Стиль барокко в архитектуре и интерьере

СТИЛЬ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

Р оскошный, причудливый, театральный -так можно охарактеризовать стиль королей и императоров, зародившийся в конце XVI,начале XVII века в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции, Мантуе.

Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco.

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя этот стиль сохраняет в себе такую важную черту классического стиля как симметрия.

В эпоху барокко настенная роспись получила наибольшее распространение. Гобеленами, парчой, шелком и бархатом драпировали стены. Если использовали обои, то высококлассные, на натуральной основе, с соответствующим стилю рисунком. На пол выкладывали мрамор, полудрагоценные камни, художественный паркет из разных пород деревьев.

Помпезная обстановка в стиле барокко предполагала и соответствующие цвета: золотой, изумрудный, терракотовый, пурпурный, синий, бежевый, белый и коричневый. Яркие и контрастные цветовые сочетания в отделке, обивке и аксессуарах придавали и придают изысканность и богатство всему интерьеру в стиле барокко.

Мебель была предметом искусства и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево. Барокко предполагало плавные, витиеватые формы мебели. Мебель богато украшали завитушками, резьбой и инкрустацией, полудрагоценными камнями, слоновой костью, серебром, позолотой, перламутром. Мастера-краснодеревщики создавали поистине произведения искусства. Пристальное внимание уделялось ножкам мебели.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Этот нарядный и вычурный стиль с изящными линиями и богатым помпезным декором как напоминание о дворцовых интерьерах интересен и сегодня. Конечно, сложно создать полноценный интерьер барокко по ряду причин, но некоторые элементы этого нарядного романтического стиля придутся по душе любителям богато украшенных интерьеров.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме.

Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто использовались масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере.

Преобладающие цвета в тонировании стен были пастельный, розовый , белый, а так же сочетание голубого с жёлтым и белым, золотого с белым цветом.

Помпезность стиля предполагала использование дорогих материалов, таких как золото, бронза, натуральный камень, в том числе мрамор.

Если ровная поверхность стены вдруг начинает вздыматься, словно волна, – это барокко. Барокко выработало множество новых типов построек. Это величественный городской дворец, барочный монастырь, загородная вилла с дворцом и барочным садом. Архитектура барокко породила новые прогрессивные тенденции в создании городских и садово-парковых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими территориями. Окружающий ландшафт украшают группы фонтанов с величественными скульптурами, в садах ставят театральные спектакли под открытым небом. Сам стиль вынуждает к созданию эффектных зрелищ, атмосферы на грани иллюзий и реальности.

В России расцвет стиля барокко приходится на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций.

В конце XVII-начале XVIII века русское барокко разделилось на множество течений: «московское» барокко, «нарышкинское» барокко, вслед за ними – «строгановское» и «голицынское». Такие названия возникли благодаря фамильному роду персон, под покровительством которых строились самые значимые объекты эпохи. Существуют даже «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Самым ярким олицетворением барокко стали дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского села, роскошь и масштабы которых не находят равных в Европе. Одним из выдающихся архитекторов той эпохи стал Франческо Растрелли, основатель «елизаветинского барокко».

Архитектура барокко в Италии

В конце XVI — начале XVII вв. Италия переживала политический и экономический кризис, связанный с раздроблением страны на небольшие княжества и утратой прежнего влияния на экономическую жизнь Европы.

Но в это же время в стране начинается культурный подъем, возникает новое направление в искусстве — итальянское барокко.

Возникновение барокко в Италии

Стиль зародился в эпоху позднего Ренессанса. Он объединил в себе стремление к архитектурной выразительности и сдержанность. Пышность и роскошь в архитектуре достигались использованием минимального количества средств.

Такой подход полностью удовлетворял потребности дворянства и буржуазии в период экономического кризиса.

