Особенности архитектуры и строительства во Франции

Особенности архитектуры и строительства во Франции

Франция всегда отличалась своей открытостью к достижениям других народов во всех областях, в том числе и в архитектуре. На протяжении многих веков она порождала свои уникальные творения, вдохновляясь произведениями искусства иных стран: от каменных шедевров романского стиля до филигранных кружев готических соборов и воплотившихся в рококо веяний итальянского барокко. Франция вобрала в себя все лучшие традиции прошлых веков, объединив с техническими достижениями современности, благодаря которым люди имеют такие блага цивилизации, как лифт, водопровод, чиллер и т.д.

Не забывая о прошлых традициях, Франция вновь создала нечто уникальное – новый образ, характерный лишь для нее. Особенно заметным воплощением такой эклектики стало загородное строительство, где требования к архитектуре в меньшей степени ограничивают фантазии архитекторов.

Требования ко внешнему виду

Однако и здесь существуют свои законы. Свободолюбие французов и их уважение к прошлому являются основными требованиями к будущему зданию. Эти требования и нормы очень изменчивы, ведь французы не любят отставать от современных веяний.

Есть пункты, от которых отступать не рекомендуется, поскольку это грозит серьезными штрафами. К примеру, при площади дома, превышающей 150 кв.м, его проектирование разрешается только местному архитектору – для полного контроля над соответствием условий строительства ландшафтным особенностям.

Дом никогда не превысит 6,5 метров в высоту. Запрещено также использовать под его строительство более 12% от общей площади участка. Для каждой местности существует своя цветовая гамма, разрешенная к использованию. Другие варианты попросту исключается.
Отсутствие разрешения на строительство или несоблюдение существующих правил не только чревато баснословными штрафами, но и может привести к сносу дома.

Чаще всего французы отдают предпочтение домам в стиле шале, а также средиземноморскому стилю и строгим линиям функционализма. В любом случае все эти строения направлены на проявление индивидуальности своего владельца и никак не на то, чтобы продемонстрировать уровень его обеспеченности. В этом отношении французы крайне тактичны.
К какому бы стилю не относился дом, его основной чертой будут высокие потолки – помещения должны быть полны воздуха.

Этот скромный «сельский домик», характерный для альпийских поселений, можно узнать по сильному выступу карнизов и покатой крыше. Обычно для строительства домов в стиле шале используется дерево. В настоящее время, когда дом увеличил этажность, нижнюю часть дома делают из камня или кирпича и штукатурят.

Дом в средиземноморском стиле

Такие дома сложно представить себе без цветочных горшков, поставленных у входа. Их характеризуют аркады, черепичные крыши, деревянные ставни на окнах. В общем-то, это разновидность направления кантри, к которому относятся и дома-шале. В строительстве таких домов не принято использовать синтетических материалов. Архитектура тяготеет ко всему естественному как в материалах, так и в цветовой гамме.

Сплошное остекление и строгое подчинение любого элемента требованиям функциональности – вот что характерно для такого стиля. Здесь нет места случайностям, все детали и помещения продуманы и имеют свое назначение. Поэтому если уж и предусмотрена ниша, то это значит, что сюда предполагается, к примеру, чиллер купить или разместить здесь полки.

Современные материалы, широко применяемые сегодня в строительстве, были с радостью приняты французами. Это и неудивительно, ведь они открывают безграничные горизонты для творчества – пластичность бетона и строгий холод металла дают неожиданные воплощения в виде любых стилевых направлений – от модерна с его плавными формами и динамикой, до строгости стиля хай-тек и уверенно очерченных абрисов минимализма.

И, тем не менее, какие бы новшества не предложил прогресс, Франция примет их и преобразует согласно ее способу мышления и взглядам. И ничто не способно изменить подобного подхода. Здесь, как нигде, блага цивилизации занимают свое истинное место – на службе у человека.

Архитектура Франции

Эпоха Великой Французской Революции

Во Франции в период Великой Французской Революции не было построено ни одного значимого здания.

В эту эпоху церковь святой Женевьевы стала Пантеоном, Дом Инвалидов превратился в храм Человечности.

Только в 1794 году создалась Комиссия художников, занимавшаяся благоустройством города, и планированием изменений в его облике.

Французская архитектура эпохи Наполеона I

Главная роль в эпоху Наполеона отводится неоклассицизму. При этом архитектурные формы приобретают особую торжественность и пышность, а масштабы обретают грандиозный размах. Неоклассицизм времён этого времени стали называть ампиром. В эпоху Наполеона начинается активная реконструкция Парижа. Наполеон, став императором задумал превратить Париж в Новый Рим. При нем перестраивают активно центр Парижа.

Средневековые кварталы соединяют системой проспектов. Знаменитая улица Риволи заполняется типовой застройкой. Бесконечные повторы аркад взяты у итальянских архитекторов. Основные монументы во Франции, заложенные в этот период:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • триумфальная колонна на Вандомской площади, построенная в 1806-1810 годах, возведенная архитекторами Лепером и Гондуэном;
  • триумфальная арка Великой армии в самом центре площади Звезды, построенная в 1806-1837 годах архитектором Шальгреном.

Архитекторы Персье и Фонтен в 1806-1808 годах создают арку площади Карузель. Трехпролетная арка из разноцветного мрамора представляет собой красивую полихромию, характерную для интерьеров той эпохи.

До 1866 года продолжается активное строительство в районе Вандомской площади. На Вандомскую площадь вела улица Риволи.

Во Франции готика в архитектуре возникает позже, чем в других странах, примерно с тридцатых годов 19 века. В этот период храмовое строительство начинает свое яркое и интересное развитие. Ампир перестает быть универсальным художественным языком.

Промышленная архитектура

Промышленное или техническое направление в архитектуре также активно развивается во Франции. Это здания, стоящие на периферии искусства: склады, вокзалы, торговые помещения. Их не стремятся подвести и украсить в определенном стиле, именно поэтому эти архитектурные решения кажутся более смелыми и новаторскими.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В связи с тем, что в 19 веке сталь становится очень дешёвым материалом и металлические конструкции позволяют перекрыть большие проёмы, конструкции из этого материала возводятся на протяжении большого периода времени.

