Памятники и особенности готического стиля в архитектуре средневековья

Памятники и особенности готического стиля в архитектуре средневековья

Характерная особенность готической архитектуры

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики . На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки. Собор в Лане. Ранняя готика

Собор Парижской Богоматери. Ранняя готика
Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей. Собор в Амьене. Высокая готика Собор в Реймсе. Высокая готика

Шартский Собор. Высокая готика
Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа. Миланский Собор. Поздняя готика

Севильский кафедральный собор. Поздняя готика

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика Собор Сент-Шапель. Лучистая готика

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готика Троицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готика

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готика Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

Собор в Эксетере. Украшенная готика Интерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

— Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Собор Глостера. Перпендикулярная готика Интерьер собора Глостера. Перпендикулярная готика Интерьер собора Глостера. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Перпендикулярная готика Интерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готика

— Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

    • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
    • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
    • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
    • Важные росписи по стеклу
    • Членение стен 4-х зонное
    • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
    • Богатая орнаментика капителей
  • Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

    • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
    • Членение стен 3-х зонное
    • Тонкие разделяющие стены
    • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
    • Колонны составные (пучкообразные)
    • Арки полуциркульные
    • Свод 4-частный
  • Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

    • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
    • Более высокие аркады
    • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
    • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
    • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
    • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
    • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
    • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
    • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
    • Трифорий отсутствует
  • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Разноцветные стекла (витражи) Массверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку ( в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.

Роза

Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.

Конрфорсы и аркбутаны Конрфорсы и аркбутаны

Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.

Скульптурное украшение порталов и вымпергов Скульптурное украшение портала

Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

Особенности готического стиля в архитектуре

Романская архитектура феодализма послужила развитию более высоких жизненных запросов общества. Именно она, с осознанием европейцами рыцарского достоинства и потребностью в более роскошной обстановке, стала основой готического стиля в искусстве, окончательно утвердившегося в XIII веке.

Этот загадочный и несколько мрачный стиль стал логическим завершением искусства средневековья, широко распространившись в Западной Европе, и лишь отчасти затронув ее восточную окраину. Храмы и соборы стали главным архитектурным воплощением готики. К таким зданиям относится Миланский кафедральный собор, строительство которого было начато в 1386 году.

Невиданная доселе высота готических храмов достигалась применением каркасной системы в строительстве. А обширные интерьеры украшались огромными окнами, потрясавшими многоцветьем искусно выполненных витражей.


К основным элементам готической архитектуры относятся:

  • стрельчатые арки – нервюры;
  • аркбутаны – открытые полуарки;
  • столбы, служащие опорами для стрельчатых арок.

К другим конструктивным особенностям можно отнести вертикальные выступы – контрфорсы, крестовые своды, резные фронтоны – вимперги, остроконечные ажурные башни – пинакли, стрельчатые окна и порталы. Фасады украшались сложным орнаментом и скульптурами.


Готика соединила в себе стекло, камень, и яркие краски настенных росписей и витражей. Экспрессивный стиль покорял сиянием золота, а шпили, взлетающие ввысь, демонстрировали стремление человека к небу, и служили напоминанием о духовной стороне жизни. Эта архитектура символизирует бесконечность, осязаемо выражая все то, мистическое и загадочное, что есть в душе каждого человека.

  • Небывалая высота соборов была обусловлена возможностями каркасного строительства.
  • Стены практически отсутствуют. Их заменяют колонны с арками, составляющие протяженные галереи.
  • Ажурные мотивы спорят по красоте и изысканности с сотнями и тысячами скульптур, размещенных, буквально, везде.
  • Готическая архитектура довольно драматична: повсюду скульптуры-гаргульи, украшающие порталы, карнизы, кровлю и даже водосточные трубы. Гаргульи, злобно оскалившиеся с высоты, словно созданы для устрашения слабого и беззащитного прихожанина.


Огромные размеры и необозримость готических зданий, бесконечность арок, острых шпилей-стрел и скульптурных сооружений, производили сильные впечатления на публику. Впрочем, здания, построенные в готическом стиле, впечатляли не только своих современников. Сохранившиеся в веках образцы готической архитектуры вызывали сильные эмоции у всех поколений.