Архитектура барокко использовалась как при строительстве культовых сооружений, так и для возведения жилых домов аристократии. Здания, возведенные в стиле барокко, отличались не только красотой, но и удобством использования и безопасностью. В своем развитии стиль прошел 2 этапа:

  1. Ранний (рубеж XVI-XVII в.). Поскольку этот период приходился на пик экономического кризиса, барокко развивалось только в Риме и его окрестностях. В это время был возведен собор Святого Петра в Ватикане, который принято считать образцом раннего барокко.
  2. Зрелый (вторая половина XVII-XVIII в.). В стиле зрелого барокко была возведена колоннада на площади перед собором в честь апостола Петра. Во второй половине XVIII в. стиль начинает распространяться на другие крупные города Италии. Примером позднего барокко может служить церковь Сан-Лука в Болонье. Святая обитель была задумана в другом стиле. Однако в 1770-х гг. она приобрела барочные черты благодаря архитектору Карло Франческо Дотти.

Характерные черты стиля

Барокко часто путают с такими стилями как классицизм и рококо. Главное отличие от классицизма состоит в том, что при оформлении экстерьера здания барокко используется избыток украшений. Рококо отличается большей утонченностью, мягким изяществом.

Форма и ордера

Стиль барокко предполагает создание искривленного пространства. В планах построек преобладают эллипсы и прямоугольники.

Архитекторы используют раскреповку — чередование выпуклых и вогнутых частей стены.

Для создания еще большей рельефности применяются эркеры, башенки и балконы. В античной ордерной системе создаются нарушения. Различные части ордера накладываются, вытягиваются или сворачиваются.

Внутренний и внешний декор

Интерьеры в стиле барокко предполагают использование росписи, лепнины, большого количества мягкой мебели, которая по стилю должна совпадать с оформлением стен. Ведущим цветом чаще становится красный. Для украшения мебели и стен применяется позолота. Обязательным считается яркое освещение.

Внешний декор отличается чрезмерным использованием элементов, из-за которых может быть не видно стен. Оформления требуют не только интерьер и экстерьер здания, но и пространства вокруг него. При наличии возможности вокруг постройки разбивают сад с газонами, барочными фонтанами и скульптурами.

Архитектурные элементы барокко

Среди традиционных элементов стиля широко использовалась лепнина, принимавшая вид:

  1. Музыкальных инструментов. Архитекторы позднего барокко часто заменяли их оружием.
  2. Цветочных ваз с цветами.
  3. Арабесок.
  4. Маскарон. Эти элементы представляют собой маски в виде морды животного или человеческого лица. Выражение лица или морды может быть комическим, страдальческим, устрашающим и т. д. Маскароны выбирают в соответствии с профилем постройки. Например, на церкви изображают лица ангелов, на здании суда — львиные морды.
  5. Рога изобилия.
  6. Барельефов.
  7. Гирлянд. Данный элемент используется для обрамления окон. Гирлянда может быть изготовлена из фруктов или напоминать присобранную в некоторых местах ткань.

Распространение получили скульптурные композиции. В зависимости от здания скульптуры могут представлять библейских (на культовых постройках) или мифологических (на жилых домах) персонажей.

Статуи нередко выполняют не только декоративную, но и практическую функцию: скульптуры языческих богов могут поддерживать свод крыши.

Практически каждое здание в стиле барокко украшено колоннами. Элементы небольших размеров могут располагаться даже рядом с окнами.

Самые известные итальянские архитекторы эпохи барокко

К наиболее известным архитекторам, творившим в эпоху барокко, относят:

