако есть изображения других арок на монетах. Монументы украшали мраморными блоками, декором, снятым с более древних монументов (сполиями), скульптурами, символами, барельефами с изображением исторических событий. Много веков римские памятники служили образцом для аналогичных сооружений в других местах мира.

Помимо геройских сражений, в жизни римлян происходили и приятные моменты, для чего строились амфитеатры. Они представляли собой просторные сооружения в форме эллипса, которые состояли из центрального элемента, арены, трибунами с радиальными коридорами.

Под грамотно организованной структурой для зрителей располагалась рабочая зона. Здесь в тесных комнатушках ждали смертного боя гладиаторы, томились перед кровопролитными схватками свирепые хищники. Первые амфитеатры строили из дерева. Лавки-трибуны монтировали по особым случаям. Затем стали использовать камень, бетон.

Сооружения, где жили римляне, делились на виллы и городские дома. Состоятельные граждане обитали в жилищах, которые могли занимать целый квартал. Домусы патрициев — замкнутые здания прямоугольной формы, в глухих стенах которых делали вентиляционные щели. Одна из торцевых стен служила главным фасадом. В его центре находилась дверь в вестибюль, который вел в обширный двор (атрий).

Вокруг двора располагались хозяйственные постройки. Справа и слева к нему примыкали полутемные спальни и кладовые. На стороне, противоположной входу, располагался таблинум — главный зал. Здесь стояло ложе владельцев дома, осуществлялись трапезы, комнату считали священным местом семейного соединения.

С одной стороны таблинум вел в атриум, с другой — в огород. Подобная общая схема богатого дома повторялась в богатых римских домах в течение нескольких столетий.

Поздняя эпоха

Покоряя просторы Испании, Галлии, Британии Греции, легионеры несли достижения цивилизации, в том числе — знакомили с архитектурой императорского Рима. Термы и акведуки, храмы и амфитеатры распространились по Средиземноморью. Империя господствовала несколько столетий. Ее упадок отразился на творчестве архитекторов и инженеров.

Дворец Диоклетиана на берегу Адриатического моря в Сплите строился в период заката империи. Он был похож по устройству на военный лагерь легионеров. С трех сторон место окружали стены, а центр разделен на 4 части улицами, которые пересекались под прямым углом. Колонны держали арки, а не архитрав, а чаще выполняли декоративную функцию.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в России

Традиционные элементы заменены на более свободные, принадлежащие классическому ордеру. Эти трансформации были повсеместными и ознаменовали новый этап в развитии европейской архитектуры.

Шедевры цивилизации

Римский Колизей — один из самых известных памятников архитектуры Древнего Рима. Классический амфитеатр внушительной площади и размеров использовался для зрелищных мероприятий. На его арене проходили жестокие гладиаторские бои, сражения крупных хищников. В III в н. э. амфитеатр пострадал от огня и был восстановлен. В настоящее время его остатки привлекают внимание туристов. Проводятся экскурсии, которые знакомят с прошлым исторического места.

Форум — площадь, расположенная между Велиа и Палатином (с юга) и Капитолием (с запада), Эсквилином и склонами Квиринала. Ранее на его месте была заболоченная местность, производились захоронения. При царе Тарквикии Древнем здесь находился центр политической, культурной и религиозной жизни римлян. С запада на восток через форум проходила Via Appia — священная дорога империи. На площади располагались храм Сатурна, Весты, Веспасиана. До наших дней дошло немногое: колонны ионического и коринфского ордера, остатки фундаментов. Лучше других сохранился храм Весты.

Мраморная триумфальная арка Тита построена в честь взятия Иерусалима (81 г. н. э). Она украшена полуколоннами, принадлежащими композитному ордеру, фигурами Виктории, барельефами, на которых Тит управляет квадригой. Изображено победное шествие с добытыми трофеями. В их числе — менора, которую считали святыней иудейского храма.

Термы Каракаллы сооружены при Марке Аврелии в III н. э. В роскошном здании горожане не только принимали банные процедуры, но и могли проводить спортивный, интеллектуальный досуг. Помещения комплекса украшали колоннады, мраморная отделка, мозаика, произведения искусства. Когда-то здесь стояли статуи Флоры и Геркулеса, Фарнезский бык и другие уникальные объекты. Работала библиотека, залы для гимнастических упражнений.

Другие знаменитые объекты культурного наследия — Марсово поле, храмы Геркулеса и Портуна, мавзолей императора Адриана и его семьи, триумфальная арка Септимия Севера, Пантеон, колонна Траяна. Масштабные сооружения смогли возвеличить Древний Рим, усилить его влияние и мощь, прославились в веках.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура и градостроительство Древнего Рима .

Начиная с III в. до н. э. центр политической и экономической жизни из Древней Греции переместился в Древний Рим . В Пунических войнах римляне завоевали экономически развитые греческие колонии — торговые города в Сицилии. С потерей колоний Греция утратила политическое и экономическое значение . Рим стал преемником культуры Греции.
О времени возникновения Рима , бывшего ранее этрусским городом, точных сведений нет из-за отсутствия полных остатков архитектурных сооружений. Известно, что в начале Рим размещался только на семи холмах и планировка его была похожа на планы крупных деревень ( рис. 1 ).