Примером промышленной архитектуры во Франции является Центральный рынок в Париже, построенный в 1853 году. Он просторный, с максимально большими пролетами, чтобы покупатели могли спокойно передвигаться.

Активное вокзальное строительство началось в 1830-1840-х годах. Лидером наравне с Англией являлась Франция. Ярким примером является Восточный вокзал, находящийся в Париже. В нем сочетаются несколько стилистических решений.

Знаменитые сооружения Франции

Лувр. Луи Висконти отстроил новое здание Лувра. В нем очень ярко и достаточно чётко вырисовываются особенности нового стиля и вкуса. Лувр был ориентирован на площадь Карузель и изначально строился как музей, но при этом выглядел как дворец. Его характерными особенностями было то, что центральная часть и боковые компартименты были отмечены павильонами. Отразился в нем и признак национальной архитектуры – высокая кровля. Лувр изобилует пластикой, в нем прослеживаются некоторые итальянизмы. Это здание в дальнейшем будет огромное количество раз повторяться. Его часто будут использовать в качестве прототипа для отелей.

Гранд Опера. Здание Гранд Опера построено в 1862 году в стиле Необарокко. На его фасаде красуется гигантский ордер. В этом архитектурном сооружении множество итальянизирующих моментов. Образцом для всей Европы стали огромный купол, венчающий композицию и богатый декор. Это театральное здание в последующие годы находило отклик в разных архитекторских решениях в Европе. В Гранд Опера обильно представлена скульптура. На кровле здания в скульптурных композициях присутствует позолота. Внутри театра отделка выполнена роскошными материалами, с обилием позолоты, мрамора и хрусталя. Гранд Опера является одновременно храмом искусств и дворцом.

Рисунок 1. Гранд Опера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эйфелева башня. Эйфелеву Башню построили в 1889 году. История ее происхождения удивительна. В Париже в 1889 году, была проведена Всемирная выставка, посвященная столетнему юбилею Французской революции. В этот момент городские власти поручили воздвигнуть временное сооружение, которое бы служило входной аркой.

Конкурс инженерных и архитектурных проектов на определение архитектурного облика предстоящей Всемирной выставки начался первого мая 1886 года. Более 107 претендентов приняли участие в конкурсе. Большинство из них в определенной степени повторяли проект башни, которую предложил Эйфель. Проект Эйфеля стал одним из четырёх победителей в конкурсе. К окончательной победе Эйфеля привели внесенные изменения, которые привели проект к компромиссу между чисто инженерной схемой конструкции в первоначальном варианте и конечным декоративным вариантом башни. Следует отметить, что идея башни принадлежала не Эйфелю, а его сотрудникам — Эмилю Нугье и Морису Кёхлену. Такое сложнейшее сооружение, как башня, собрать в течение двух лет стало возможно только потому, что Эйфель использовал особые методы в строительстве.

Для большей изысканности башни, архитектору Стефану Совестру поручили поработать над художественным обликом знаменитого сооружения. Совестр предложил обшить опоры цоколя камнем, связать опоры башни и площадку первого этажа при помощи величественных арок, ставшими главным входом на выставку. На этажах башни он предложил разместить огромные застеклённые залы, а верхушке башни придать округлую форму и украсить разнообразными декоративными элементами.

Рисунок 2. Эйфелева башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эйфель и муниципалитет Парижа в январе 1887 года подписали договор, по которому Эйфелю в личное пользование по договору аренды предоставлялась башня сроком на двадцать пять лет, также договором предусматривалась денежная субсидия в размере полутора миллионов франков, которая составляла четверть всех расходов на грандиозное строительство. Финальный бюджет строительства составил около восьми миллионов франков.

В течение двух лет, двух месяцев и пяти дней триста рабочих выполняли строительные работы. Быстроте возведения способствовали чертежи безупречно высокого качества с указанием очень точных размеров. Уже 31 марта 1889 года, Эйфель пригласил нескольких чиновников подняться на одну тысячу семьсот десять ступеней.

За свою историю башня не раз меняла свой цвет: от желтого цвета до красно-коричневого. Последнее время Эйфелева башня красится неизменно в «коричневый-эйфелевый» цвет, который официально запатентован и близок к естественному бронзовому оттенку.

Вес только металлической конструкции башни составляет 7300 тонн, а ее общий вес 10100 тонн.

Нижний этаж башни – это пирамида, которая образуется четырьмя колоннами, соединяющимися арочным сводом на высоте 57,63 метров. На своде расположена первая квадратная платформа Эйфелевой башни. На этой платформе располагается вторая пирамида-башня, которая также образуется четырьмя колоннами, соединенными сводом и завершенная второй платформой. Четыре колонны на второй платформе сближаются пирамидально и переплетаясь, образуют пирамидальную колонну, которая несет на себе третью платформу, такой же квадратной формы. На третьей платформе возвышается маяк с куполом, на высоте трехсот метров над которым находится площадка. На башню ведут лестницы, состоящие из 1792 ступеней, а также лифты.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Особенности архитектуры и строительства во Франции

Готическая архитектура во Франции — это здания, построенные в период с 1140 по 1500 гг. Лучшие образцы этого стиля можно встретить именно здесь, во Франции. Многие французские готические соборы включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Франции

Франция богата средневековой архитектурой, от небольших романских церквей до великих готических соборов. Когда страна вышла из темных веков в 11-м веке, произошел всплеск строительства здания в романском стиле, основанном на римской модели толстых стен, с круглыми арками и тяжелыми сводами. Но ф ранцузские архитекторы усовершенствовали эту основную структуру, что в 13 веке привело к расцвету готики. Заостренные арки и летающие контрфорсы были ключевыми изобретениями, которые позволили строить более высокие здания с большими окнами.

Фрацузская готика

Французская готика — это стиль архитектуры, распространенный во Франции с 1140 по 1500 гг. Готику разделяют на четыре стиля: ранняя готика, высокая готика, районант, поздняя готика или пламенеющая готика.

  • Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
  • Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
  • Районнант (14 век)
  • Пламенеющая готика (15 век)
  • Поздняя готика (16 век)

Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.

Появление готического стиля во Франции

Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции.

В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию ​​в качестве главной экономической и политической силы на континенте. В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны. Это дало толчок к появлению высокой и пламенеющей готики, и строительству некоторых из самых известных соборов, включая Шартрский собор, Реймсский собор и Амьенский собор.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Чехии

Эволюция готического стиля во Франции

Все меняется со временем, так и готический стиль во Франции претерпевал свои изменения, развиваясь и усложняясь с накоплением знаний.

Ранняя готика

Раннеготический стиль возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки и переходом от поздне романской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей. Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке. Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода. Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.

Высокая готика

Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.

Районнант

Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры. До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже. Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.

Пламенеющая готика

Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века. Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов. Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта. Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).

Южная готика

Помимо этих готических стилей, есть еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от готической септентриональной или северной готики). Этот стиль характеризуется большим нефом и не имеет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут служить Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Коменж.

Основные элементы готической архитектуры Франции:

Лучшие примеры готической архитектуры во Франции:

Региональные особенности готической архитектуры во Франции

Наиболее известные образцы готической архитектуры можно найти в Иль-де-Франс и Шампани, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.

Анжуйский готический стиль

Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.

Готика Пуатье

Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.

Бургундская готика

Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.

Южно-французская готика

У юга Франции была своя особая вариация готического стиля: южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня он был построен почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.

Якобинская церковь в Тулузе стала примером единой апсиды полигонального плана с двумя нефами, которая породила звездного типа свод, чья сложная организация стала характерной для более чем века периода пламенеющей готике. Этот шедевр готической архитектуры часто называют «пальмой», потому что из гладкого ствола колонны выходят ребра сводод на подобии листьев пальмы.

Готика в гражданской архитектуре Франции

Самым большим гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Palais des Papes (Папский дворец) в Авиньоне, построенный между 1252 и 1364 годами, когда папы бежали из политического хаоса и войн, окутывающих Рим. Учитывая сложную политическую ситуацию, он совмещал функции церкви, резиденции правительства и крепости.

В 15-м веке, после периодов поздней и пламенеющей готики, некоторые элементы готического убранства, заимствованные из соборов, начали появляться в гражданской архитектуре, особенно в области Фландрии на севере Франции и в Париже. Мэрия города Compiègne имеет внушительную готическую колокольню со шпилем, окруженным небольшими башнями, а его окна украшены богато орнаментированными акколадами или орнаментальными арками. Подобные ратуши в стиле пламенеющей готики можно посмотреть в Аррасе, Дуэ и Сен-Кантен, Эна, и через границу в Бельгии в Брюсселе и Брюгге. К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта.

Недостатки готической архитектуры во Франции

В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость и буквально армий умелых мастеров, напряженно работающих в течение десятилетий. Из-за спадов в экономике значительное количество французских соборов были начаты, но никогда не достраивались.

В некоторых случаях амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове. Его меценаты и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, выше, чем его ближайший конкурент, Кафедральный собор Амьена, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша хранилища была слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Они утолстили стены и восстановили свод, а в 1569 году они завершили строительство башни высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год сделала собор в Бове самой высокой постройкой в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без потерь. Церковь остается сегодня такой же, как она была, с хором, апсидами, некоторыми часовнями, но без нефа или башни.

Смена готики на Ренессанс

Начиная с 1530-х годов стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал демонстрировать влияние итальянского ренессанса. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных походах в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж, чтобы работать на новом Пон-Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Fontaine des Innocents, построенный скульптором Жаном Гужоном для празднования въезда Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Кур Карре Лувра, также украшенный Жаном Гужоном. Новая парижская мэрия, Hotel de Ville (1533–1568), также была построена в итальянском, а не готическом стиле. Самый важный из всех, новый дворец Тюильри Филиппа Делорма, построенный для Екатерины Медичи, начатый в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами.

Религиозные здания медленнее менялись. Церковь Carmes-Deschaussé (1613–1620) на улице Vaugirard в Париже, и особенно церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте работы Соломона де Бросса (1615–21) с фасадом, основанным на совмещении трех ордеров классической архитектуры, стали новыми моделями для подражания. Тем не менее, готический стиль оставался заметным в новых церквях. Церковь Святого Евстафия в Париже (1532–1640 гг.), по размерам превосходившая Нотр-Дам, сочетала готический план с ренессансным убранством.

Архитектурные стили новой эпохи

В течение 17-ого столетия начал доминировать французский классический стиль Франсуа Мансара. Затем, при Людовике XIV, занял центральное место великий французский классический стиль, которого придерживались Жюль Ардуэн-Мансар, Луи Ле Вау и Клод Перро. Главные образцы готического стиля, такие как Нотр-Дам, были изменены новыми интерьерами, разработанными в новом стиле. Следуя новой моде своего покровителя, Людовика XIV, поэт Мольер высмеял готический стиль в стихотворении 1669 года:

«… безвкусный вкус готических украшений, эти отвратительные чудовища невежественной эпохи, порожденные потоками варварства». «..

Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали целью для революционеров. В это время соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских фигур на фасаде Нотр-Дам были обезглавлены, из-за ложного убеждения, что они были статуями французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но были оставлены в плачевном состоянии, требущим капитального ремонта.

Французские замки в готическом стиле

Крепости Филиппин

В 13 веке дизайн замка или замка был изменен на основе образцов византийских и мусульманских замков, которые французские рыцари видели во время крестовых походов. Новый вид фортификации назывался Филиппин, в честь Филиппа Огюста, который принимал участие в крестовых походах. Новые укрепления были более геометрическими, обычно квадратными, с высоким главным донжоном или башней в центре, которые можно было защищать, даже если стены замка были захвачены. Донжон Шато де Винсенн, начатый Филиппом VI французским, был хорошим примером. Эта башня высотой 52 метра была самой высокой военной башней в Европе.