  1. Франческо Борромини (1599-1667). Был потомственным каменотесом. Пройдя обучение в Милане, он участвовал в строительстве собора Святого Петра, а затем палаццо Барберини и капеллы Фальконьере. В своих проектах Борромини не использовал круглых форм, отдавая предпочтение эллипсу, избегал четких линий, применял большое количество причудливых архитектурных деталей. Для Борромини характерна сложная планировка.
  2. Карло Мадерно (1556-1629). Обучался строительному ремеслу у своих дядей — Доменико и Джованни. Трудовую деятельность он начал в качестве каменщика, сооружая фонтаны и водопроводы в Риме. Первой архитекторской работой Мадерно стал фасад церкви Святой Сусанны. Мастер также работал над интерьером церкви Санта-Мария делла Виттория. Вместе с архитектором Джакомо делла Порта Карло Мадерно строил виллу Альдобрандини.
  3. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Известен и как скульптор, и как талантливый архитектор. Мастер прославился не только в сфере архитектуры такими работами, как палаццо Людовизи и палаццо Киджи. В Риме появились его фонтаны Четырех рек, Тритона, Пчел.
  4. Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573). Получил образование в родной Болонье, затем продолжил обучение в Риме. Архитектор работал во Франции по приглашению короля. Вернувшись на родину, он поступил на службу к папе Юлию III. Среди знаменитых проектов мастера — виллы Фарнезе и Джулия, церкви Сант-Андреа-ин-виа-Фламиниа и Санта-Мария-дельи-Анджели и др.
  5. Джакомо делла Порта (1532-1602). Итальянский скульптор и архитектор основную часть жизни работал в Риме. По его проекту возведено большое количество культовых и светских сооружений — здание университета Сапиенца, палаццо Палуцци. В своих проектах мастер отступал от традиционного барокко, добавляя авторские элементы. Отличительной чертой стиля архитектора считается умеренное использование скульптур при оформлении фасадов зданий.

Яркие архитектурные представители итальянского барокко

Несмотря на то что барокко пользовалось спросом среди дворянства и зажиточных горожан, главным заказчиком мастеров всегда оставалась церковь.

Церковь Иль-Джезу

Церковь построена во второй половине XVI в. по проекту Дж. делла Порта и Дж. Виньола. Первая, отклоненная кардиналом, версия проекта принадлежала Микеланджело. Церковь относилась к иезуитскому ордену. В ней был похоронен Игнатий Лойола — основатель ордена. Иль-Джезу была принята в качестве образца для других иезуитских церквей по всей Европе, а затем и в Новом Свете.

Средневековым художникам удалось написать фигуры таким образом, что возникает впечатление их парения над зрителями. Создается иллюзия, что фигуры отбрасывают тень.

Площадь Святого Петра в Риме

Священная для всех католиков площадь образована двумя полукруглыми колоннадами Тосканского ордена. По замыслу участвовавшего в проектировании площади Бернини колоннады должны были образовать форму ключа от рая, который был передан апостолу Петру.

Середина площади украшена обелиском, который был привезен императором Калигулой из Египта. Легенда гласит, что этот обелиск украшал цирк, где был казнен апостол Петр.

Лестница Скала Реджа (Рим)

Скала Реджа считается главной лестницей Ватикана. Ее второе название — Королевская. Созданная архитектором Бернини Скала Реджа соединяет Ватикан с собором Святого Петра. Ранее на ее месте находилась лестница Антонио да Сангало Младшего. Бернини смог создать более удобный вариант.

Согласно замыслу мастера, над лестничными площадками были установлены фонари. Свет должен был падать таким образом, чтобы фигура спускающегося папы выглядела более величественной.

Ионические колоннады служат дополнением к лестнице.

Палаццо Кариньяно (Турин)

Палаццо построен по проекту священника Гварино Гварини в конце 70-х гг. XVII в. по заказу представителей Савойской династии. Особенностями постройки считаются двойной купол над главным залом и парадная лестница с присущим стилю барочным изгибом.

Дворец знаменит тем, что в 1820 г. здесь родился первый итальянский король Виктор Эммануил II. Сегодня палаццо является памятником Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Собор Санта-Мария делла Салюте (Венеция)

В 1631 г. в Венеции закончилась эпидемия чумы, унесшая более трети населения города на воде. В благодарность Богородице за избавление от болезни было принято решение построить собор по проекту начинающего архитектора Бальтазара Лонгены. Возведение Санта-Мария делла Салюте длилось 50 лет. Собор стал действующим уже после смерти автора проекта.

Читайте также:  Зеркальная плитка с фацетом (фото): преимущества и недостатки, особенности монтажа

Интерьер постройки образован центральным октагоном. За его пределами располагаются 6 капелл. Постройка имеет 2 купола — наружный и внутренний, расположенный над алтарем, в котором размещается икона Богоматери-целительницы. Алтарь украшен статуями на тему избавления Венеции от смертельной болезни.