Рис 1. План Древнего Рима .

Коренная архитектурная перестройка Рима началась в I в. до н.э. и велась до IV в. н. э., однако градостроительная система стихийно возникающего города в известной мере сохранилась.
На территориях бывших жилых кварталов возводились пышные сооружения — императорские форумы . Широко развилось строительство вилл для знати. В период империи в Риме сооружались 3—4-этажные наемные дома — инсулы — с ограниченной законом высотой (20,7 м). Инсулы — жилища римского плебса: бедняков и рабов . Лишенные удобств, эти невыразительные объемы походили на склады.
В истории развития градостроительства в эпоху Римской империи немаловажное место занимает каструм — римский лагерь ( рис. 2 ).

Рис 2. Римский лагерь : а – общая схема; б – вид на лагерь (реконструкция)

Каструмы представляли собой типовые военные лагеря, размещавшиеся на стратегически важных дорогах империи. Во II и III столетиях н. э. такие лагеря размещались на землях всей империи в виде цепи опорных пунктов. Территория Римской империи охватывала тогда всю Западную Европу, в том числе большую часть Англии и многие североафриканские и малоазиатские области.
Лагерь имел квадратное очертание плана с четырьмя входными воротами. Главная улица, обычно расположенная в западно-восточном направлении, пересекалась с улицей, идущей с севера на юг. В этом месте создавали форумы, на которых совершались культовые обряды. Вдоль прямоугольной сетки улиц и кварталов располагались жилые здания, торговые помещения и склады. В римском градостроительстве преобладала строгость, четкость и ясная организация пространства. Выдающимся теоретиком архитектуры и градостроительства античного мира является Витрувий (I в. до н. э.), составивший своеобразную архитектурную энциклопедию в виде десяти книг. В этих книгах, наряду со сведениями об изготовлении военных машин и получении строительных материалов, излагаются теоретические вопросы архитектуры и градостроительства. Книги Витрувия являются наиболее полным из сохранившихся письменных источников сведений об античной греческой и римской архитектуре.

Одним из источников римской архитектуры являлось этрусское зодчество (Этрурия граничила с римскими владениями, расположенными севернее их). В дальнейшем исключительно большое влияние на ее развитие оказала архитектура греческих колоний Южной Италии и собственно греческая. Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть архитектурных форм у порабощенных народов. Римляне создали несколько новых видов сооружений общественного и инженерного назначения: акведуки, мосты, дороги, форумы, термы, цирки, базилики .
У этрусков римляне заимствовали арочный свод, у греков — стоечно-балочную ордерную систему. Видоизменив ордер для придания ему большой декоративности (пьедесталы), римляне ввели с архитектуру полуколонны и пилястры. Римская аркада представляет собой сочетание греческой колонны, поставленной на пьедестал,с этрусской аркой .
Римские императоры стремились придать особый блеск форумам, храмам, триумфальным аркам с целью подчеркнуть свое культурное превосходство и военное могущество.
Одним из новых мотивов использования римлянами греческих ордеров является поэтажное распределение их с применением в нижних этажах более массивного ордера . Обычно в первом этаже располагали детали дорического ордера , а в верхних — коринфского , что видно, например, на фасадах Колизея .

К архитектурным памятникам, имеющим связь с этрусским или греческим зодчеством, относятся жилища и храмы. Новыми сооружениями, в которых проявился гений римских зодчих , являются амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки, укрепления.

Тип жилого дома римляне заимствовали от этрусков . Дом представлял собой группу жилых помещений, сгруппированных вокруг дворика (атриума). Жилые дома римлян периода II—IV в. н. э. совершенствовались по планировке и объемному построению. Преобладали одноэтажные дома, построенные из камня.
Внутреннее убранство домов римской знати обычно состояло из облицовок стен мрамором, полы покрывались мозаикой, а своды штукатурились. Стены расписывались фресками, в том числе горячим способом восковыми красками ( энкаустика ). Во дворах устраивали небольшие фонтаны, устанавливали скульптуру.

Римляне заимствовали у этрусков типы их храмов , вводя в их композицию тосканский ордер с антаблементом , состоящим из одного архитрава . Для покрытия храмов применялись сильно выступающие двускатные крыши. Позже для убранства храмов использовались элементы ионического и коринфского ордеров .
Наиболее ценным памятником храмовой архитектуры является Пантеон, или «Храм всех богов» ( рис. 3 ), сооруженный в Риме в начале II в. н. э.

Рис 3. Пантеон .