В замках по типу Филиппин другие башни, обычно круглые, были расположены по углам и вдоль стен, достаточно близко друг к другу, чтобы поддерживать друг друга. Стены имели два уровня проходов внутри, верхний парапет с отверстиями (Crénaux), из которого солдаты могли наблюдать или стрелять стрелами по осаждающим внизу; узкие отверстия (Merlons), через которые они могли бы укрыться при стрельбе из стрел; и отверстия в полу (Máchicoulis), из которых они могут бросать камни, лить зажженную нефть или кидать другие объекты на осаждающих. Верхние стены также были защищены выступающими балконами, эхогетами и бретешами, с которых солдаты могли видеть, что происходило в углах или на земле под ними. Кроме того, башни и стены были прорезаны узкими вертикальными прорезями, называемыми Meurtriéres, через которые могли стрелять лучники. В более поздних замках прорези имели форму крестов, так что лучники могли стрелять арбалетами в разных направлениях.

Замки были окружены глубоким рвом с одним разводным мостом. Вход был также защищен железным грилем, который можно было открывать и закрывать. Стены внизу часто были наклонными и были защищены земляными барьерами. Одним из хороших сохранившихся примеров является замок Дурдан (Château de Dourdan) в департаменте Сена и Марна, недалеко от Немура.

Крепости превращаются в замки

После окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) с развитием артиллерии замки потеряли большую часть своего военного значения. Они оставались символами ранга своих знатных обитателей; сужающиеся отверстия в стенах часто расширялись в окна спальных комнат и парадных залов. Башня замка Венсенн стала королевской резиденцией.

В 19 веке части готических стен и башен города Каркассон были отреставрированы, с некоторой модификацией, Эженом Виолье-ле-Дюк. Он также перестроил Шато де Пьерфон (1393–1407), незавершенный средневековый замок, превратив его в неоготическую резиденцию для Наполеона III. Этот проект так и не был завершен, когда Наполеон III был свергнут в 1870 году, но его можно посетить сегодня.

Архитектура Франции

Романская архитектура Франции 4

Готическая архитектура Франции 6

Ренессанс во Франции 8

Стиль Барокко и Рококо 9

Современная архитектура Франции 10

Список литературы 12

«У каждого человека две родины – его собственная и Франция», – писал Анри де Борнье.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что Франция – это не просто страна Старого Света с богатой историей и уникальными традициями. Это одна из самых романтичных стран мира, которая известна своей архитектурой разных эпох, разных стилей и с разной историей. Франция является самой посещаемой страной на планете, и это неудивительно. Памятники архитектуры Франции отражают влияние разных эпох и культур.

Что касается романского стиля в архитектуре, то он получил распространение на территории Франции уже в одиннадцатом веке. Представителями данного течения считаются церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в городке Пуатье и Базилика святого Сатурнина в знаменитой Тулузе.

Читайте также:  Алем в исламской архитектуре

Несколькими веками спустя широкое распространение в стране получил готический стиль. Первым построенным на территории Франции готическим сооружением является базилика Сен-Дени, возведённая в 12 веке. Яркими представителями направления можно назвать соборы Реймса, Шартра и Амьена. В шестнадцатом веке архитектура Франции становится более разнообразной, и её представляют, главным образом, замки в долине Луары и дворец Фонтенбло.

В следующие столетия вплоть до настоящего времени архитектурные стили Франции претерпевают значительные изменения, и на сегодняшний день переплетаются между собой в великолепных памятниках старины и современных сооружениях.

Романская архитектура Франции

Само понятие «романский стиль» появилось в начале XIX века. Данное понятие ввел Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой. Основное направление романского стиля – это церковная архитектура.

Романская архитектура – это характерный пример рационального художественного мышления. Орнамент романского искусства заимствован с Востока.

В основе архитектуры романского стиля лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов. Такие сооружения отличаются тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. Такие сооружения представляют собой отдельную мощь, силу, самозащиту. Это вполне объяснимо в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.

Романские здания в основном покрывались черепицей. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Необычная кладка из обтесанных камней создавала мрачный образ строения. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в дани были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц. Стены собора внутри покрывались росписями, которые почти не сохранились до нашего времени. Так же использовалась мраморная инкрустация мозаики для украшения алтарей.[1]

Для романского стиля искусства характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов. Все мифические звери, расположенные на сооружениях, скорее носят декоративный характер, нежели символический смысл.

Так же для романского стиля характерно использование железы и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и другое. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами.

На смену романского стиля в архитектуре пришел готический стиль.

Готическая архитектура Франции

Готический стиль Франции стал образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы.

Готический стиль архитектуры развивался в тех странах, где господствовала католическая церковь. Готическое искусство осталось культовым по назначению и религиозным по тематике. Готическое искусство было соотнесено с вечностью, с высшими силами.

Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий.

Особое место в Готической архитектуре занимал собор, как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, в основном витражей. Такие соборы оказывали на верующих сильное эмоциональное воздействие. Огромное пространство собора, многоцветное сияние витражей, вертикальность башен и сводов оставляли огромное впечатление.

Развитие Готического стиля искусства отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества, начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира, складывались новые архитектурные типы и тектонической системы.

Готика зародилась в Северной части Франции в середине 12 века и достигла расцвета в первой половине 13 века. Готический соборы практически все похожи друг на друга, т. е. имеют определенную классическую форму. Таким стандартом является высокий и просторный интерьер, который украшен цветными витражами. На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали – узорные вимперги, фиалы и т. д.

В Готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам.[2]

Для готического стиля во Франции характерна гармония и ясность. Как было сказано выше, готический стиль является одним из самых великолепных направлений в архитектуре. Этот стиль богат, как ни один из существующих до и после стилей, потому что создатели его смогли одновременно использовать воздействие архитектурного пространства, линии, пластики и чистой цветовой игры. Благодаря таким качествам французская готика сохраняет свое своеобразное единство.

На смену готическому стилю пришел Ренессанс.