Главный купол украшают парные окна. На фасаде здания размещены скульптуры Богородицы, архангела Михаила и Иоанна Предтечи. Вход в собор выполнен в виде триумфальной арки.

Стиль барокко в интерьере. Стиль барокко в архитектуре

Какие у вас возникают мысли при созерцании дворцов эпохи Возрождения? Сегодня их становится все меньше и меньше, а ведь еще три столетия назад вид роскошных сооружений в стиле барокко радовал глаза горожан в большинстве европейских стран. Мечту королей можно воплотить в реальность, имея интересный проект и солидную сумму. Современные архитекторы и дизайнеры готовы превратить ваши апартаменты в царскую опочивальню.

Стиль барокко: происхождение и развитие

Любая историческая эпоха сопровождается значимыми изменениями в жизни человечества, начиная с политических и религиозных воззрений и заканчивая архитектурой и нематериальными ценностями. В шестнадцатом столетии в Европе ослабевает былое могущество католической церкви и происходит укрепление светской власти. Знать делает все, чтобы избежать окончательного коллапса, и решает утвердиться в глазах горожан весьма оригинальным способом. На помощь приходит искусство, способное удивить и поразить: стиль барокко в архитектуре является своеобразным продолжением построек Ренессанса, но в плане изящества и роскоши находится на ступень выше. Иллюзия власти создавалась чрезмерным обилием золотого цвета и витиеватыми лепными узорами.

Изначально стиль барокко зародился в Италии и за несколько десятков лет распространился по Франции, Голландии, Англии и Испании. Любопытно, что в каждой стране он приобретал национальные черты. Талантливые скульпторы и архитекторы в кратчайшие сроки разрабатывали проекты, по которым возводились колоссальные сооружения. В Англии барокко являлся своеобразным продолжением классицизма, в Италии он наблюдается как во внешнем, так и во внутреннем убранстве дворцов, а во Франции было заметным слияние двух стилей. Прошло несколько столетий, а величественные постройки до сих пор продолжают радовать глаз горожан и туристов. Облюбовав стиль барокко в интерьере или архитектуре, люди все чаще решаются приукрасить свои апартаменты в соответствии с его чертами.

Истинная роскошь или излишество?

Барокко всегда стремился к пышности и торжественности, но некоторые элементы здания могут показаться чересчур перегруженными декоративными деталями. Королям и другим высокопоставленным лицам обычно нравится помпезность, но всегда ли уместна излишняя роскошь в квартире простых людей? Барокко – дворцовый стиль, но некоторые считают, что его кстати применять для постройки колоссальных сооружений, но не в загородных домиках. Из года в год претендентов на обладание обновленной квартирой с элементами королевской роскоши становится все больше и больше. Владельцы помещений чаще всего хотят подчеркнуть этим благосостояние и почувствовать себя выше остальных, но не всегда помнят, что стиль барокко в интерьере требует большого ухода.

Обилие многочисленных витиеватых узоров может поразить и расслабить лишь в первые несколько минут, но постоянное нахождение в таком помещении может сильно напрягать. Нагромождение цветов и их оттенков принимает далеко не каждый, к тому же желание иметь царские апартаменты должно оправдываться стабильным финансовым положением. Если вы готовы постоянно обновлять предметы интерьера, тщательно следить за их сохранностью и не допускать слияния нескольких течений, стиль барокко – это как раз то, что вам нужно. Желание быть превыше всех, совмещение реальности и вымышленности, страсть к золотому цвету, акцентирование внимания на роскоши, а не на комфорте – если вы признаете хотя бы один из этих пунктов, наверняка в вас течет “голубая кровь”.