Новая готика

В начале XIX века, поклонниками готического стиля была предпринята попытка возродить готические формы викторианского периода. Доминирующая в то время в Европе неоклассика стала активно вытесняться средневековыми готическими формами: арками, колоннами, фронтонами вытянутыми вверх, арками и башнями, адаптированными к современной архитектуре.

Это течение, подарившее миру Тауэрский мост, замок Нойшванштайн, Вестминстерский дворец и другие шедевры архитектуры, получило название неоготики.

Не обошла эта мода и Россию, проявившись у нас, однако, несколько слабее, чем в Европе. К счастью, отдельные неоготические здания до сих пор сохранились в нашей стране и странах СНГ. Живший в Киеве, в начале 20 века, Владислав Городецкий, спроектировал и построил в 1901-1903 гг. знаменитый доходный дом с химерами, фасад которого украсил многочисленными скульптурами чудовищ, по аналогии с готическими горгульями. И хотя стиль этого необычного киевского здания эклектичен, скульптуры и отдельные выносные элементы фасада служат явным напоминанием о средневековой готической архитектуре.

Образцом эклектики служит Дом Севастьянова или Дом профсоюзов в Екатеринбурге. Внушительный по размерам и очень изящный особняк, с элементами неоготики, был построен в 30-х годах 19 века, и диктовал моду городским постройкам последующих десятилетий.

Архитектура. XXI век.

Сегодня готический стиль стал историей, большая часть современных зданий несет в себе черты более лаконичных стилей. Моду диктуют хай-тек, неоклассика, конструктивизм, модерн, что особенно заметно в архитектуре крупных городских построек.

Эти стили оказали заметное влияние и на малоэтажное домостроение, однако частное загородное строительство намного больше открыто экспериментам, а заказчики – выражению собственной индивидуальности.

Особенности современной загородной архитектуры

При общей тенденции создания условий проживания, аналогичных городским, постоянно меняются требования, предъявляемые к загородной архитектуре, также, как и вкусы самих дачников. Все чаще при строительстве дома, заказчики требуют натуральных материалов и использования большего числа остекленных поверхностей стен.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в США и Канаде

Псевдоусадебный стиль, фасады с колоннами, крыши с башнями, дома в стиле модерн и классика, коттеджи площадью в несколько соток больше не вызывают интереса.

Покупателями загородных домов приветствуются современные коттеджи, с простыми, чистыми линиями в фасадах и интерьерах: эстетика жилья все больше занимает внимание его владельцев.

Поэтому, при создании проектов загородных коттеджей, архитекторы нередко обращаются к стилям прошлого, среди которых определенный интерес вызывает готика. К ней прибегают как к историческому стилю, несущему в себе яркие, оригинальные идеи.

Фахтверк

Современные проектировщики черпают творческое вдохновение у авторов замечательных построек средневековья. Так, конструктивные особенности готических зданий были положены в основу технологий фахверкового строительства. В такой конструкции, за нагрузку на фундамент отвечает несущая основа.

Главная особенность фахтверка – использование стен лишь в качестве ограждающих элементов. В этой конструкции стены не имеют несущей нагрузки, что позволяет бесконечно экспериментировать с материалами.

Этот сложный, экспрессивный архитектурный стиль тесно связан с современной молодежной субкультурой. Возможно, отчасти и по этой причине, он сегодня имеет своих поклонников. И хотя сейчас трудно увидеть тот или иной исторический стиль в чистом виде, ряд проектов и отдельные загородные постройки имеют очевидное сходство с готическим стилем.

В них можно увидеть и черты других архитектурных направлений, но готика ощутимо просматривается, как например, в этом коттедже, сохранившем даже уникальную планировку, характерную для средневековых готических сооружений.

Еще один пример почтительного отношения к эпохе Возрождения наглядно виден в общих очертаниях и отдельных элементах этого двухэтажного загородного дома. Типичное для готики стрельчатое окно расположено по центру фасада, крышу поддерживают характерные выносные элементы треугольной формы. Еще большее сходство придают чугунные решетки на окнах и тяжелые кованые двери.

Владельцы загородных домов все чаще обращают внимание на их эстетические свойства, на выбор стиля, что во многом определяется художественным вкусом хозяев. Но для того, чтобы функциональность и эстетические функции здания находились в полной гармонии между собой и с окружающим ландшафтом, необходимо участие архитектора.