Ренессанс во Франции

Архитектура Ренессанса или как по-другому называют, архитектура эпохи Возрождения, во Франции появилась в начале 16 века и распространялась до 70-х годов.

Эпоха Возрождения – это начало нового этапа культуры и искусства. Данный период соответствует периоду формирования буржуазных отношений, образованию и укреплению абсолютистского государства во Франции.

Одним из центров французского Раннего Возрождения был Фонтенбло – предместье Парижа. Стиль Возрождения затронул замки королей и высшей знати, при этом городское строительство им затронуто не было. При этом не все замки подверглись влиянию нового направления искусства. В некоторых замках переделывались лишь фасады, в других перестраивали и возводили новые здания в совершенно ином стиле.

Стены зданий периода Раннего Возрождения прорезаны высокими и узкими окнами. Окна имели небольшие подоконники и находились почти под потолком. Оконные проемы имели каменные крестообразные переплеты, которые были заимствованы из готического направления в архитектуре. Так же от готического направления в архитектуре остались крутые крыши с люкарнами и очень большие дымовые трубы.

Особое место среди памятников архитектуры данной эпохи занимали городские ратуши башни с высокими остроконечными крышами, с люкарнами и трубами, с крестообразными переплетами. [3]

Одним из самых знаменитых сооружений периода Зрелого возрождения является дворец Лувр. Раньше на этом месте стоял средневековый замок с таким же названием, но его пришлось заменить.

Стиль Барокко и Рококо

Барокко во Франции – это отражение классического направления данного стиля. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков преобладала строгость над художественной фантазией. Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты.

Во Франции стиль барокко был воплощен в великолепном ансамбле Версаля (1668-1689), расположенного в нескольких километрах от Парижа. В его строительстве и украшении принимали участие многие архитекторы, строители, художники, скульптуры. Версаль много раз достраивался и изменялся. Дворцу был придан строгий и импозантный вид.

Рококо в отличие от барокко имел грациозность и легкость. Темные цвета и тяжелые позолоты стиля барокко сменяются светлыми тонами с большим количеством белых деталей.

Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, так как в основном он применялся для украшения интерьеров. Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще долгое время.[4]

Современная архитектура Франции

Помимо исторических памятников архитектуры во Франции есть и современные постройки, которые так же удивительны и необычны по сравнению с архитектурой прошлых веков.

Одним из удивительных современных построек является Большой театр в Альби. В Большой театр входит кинотеатр на 8 залов. Главной «изюминкой» данного здания является его внешний облик – огромная металлическая сетка вокруг самого здания, которая помогает не только вписаться в ландшафт, но и защищает интерьеры от жаркого солнца.

Еще одним современным памятником является концертный зал «Зенит» в Страсбурге, который рассчитан на 10 тысяч человек. Его открытие состоялось в 2008 году. Данный концертный зал по своей форме больше напоминает стадион. [5]

В 2013 году был открыт 35-этажный небоскреб с характерным названием «Лови момент». Главной особенностью небоскреба является многогранный фасад.

В 2004 году был построен фантастический Виадук в Мийо, который являет собой образец уникального сооружения вантовой системы, проходящего через долину реки Тарн на юге Франции. Он является самой высокой автомобильной дорогой в мире, одна из его опор достигает в высоту 341 метр.

В начале 2015 года в Париже была открыта Филармония. Здание имеет необычную и удивительную форму. Снаружи оно напоминает бесформенную кучу из огромных бетонных плит, а внутри интерьеры образованы плавными линиями и округлыми объемами, перетекающими друг в друга.

Рассмотрев стили в архитектуре во Франции можно сделать небольшой вывод. Франция является необычным местом, в котором уживаются и постройки прошлых столетий и современные постройки. Каждое здание, вне зависимости от того, в какое время оно было построено, имеет свою историю и индивидуальны внешний вид.

Романский стиль в архитектуре Франции отличался своей тяжестью сводов и грузностью башен, на смену которого пришел готический стиль, как признак гармонии и ясности. Позже появился Ренессанс или как по-другому говорят, эпоха Возрождения которого выдают высокие остроконечные крыши. Знаменитый Барокко и Рококо, которые хорошо могут уживаться в одном здании: грузность, тяжесть и позолота Барокко соседствует с легкостью, грациозностью и серебром Рококо.

Ну и конечно же, современная архитектура Франции. Каждое здание которого единственное и ни на что не похожее в мире. Формы, интерьеры современных зданий больше похожи на фантастические и сказочные сооружения, чем на обычные здания, которые мы привыкли видеть.

Можно сказать однозначно, что Франция будет удивлять нас долгое время. Ведь появляются все новые и новые примеры необычным внешним видом, цветом, и интерьером.

Но как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому я считаю, что Франция является одним из удивительных мест в мире, который стоит посетить хотя бы раз в жизни.

Список использованной литературы

1. . , /Замки Франции. Путешествие в глубь истории/, М., Вече, 2008,336с;

2. Д. Рассел /Архитектура Франции/, М., Нобель-Пресс, 2012, 64с.;

3. /Удивительная Франция/, М., Инфра-М, 2014, 130с.;

4. Мари-Анн Поло де Болье /Средневековая Франция/, М., Вече, 2009, 384с.;

5. Р. Томан /Готика. Архитектура и живопись/ М., Кенеманн, 2000, 520с.;

[1] , /Замки Франции. Путешествие в глубь истории/, М., Вече, 2008,45с;

[2] Р. Томан /Готика. Архитектура и живопись/ М., Кенеманн, 2000, 41с.;

[3] Мари-Анн Поло де Болье /Средневековая Франция/, М., Вече, 2009, 113с.;

[4] Д. Рассел /Архитектура Франции/, М., Нобель-Пресс, 2012, 36с.

[5] /Удивительная Франция/, М., Инфра-М, 2014, 98с.;

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Французская архитектура XVIII века

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 30.04.2017 15:03 Просмотров: 2511

В первой половине XVIII в. в архитектуре и скульптуре Франции господствует рококо, во второй – неоклассицизм.