В нем впервые было найдено органичное инженерное и архитектурное решение столь большого внутреннего пространства центрической формы. Пантеон имеет в плане круглую форму, перекрытую куполом диаметром в 43,3 м. Такова же высота здания от пола до верха купола. В верхней части купола расположено круглое отверстие для освещения диаметром 5 м. Внутренняя поверхность купола разделена пятью рядами уменьшающихся кверху кессонов, что зрительно увеличивает высоту всего помещения. Площадь зала Пантеона около 1500 м2.
Здание Пантеона было построено с применением бетона, в котором имеется каркас из кирпичных арок. Распор купола воспринимается стенами огромной толщины — 6,3 м. В стенах имеется восемь внутренних больших ниш и столько же наружных, уменьшивших массу их на одну треть. Купол выполнен из бетона с легким каменным заполнителем — пемзой. Особое место в развитии строительства в Древнем Риме наряду с применением естественного камня, обожженного кирпича, деревянных ферм занимает широкое использование бетона. Бетон, изготовленный на известковом вяжущем, был высокопрочным и водостойким. В состав бетона входили пуццолановые добавки (молотый вулканический пепел и щебень). Применение бетона позволяло возводить здания весьма крупных размеров в короткие сроки (3—5 лет) и давало возможность использовать труд неквалифицированных рабов.

Амфитеатры в Риме предназначались для массовых зрелищ. В них имелись овальные площадки — арены — для гладиаторских боев. Первый каменный амфитеатр построен в 25 г. до н. э. Арены имели продолговатую овальную форму с выходом с обоих концов ее. Из акведука арена могла наполняться водой для проведения спортивных состязаний. Вокруг арены амфитеатром располагались ряды мест для зрителей.
Крупнейшим амфитеатром является Колизей ( рис. 4 ), по латыни «Колоссальный», построенный в конце I в. н. э. и вмещавший до 50 тыс. зрителей.

Рис 4. Колизей. Фрагмент фасада .

Для художественного членения фасада первого этажа был применен тосканский ордер , второго — ионический , третьего — коринфский . Стена четвертого этажа расчленяется легкими коринфскими пилястрами . Такие членения, отображая внутреннюю структуру здания, усиливали впечатление большой его высоты и зрительно облегчали верх здания.

Базилики служили вначале местом для общественных собраний и для заседаний судов. Их начали строить во II в. до н. э. для народных собраний, происходивших ранее на форуме под открытым небом. В состав базилики входят три нефа (зала): центральный и два боковых. Все здание покрывалось деревянной крышей. Базилики явились прообразом для первых культовых зданий христиан.

Термы римлян состояли из комплекса различных сооружений, в число которых помимо основного (бани) входили залы для игр, базилики и даже библиотеки.
Термы имелись почти во всех римских городах . Важно отметить, что термы еще в те отдаленные времена отапливались помещенными в подвалах калориферами .
Самыми крупными были термы Каракаллы в Риме ( рис. 5 ).

Рис.5 Термы в Каракалле. (реконструкция) .

Термы , построенные в конце III в. н. э., вмещали до 3200 человек. Главное здание имело прямоугольную форму плана. На центральной оси его последовательно размещались открытый бассейн для плавания с холодной водой, парадный зал, вестибюль и бассейн с горячей водой. Справа и слева от входа располагались большие залы. Имелись также и открытые площадки (палестры) для занятий гимнастикой .

Мосты и акведуки римляне строили с использованием арочных конструкций . Материалом для строительства служил камень. Строили они капитально, на века. Дороги прокладывались преимущественно в стратегических целях. Проезжая часть настилалась из весьма крупных камней, а на мостах — из каменных плоских плит.
Водопроводные сооружения римлян — акведук — дошедшие до наших дней, свидетельствуют о высоком строительном искусстве римлян ( рис. 6 ).

Рис 6. Акведук в Ниме. (Франция)

К числу выдающихся сооружений тех времен относятся мосты, выполненные обычно в виде арочной конструкции с устоями, позволяющими возводить арки одну над другой. Наиболее известны трехъярусный Гардский мост-акведук и мост Алькантара .
К оборонительным сооружениям римлян относятся крепости, состоящие из стен укреплений и боевых башен. Римская крепостная архитектура оказала влияние на формы средневековых замков и кремлей.
Триумфальные арки представляют собой аркады, богато украшенные и завершенные декоративными стенками ( аттики ). Триумфальные колонны и статуи воздвигались в честь побед римских войск и самих императоров. Высота колонн достигала порой значительных размеров ( колонна Траяна около 30 м ).
Для мемориальных сооружений, построенных в последний период Римской империи , характерны измельченность форм и декоративное начало, примером чему служит триумфальная арка императора Константина, сооруженная в 315 г. н. э.
Заслуги римских зодчих состоят в том, что они рационально использовали и развили строительную культуру греков и других покоренных народов. Кроме того, используя бетон, они создали облегченные и крупные сводчатые сооружения больших пролетов — Пантеон, термы и др.
Тектонические приемы древнеримского зодчества оказали сильное влияние на развитие архитектуры Византии, готики (базилики) И итальянского Возрождения. Позже их использовали зодчие классицизма.

Ссылка на основную публикацию