Только специалист сможет в полной мере отразить в загородном доме тот или иной архитектурный стиль и предпочтения его хозяина, создав произведение искусства с безукоризненными пропорциями, способное донести до будущих поколений художественное сознание наших современников.

Смотрите проекты современных домов в готическом стиле от архитектурного бюро ТопДом →

Читать другие статьи раздела

Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.

Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.

Изысканный и утонченный стиль модерн имеет много имен, граней и форм художественного выражения.
Далее о стиле модерн в архитектуре.

Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при.
Подробнее о стиле барокко в архитектуре.

Готические соборы средневековья: 6 шедевров Европы, которые нужно знать

Готические соборы средневековья находятся во многих городах Европы и все достойны внимания. В период расцвета готики с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов. Но мы представим Вам 6 наиболее известных, необычайно красивых и выразительных, строительство которых длилось не одну сотню лет. Вы узнаете, что именно принесло славу каждому из них. Увидите фото и видео. Итак, вот они — реликты.

Страсбургский собор (Франция)

Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.

Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.

Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.

Страсбургский Нотр-Дам

Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.

Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.

Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.

В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».

Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.

Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

  • Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
  • порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
  • великолепные витражи 12-го и 13-го веков —

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры.

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов (Трёх Королей у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье Три короля: сознательный обман 13 века?

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили». Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work , CC BY-SA 4.0, Link

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

  • ранний период (арх. Матиас Арраский),
  • высокая готика (арх. Петр Парлерж),
  • конец готики (арх. Бенедикт Рид),
  • историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)

Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.

Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после

  • базилики Святого Петра в Риме,
  • базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
  • собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
  • кафедрального собора Севильи.

Миланский собор Дуомо. Италия By Jiuguang Wang — Own work , CC BY-SA 3.0, Link

Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.

Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.

Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.

Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)

Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.

Читайте также:  Архитектура древней Греции: особенности и периоды

Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.

После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.

Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez

Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.

Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.

В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.

Причины столь долгого строительства готических соборов средневековья

Готические соборы средневековья возводились в основном в период с конца XII по начало XVI века. Шестёрку самых известных «долгостроев» мы назвали в этой статье.

А причинами были банальная нехватка денег, эпидемии и войны, смена власти и политические интриги. Основным финансовым источником строительства культовых сооружений и в те времена были пожертвования.

Если вспомнить неоготику, то можно назвать «свежий» долгострой — не законченная церковь Саграда ла Фамилия (арх. Антонио Гауди). С начала строительства прошло более 120 лет.

Какие ещё готические соборы Европы достойны быть в ТОП 10? Пишите, пожалуйста, комментарии.
О сознательном обмане 13 века, Ковчеге Трёх Королей в Кёльском соборе, читайте на Дзен канале Архитектура.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Готический стиль в архитектуре.

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

Термин “готика”, “готическая архитектура” происходит от слова “готы” – варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

Такая конструктивная схема была открыта ранее – в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:

Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.

Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем .

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;

аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;

пинакль – декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;

нервюры (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды готического собора:

масверк — готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

● Вимперг — (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

● Трифорий — невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы , расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор Парижской Богоматери в Париже:

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Р анн яя готик а . Главные отличительные признаки :

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Крыши башен ажурные

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль П латереско — соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Г ермании поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

“Сердце, воображение и разум”
Сайт учителя МХК
Романовой Ольги Владимировны

Архитектура западноевропейского Средневековья

Романский стиль (XI–XII вв.)

Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространенных сооружений X–XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.

Характерный элемент романики – арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемыйперспективный портал.

Внутри перспективного портала располагался тимпан — полукруглая или треугольная ниша над входом.

В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами.

Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.

Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о «модели мира». Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.

В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.

Цилиндрический сводКрестовый свод

Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию н рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI–XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику.

Готический стиль(XIII–XV вв.).

Памятники и особенности готического стиля в архитектуре средневековья

Готическая архитектура во Франции — это здания, построенные в период с 1140 по 1500 гг. Лучшие образцы этого стиля можно встретить именно здесь, во Франции. Многие французские готические соборы включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Франции

Франция богата средневековой архитектурой, от небольших романских церквей до великих готических соборов. Когда страна вышла из темных веков в 11-м веке, произошел всплеск строительства здания в романском стиле, основанном на римской модели толстых стен, с круглыми арками и тяжелыми сводами. Но ф ранцузские архитекторы усовершенствовали эту основную структуру, что в 13 веке привело к расцвету готики. Заостренные арки и летающие контрфорсы были ключевыми изобретениями, которые позволили строить более высокие здания с большими окнами.