Архитектура рококо гораздо сильнее, чем барокко, стремилась к динамичности и декоративности, но без его торжественности.
Архитектура неоклассицизмавоплощала идеи Просвещения и отталкивалась от античности.

Архитектура рококо

Рококо связано с правлением короля Людовика XIV (1643-1715), но не было придворным искусством. Большинство построек в стиле рококо – богатые городские особняки («отели») и загородные дворцы.
Частная жизнь владельцев особняка обычно пряталась за высокой оградой. Комнаты располагались асимметрично, они были небольшими и с более низкими потолками. Окна же были очень большими, почти от самого пола. Интерьеры построек рококо оформлялись тщательно и изысканно: украшались скульптурами, живописью, зеркалами.

Отель Субиз (Париж)

Отель Субиз был построен для принца де Субиза в 1705-1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера. Он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон в стиле рококо, созданный архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754).

В Овальном зале нет ни одной прямой линии, все углы закруглены, стены украшены резными панелями с позолоченными орнаментами и зеркалами, которые расширяют пространство, но в то же время делают его размеры неопределёнными.

Ансамбль трёх площадей в Нанси

Ансамбль трех площадей в городе Нанси построен в 1752-1755 гг. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. Автор этого проекта – ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). По всему периметру площади тянется колоннада, которая включает в себя и портик Дворца.

Площадь Ла Карьер
Площадь Ла Карьер перед Дворцом завершается триумфальной аркой. Арка открывает вход на главную площадь ансамбля – прямоугольную Площадь Станислава.

Площадь Станислава
В центре площади возвышается конный монумент герцога Станислава I.

Третья площадь ансамбля – Площадь альянса.
Ансамбль в Нанси хронологически завершает эпоху рококо.

Архитектура неоклассицизма

Жак Анж Габриель (1698-1782)

Ж.-Б. Грёз. Портрет Ж.А. Габриеля

Жак Анж Габриель – французский архитектор, президент Академии архитектуры. Один из основоположников архитектурного классицизма XVIII в. Происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец был придворным архитектором короля. В 1741 г. это место занял сын. В творчестве Габриеля нашли отражение новые веяния неоклассицизма.

Он создал проект Военной школы в Париже (1751-1775). Военная школа была учреждена в XVIII в. для небогатых дворян. В 1777 г. это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, где учился будущий Наполеон Бонапарт. Комплекс Военной школы занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, Габриель преобразовал городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. В настоящее время в здании Военной школы размещается Военная академия.
В Версале Габриель создал ряд зданий: роскошное и богато украшенное помещение Оперы, Французский павильон и шедевр архитектуры XVIII в. – Малый Трианон.

Читайте также:  Вандомская колонна в Париже – по следам Наполеона

Малый Трианон
Наиболее значительным произведением Габриеля в Париже стала Площадь Людовика XV, где была установлена конная статуя короля Людовика XV скульптора Э. Бушардона (ныне площадь Согласия).

Творчество Габриеля повлияло на все последующее развитие французского неоклассицизма.
А начало эпохе неоклассицизма положил проект фасада церкви Сен-Сюльпис в Париже архитектора Джованни Никколо Сервандони (1695-1766).

Церковь Сен-Сюльпис. Фасад и площадь перед церковью
Это здание иезуитского стиля с незавершённым классическим фасадом. Жак Франсуа Блондель (архитектор, теоретик и педагог той эпохи) писал об этом фасаде: «Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль, в то время как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры».
В этом проекте впервые в XVIII в. появляются строгие колоннады и арки.
Центром неоклассицизма во Франции был Париж. Здесь работали все крупнейшие мастера того времени, создавшие свои лучшие постройки. Одна из них – церковь св. Женевьевы архитектора Жака Жермена Суффло.

Церковь св. Женевьевы (Пантеон) в Париже

Внутри Пантеона
Величественное здание построено в стиле классицизма. Архитектор Суффло взял за образец римский Пантеон. Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство решило превратить церковь в мавзолей великих французов. Здесь похоронены Вольтер, Жан-Поль Марат, Жан-Жак Руссо, Жак-Жермен Суффло, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма (отец) и многие другие.

Театр Одеон (Париж). Архитекторы Шарль де Вайи и Мари Жозеф Пейр
Здание Одеона в Париже первоначально предназначалось для театра французской комедии, затем здесь устраивались не только спектакли, но и концерты и балы. Пирамидальная крыша и мощный портик с 8 колоннами украшают главный фасад.
В Париже построено множество интересных зданий в стиле неоклассицизма: Рынок зерна с куполом (архитектор Никола Лекамю де Мезьер); огромных размеров Монетный двор (архитектор Жак Дени Антуан) с фасадом более 300 м; отель Сальм (архитектор Пьер Руссо), ныне дворец Почетного Легиона и др.

Самым знаменитым сооружением Парижа конца XVIII в. после церкви св. Женевьевы стала Школа хирургии (архитектор Жак Гондуэн). В здании интересен анатомический театр (помещение для препарирования трупов).

Анатомический театр
Он имеет форму античного амфитеатра с куполом и полукруглым окном вверху.

Особенности архитектуры в стиле модерн

Модерн в архитектуре — это стиль зодчества, распространенный в европейских странах конца 19 столетия. Особенностью модерна является отсутствие в архитектуре зданий строгих прямых линий. Дома из железобетона, металла и стекла, построенные в этом стиле, привлекают своими нетрадиционными формами и многообразием декоративных элементов.

Истоки возникновения стиля

Происхождение архитектурного стиля модерн непосредственно связано с периодом империализма, когда появилась необходимость строить не только замки, но и сооружать заводы, аэропорты, автомагистрали. На фоне этого возникла потребность в применении новых конструкционных материалов: железобетона, стекла, металла. Они существенно дополнили используемые для строительства зданий кирпич, природный камень и древесину.

Первыми зарубежными архитекторами, начавшими конструировать и реализовывать проекты зданий в архитектурном стиле модерн, были бельгиец Виктор Орта и француз Эктор Гимар. Первые образцы сооружений, построенные на основе их разработок, имели не только характерные внешние признаки, но и отличались аккуратно подобранным в этом стиле убранством. Все детали внутренней отделки помещений имели оригинальные плавные контуры и изгибы.

Основные характеристики

Во время модернизма не удалось создать единого для всех художественного стиля, обладающего целостными устойчивыми признаками. По этой причине под названием «модерн» (современный) нужно понимать исторический промежуток времени, включающий в себя разные жанры и течения, соединенные общими концептуальными устремлениями.

В процессе формирования нового образа жизни представители этого направления постоянно находились в поиске художественного и конструктивного начал. Они экспериментировали с новыми отделочными материалами, вводили новые нестандартные технологии: каркасные стальные конструкции, свободную функциональную планировку комнат.

В оформлении фасадов зданий все чаще стали применяться большие стеклянные витражи, кованый металл, необработанный природный камень. Во внутреннем убранстве помещений стали преобладать предметы декоративно-прикладного творчества:

  • изразцы с картинками, на которых изображены животные, растения, птицы;
  • живописные панно с орнаментальным рисунком;
  • холсты с пейзажами;
  • расписные вазы, шкатулки и т.д.

Интерьеры отличались чередующейся согласованностью линий, единством элементов декора (лепнина, мебель, обои, панели). Пространство комнат визуально увеличивалось за счет больших зеркал, многочисленных оконных и дверных проемов.

Архитекторы стремились уравнять новое и старое, соединить возможности новой строительной техники и ручного труда. В пространстве одного города свободно размещались здания с разным, иногда несовместимым, оформлением главных фасадов. Создатели модерна протестовали против симметричных форм и традиционных норм градостроительства.

Основополагающие черты стиля:

  • приглушенные мягкие цвета (табачный, серо-голубой, пыльно-сиреневый);
  • плавное перетекание линий и цвета, имитация природных форм растений;
  • гнутая мебель, золотой фон на стенах, эмаль, латунь, медь;
  • каркасные металлоконструкции зданий;
  • арочные окна — продолговатые с растительной инкрустацией, по форме напоминающие витрину магазина;
  • прямоугольные двери плоской конфигурации с мозаичным рисунком.

Географическое распространение: здания и архитекторы

Стиль модерн получил широкое распространение практически в каждой европейской стране:

• ар-нуво — Франция, Англия;

Архитекторы, работавшие в этом направлении:

• испанец Антонио Гауди;

• голландец Генрих Петрус Берлаге;

• бельгиец Арни ван де Вельде;

• австриец Отто Вагнер.

Отцом американского модернизма стал Луис Салливен. Новатором русского модерна был Ф.О. Шехтель. Его творение, особняк 3. Морозовой, построенный в Москве (1898 г.), поистине считается архитектурным шедевром.

Петербургский модерн

Петербургу принадлежит особое место в становлении модерна. В этом городе часто проводились различные международные выставки, демонстрировавшие успехи в сфере зодчества, графики и прикладных искусств, работали лучшие художники и архитекторы столицы.

Город с его жилыми и административными зданиями, дворцами и доходными домами стал своего рода отправной точкой русского модернизма. Васильевский остров и Петроградская сторона до сих пор остаются визитной карточкой новаторского стиля.

Массивные здания с большими оконными и дверными проемами, фрагменты цветной керамической плитки на стенах, скульптуры на главном фасаде — это и есть Петербургский модерн. Среди деталей отделки особо выделяются орнаменты, изображающие северную флору и фауну. Петербургский стиль напоминает одновременно величественные сооружения средних веков и арктические ландшафты северного полушария.

Испания

Стиль модерн в Испании или, правильней сказать, модернизм (modernismo) начал свое развитие в Каталонии. Основой для возникновения нового искусства послужили яркие исторические события в жизни автономной области и местный художественный промысел.

Толчком к развитию нового направления послужила группа построек А. Гауди, среди которых выделялась Каса Висенс — первая большая работа архитектора. Все здания, спроектированные и возведенные мастером, расположены в Барселоне. Главные фасады строений облицованы голубой керамической плиткой и имеют волнообразную форму.

Кровли домов выполнены необычайным образом: при взгляде на черепичное покрытие возникает ощущение, что крыша сооружений выложена чешуей дракона. Ограждения балконов изготовлены из кованого металла и своей формой напоминают раскачивающиеся на воде растения.

Официальным признанием мастера стал успех стиля А. Гауди на Всемирной выставке искусств в Барселоне (1888 г.). Поводом для признания его таланта стал Дворец Гюэль (ныне Музей театра), построенный автором для промышленника Гюэля.

Московский модерн

Если Петербург славился самыми ранними постройками в стиле новаторского искусства, то Москва благодаря своему географическому рельефу считается городом, где модерн получил наиболее широкое и яркое развитие. При воссоздании новой инфраструктурной среды Москва с ее сравнительно общедоступными земельными участками и холмистым ландшафтом позволила в полной мере открыться архитектурному таланту и продемонстрировать новые возможности стиля, а также предложить обществу свою трактовку современного творчества.

Эти особенности и отличают Москву от Петербурга, построенного по классическому плану на равнине в дельте реки, что стало причиной появления плотно застроенных районов со зданиями одинаковой высоты и с характерными массивными фасадами в стиле эклектики.

Тиффани стайл, или модерн на американский манер, впервые применил Луис Комфорт Тиффани — талантливый архитектор, художник, дизайнер интерьеров. Он много экспериментировал с различными материалами и преуспел на этом поприще. Одним из лучших его достижений является особый метод отливки массивных витражей из стеклянной цветной мозаики.

Американский модерн в сравнении с европейским имел свои отличительные черты:

  • просторные высокие комнаты и открытые пространства, возникающие при соединении нескольких помещений в одно целое;
  • чопорность и респектабельность, пришедшие в американский стиль из английских интерьеров;
  • удобство и практичность внутреннего убранства дома для повседневной жизни;
  • во всем чувствуется мера, нет перенасыщения пространств декоративными элементами;
  • функциональность внутренних помещений.