Фрацузская готика

Французская готика — это стиль архитектуры, распространенный во Франции с 1140 по 1500 гг. Готику разделяют на четыре стиля: ранняя готика, высокая готика, районант, поздняя готика или пламенеющая готика.

  • Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
  • Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
  • Районнант (14 век)
  • Пламенеющая готика (15 век)
  • Поздняя готика (16 век)

Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Италии

Появление готического стиля во Франции

Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции.

В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию ​​в качестве главной экономической и политической силы на континенте. В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны. Это дало толчок к появлению высокой и пламенеющей готики, и строительству некоторых из самых известных соборов, включая Шартрский собор, Реймсский собор и Амьенский собор.

Эволюция готического стиля во Франции

Все меняется со временем, так и готический стиль во Франции претерпевал свои изменения, развиваясь и усложняясь с накоплением знаний.

Ранняя готика

Раннеготический стиль возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки и переходом от поздне романской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей. Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке. Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода. Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.

Высокая готика

Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.

Районнант

Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры. До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже. Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.

Пламенеющая готика

Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века. Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов. Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта. Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).

Южная готика

Помимо этих готических стилей, есть еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от готической септентриональной или северной готики). Этот стиль характеризуется большим нефом и не имеет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут служить Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Коменж.

Основные элементы готической архитектуры Франции:

Лучшие примеры готической архитектуры во Франции:

Региональные особенности готической архитектуры во Франции

Наиболее известные образцы готической архитектуры можно найти в Иль-де-Франс и Шампани, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.

Анжуйский готический стиль

Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.

Готика Пуатье

Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.

Бургундская готика

Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.

Южно-французская готика

У юга Франции была своя особая вариация готического стиля: южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня он был построен почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.

Якобинская церковь в Тулузе стала примером единой апсиды полигонального плана с двумя нефами, которая породила звездного типа свод, чья сложная организация стала характерной для более чем века периода пламенеющей готике. Этот шедевр готической архитектуры часто называют «пальмой», потому что из гладкого ствола колонны выходят ребра сводод на подобии листьев пальмы.

Готика в гражданской архитектуре Франции

Самым большим гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Palais des Papes (Папский дворец) в Авиньоне, построенный между 1252 и 1364 годами, когда папы бежали из политического хаоса и войн, окутывающих Рим. Учитывая сложную политическую ситуацию, он совмещал функции церкви, резиденции правительства и крепости.

В 15-м веке, после периодов поздней и пламенеющей готики, некоторые элементы готического убранства, заимствованные из соборов, начали появляться в гражданской архитектуре, особенно в области Фландрии на севере Франции и в Париже. Мэрия города Compiègne имеет внушительную готическую колокольню со шпилем, окруженным небольшими башнями, а его окна украшены богато орнаментированными акколадами или орнаментальными арками. Подобные ратуши в стиле пламенеющей готики можно посмотреть в Аррасе, Дуэ и Сен-Кантен, Эна, и через границу в Бельгии в Брюсселе и Брюгге. К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта.

Недостатки готической архитектуры во Франции

В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость и буквально армий умелых мастеров, напряженно работающих в течение десятилетий. Из-за спадов в экономике значительное количество французских соборов были начаты, но никогда не достраивались.

В некоторых случаях амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове. Его меценаты и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, выше, чем его ближайший конкурент, Кафедральный собор Амьена, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша хранилища была слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Они утолстили стены и восстановили свод, а в 1569 году они завершили строительство башни высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год сделала собор в Бове самой высокой постройкой в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без потерь. Церковь остается сегодня такой же, как она была, с хором, апсидами, некоторыми часовнями, но без нефа или башни.

Смена готики на Ренессанс

Начиная с 1530-х годов стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал демонстрировать влияние итальянского ренессанса. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных походах в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж, чтобы работать на новом Пон-Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Fontaine des Innocents, построенный скульптором Жаном Гужоном для празднования въезда Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Кур Карре Лувра, также украшенный Жаном Гужоном. Новая парижская мэрия, Hotel de Ville (1533–1568), также была построена в итальянском, а не готическом стиле. Самый важный из всех, новый дворец Тюильри Филиппа Делорма, построенный для Екатерины Медичи, начатый в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами.