Модерн в Бельгии и Франции

Родоначальником бельгийского нового стиля ар-нуво считается Виктор Орт. Его знаменитый «удар бича» — изогнутая плавная линия, ставшая эмблемой зарождающегося новаторского дизайна.

Природа была главным источником идей для архитекторов и художников ар-нуво. Многие из авторов обладали богатыми познаниями в ботанике. Стебли растений, цветы и листья служили ценным материалом для архитектурных фантазий.

Здания, построенные В. Ортом, отличаются большим количеством стекла и кованого металла. Наиболее весомые произведения архитектора — магазин «Инновасион», особняки Сольвейг и Эйтвельд.

Во Франции движение ар-нуво возглавил воспитанник Школы декоративно-прикладного творчества, архитектор и дизайнер Гектор Гимар. Он является автором оригинального дизайна Парижского метро, благодаря чему стиль модерн во Франции еще называют «стилем метро».

Модерн Австрии, Германии и Италии

В Вене в стиле модерн работали архитекторы Йозеф Хоффман и Отто Вагнер. Последователи этих мастеров при проектировании зданий применяли вместо плавных изогнутых линий геометрически правильные формы — шахматную сетку, прямые углы, строго параллельные контуры. Образцами их творчества могут служить Венский метрополитен и дом австрийского банкира Пале Стокле.

В Германии модерн именовался «югендстиль». Свое название он получил благодаря немецкому журналу «Югенд». Примерами германского стиля могут служить фотоателье «Эльвира» Августа Энделя, павильоны Таута Бруно, потолочное перекрытие Большого театра в Берлине, имеющее форму сталактитов, Ганса Пельцига.

Модерн в Италии — это стиль либерти. Цветочные мотивы, дугообразные линии, мягкие теплые текстуры стали главной особенностью этого архитектурного направления. Свое развитие итальянское новаторское творчество получило после Международной выставки декоративно-прикладного искусства в Турине (1902 г.).

Архитекторы — Р. Д’Аронко, Дж. Коппеде и А. Сант-Элиа. Сооружения в новом стиле — Дом Галимберти, термальный курорт Палаццо Берзиери.

Англия и Шотландия

Самым активным представителем английской и шотландской школы европейского модерна был Ч.Р. Макинтош. Его работы включают как архитектурные проекты, так и дизайнерские разработки внутренних интерьеров зданий (обои, изделия из серебра и др.).

Свое вдохновение он черпал из богатой истории кельтских народов: сказаний и легенд. К его творениям относятся Школа искусств в Глазго, Дом на холме для издателя Блэки Хилл.

Спроектированные им светильники и стулья, часы и камины по своей конструкции и внешнему виду намного перегнали существующие на тот момент тенденции. Высокие спинки кресел и стульев служили перегородками, разделяющими пространство комнат на функциональные зоны.

Модерн в индивидуальной застройке

Современный стиль загородных построек разделился на несколько разных направлений. Найти индивидуальное строение, возведенное только в стиле модерн, практически невозможно. Конструкции сооружаемых зданий представляют собой смешение лофта, минимализма и хай-тек. При оформлении интерьера тоже допускается смешение жанров, главное, чтобы сохранялась функциональность и эстетичный вид помещений.

Основные принципы современного стиля:

  • здания ассиметричной формы;
  • максимальное остекление главного фасада;
  • высокие потолки внутренних помещений дома;
  • арочный центральный вход с кованым металлическим ограждением.

В качестве материалов для строительства применяют:

  • железобетон;
  • стекло;
  • кирпич;
  • стальные конструкции;
  • дерево;
  • керамическую плитку;
  • природный камень;
  • блоки из ячеистых бетонов.

Крыша

В современных проектах крыша здания может быть любой конфигурации. Самые простые варианты кровли — это плоские одно- или двускатные покрытия. Двускатные сооружения выходят за границы здания и служат навесом для крыльца или террасы. Встречаются также проекты с ломаными мансардными крышами.

Материалы для плоской односкатной кровли — это акваизол или профнастил. Для двускатных конструкций используют металлическую или битумную черепицу.

Оформление фасада

Все чаще современный русский модерн можно наблюдать в индивидуальном строительстве, а это значит, что новаторский стиль далекого прошлого прочно засел в сознании нашего народа. Загородные дома, оформленные в инновационном стиле, и сегодня смотрятся свежо и оригинально.

Основные приемы отделки наружных стен и элементов центрального фасада здания:

  1. Смешение в одной конструкции различных по составу строительных материалов, таких как кирпич, природный камень, дерево.
  2. Наличие декоративных деталей, характерных для русского прикладного творчества (наличники, ставни с ажурной резьбой). Здание в своем законченном виде напоминает русский терем или сказочный домик.
  3. Крыльца, балконы обрамляются коваными металлическими ограждениями.
  4. Окна обязательно большого размера, витражи.
  5. Стены украшены барельефами из природного камня, лепниной.
  6. По периметру здания изразцовые пояса, майоликовые панно, узорчатые фризы.

Оригинальные большие окна и дверные проемы

Двери модерн в интерьере — это оригинальные и изысканные конструкции. Стилю свойственны плавные изогнутые линии, отсутствие симметрии и присутствие народных мотивов. Дверные проемы окрашиваются в приглушенные спокойные тона (синий, серый, зеленый). Поверхность полотен украшается вставками из цветного стекла, металла, мозаики.

Для кабинета подойдут глухие полотна, выполненные в темном цвете и дополненные узорчатыми орнаментами. Оттенки дверей для гостиных должны быть в одной цветовой гамме с мебелью. Для детских комнат используют светлые и яркие цвета.

Оконные проемы имеют частично закругленную (арка) или овальную форму. Витражи в новаторском стиле имеют лиловый, зеленый или серый оттенок. Рисунок орнамента выполнен в виде фигурок животных или растений (маки, ирис, трава, водоросли). При включенном внутреннем освещении главный фасад здания приобретает загадочную привлекательность, создается иллюзия, что все оформление создано природой, а не руками человека.

Ссылка на основную публикацию