Религиозные здания медленнее менялись. Церковь Carmes-Deschaussé (1613–1620) на улице Vaugirard в Париже, и особенно церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте работы Соломона де Бросса (1615–21) с фасадом, основанным на совмещении трех ордеров классической архитектуры, стали новыми моделями для подражания. Тем не менее, готический стиль оставался заметным в новых церквях. Церковь Святого Евстафия в Париже (1532–1640 гг.), по размерам превосходившая Нотр-Дам, сочетала готический план с ренессансным убранством.

Архитектурные стили новой эпохи

В течение 17-ого столетия начал доминировать французский классический стиль Франсуа Мансара. Затем, при Людовике XIV, занял центральное место великий французский классический стиль, которого придерживались Жюль Ардуэн-Мансар, Луи Ле Вау и Клод Перро. Главные образцы готического стиля, такие как Нотр-Дам, были изменены новыми интерьерами, разработанными в новом стиле. Следуя новой моде своего покровителя, Людовика XIV, поэт Мольер высмеял готический стиль в стихотворении 1669 года:

«… безвкусный вкус готических украшений, эти отвратительные чудовища невежественной эпохи, порожденные потоками варварства». «..

Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали целью для революционеров. В это время соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских фигур на фасаде Нотр-Дам были обезглавлены, из-за ложного убеждения, что они были статуями французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но были оставлены в плачевном состоянии, требущим капитального ремонта.

Французские замки в готическом стиле

Крепости Филиппин

В 13 веке дизайн замка или замка был изменен на основе образцов византийских и мусульманских замков, которые французские рыцари видели во время крестовых походов. Новый вид фортификации назывался Филиппин, в честь Филиппа Огюста, который принимал участие в крестовых походах. Новые укрепления были более геометрическими, обычно квадратными, с высоким главным донжоном или башней в центре, которые можно было защищать, даже если стены замка были захвачены. Донжон Шато де Винсенн, начатый Филиппом VI французским, был хорошим примером. Эта башня высотой 52 метра была самой высокой военной башней в Европе.

В замках по типу Филиппин другие башни, обычно круглые, были расположены по углам и вдоль стен, достаточно близко друг к другу, чтобы поддерживать друг друга. Стены имели два уровня проходов внутри, верхний парапет с отверстиями (Crénaux), из которого солдаты могли наблюдать или стрелять стрелами по осаждающим внизу; узкие отверстия (Merlons), через которые они могли бы укрыться при стрельбе из стрел; и отверстия в полу (Máchicoulis), из которых они могут бросать камни, лить зажженную нефть или кидать другие объекты на осаждающих. Верхние стены также были защищены выступающими балконами, эхогетами и бретешами, с которых солдаты могли видеть, что происходило в углах или на земле под ними. Кроме того, башни и стены были прорезаны узкими вертикальными прорезями, называемыми Meurtriéres, через которые могли стрелять лучники. В более поздних замках прорези имели форму крестов, так что лучники могли стрелять арбалетами в разных направлениях.

Замки были окружены глубоким рвом с одним разводным мостом. Вход был также защищен железным грилем, который можно было открывать и закрывать. Стены внизу часто были наклонными и были защищены земляными барьерами. Одним из хороших сохранившихся примеров является замок Дурдан (Château de Dourdan) в департаменте Сена и Марна, недалеко от Немура.

Крепости превращаются в замки

После окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) с развитием артиллерии замки потеряли большую часть своего военного значения. Они оставались символами ранга своих знатных обитателей; сужающиеся отверстия в стенах часто расширялись в окна спальных комнат и парадных залов. Башня замка Венсенн стала королевской резиденцией.

В 19 веке части готических стен и башен города Каркассон были отреставрированы, с некоторой модификацией, Эженом Виолье-ле-Дюк. Он также перестроил Шато де Пьерфон (1393–1407), незавершенный средневековый замок, превратив его в неоготическую резиденцию для Наполеона III. Этот проект так и не был завершен, когда Наполеон III был свергнут в 1870 году, но его можно посетить сегодня.

Ссылка на основную публикацию