Лепнина в барокко

Немыслимо представить королевские покои без витиеватых узоров, которые ненароком становятся свидетельством хорошего вкуса и благосостояния. Стилю барокко свойственно использование лепнины: завитки являются частью общей композиции. Они должны изготавливаться вручную с минимальным количеством инструментов – так узоры будут смотреться изысканнее. На искусно выполненных местах стоит сделать акцент при помощи выделения золотой краской. Лепкой можно дополнить как многоуровневый гипсокартонный потолок, так и оштукатуренный. Однако не стоит загромождать декоративными элементами все поверхности, иначе ваш роскошный дворец рискует превратиться в склад ненужных вещей.

Стиль барокко в интерьере может отражаться как частично, так и полностью, но лепнину предпочтительней использовать только в определенных местах – в оконных и дверных проемах, на потолке, колоннах и в отделке камина. Потратив крупную сумму на капитальный ремонт один раз, вы можете быть уверены, что выбранный вами стиль останется актуальным на протяжении долгих лет. Лепнина может быть окрашена в различные цвета в зависимости от оттенка мебели или оставаться белой. Существует три разновидности рельефа: контррельеф (углубленный в поверхность, негатив рельефа), барельеф (выпуклый над плоскостью) и горельеф (высокий) – в барокко встречаются все три. Доверьте эту кропотливую работу профессионалам, чтобы декоративные элементы были выполнены с соблюдением симметрии.

Барокко в современности. Основные элементы, цветовая гамма

Сегодня в архитектуре и дизайне становится актуальной установка на комфорт и эргономичность, в связи с чем большинство владельцев квартир обустраивают их в стиле кантри или модерн. Люди в высшем свете соревнуются между собой не только в нарядах, прическах и макияже, но и в недвижимости. Роскошный стиль барокко станет свидетельством обеспеченности хозяина загородного дома или квартиры. Этого направления придерживаются не только в дизайне, но и в архитектуре. Лучшие строители возводят здания, по внешнему виду напоминающие замки – таким домом мечтают обладать артисты эстрады и бизнесмены. Самые состоятельные из них выкупают резиденции правителей прошлых столетий.

Современные проекты домов в стиле барокко значительно отличаются от тех, которые были разработаны три века назад. Сегодня даже самые талантливые архитекторы не в состоянии воссоздать все былое величие. Тем не менее в современном барокко ярко выражены черты первоначального стиля – резьба по дереву или гипсу, обилие золота и ярких цветов. Дизайнеры предлагают также использовать в декоре большие зеркала, витражи и живописные картины. Дома обычно строятся двух- или трехэтажными, жилая площадь не превышает 200 квадратных метров. Самое популярное сочетание цветов – белый с золотым, актуальны как пастельные оттенки, так и яркие. Распространена куполообразная и прямоугольная форма, симметричны все элементы здания. Каждый уголок помещения должен быть декорирован любым предметом: вазой с цветами, статуэткой, пышным креслом. Так, спальня в стиле барокко, где обстановка должна быть расслабляющей и непринужденной, может быть обставлена аксессуарами пастельных или темных тонов, в то время как для других комнат лучше подойдут яркие оттенки.

Требования к жилой площади

Любой человек мечтает из хозяина двухкомнатной “хрущевки” превратиться в обладателя роскошного дворца, однако не каждый имеет возможность приобрести новые апартаменты, даже имея в резерве крупную сумму. Неумение выбирать подходящий стиль для ремонта является одной из распространенных ошибок. Стоит учитывать, что небольшая квартира даже при большом желании не сможет стать царскими апартаментами. Нагромождение крупной мебели будет нагнетать обстановку, декоративная лепка на потолке или стенах будет казаться смешной и нелепой, а квартира станет подобием спичечного коробка. Жилая площадь помещения должна составлять как минимум 100 квадратных метров. Если покупка квартиры, в которой предполагается сделать ремонт в стиле барокко, пока не осуществилась, рассматривайте исключительно квартиры-студии. Несколько стен, отделяющие одну комнату от другой, занимают много пространства и будут помехой. Вы можете вовсе не ставить перегородки – ими станут шкафы и комоды. Если отказаться от стен, вам будет легче передать общую концепцию.

Потолки в стиле барокко должны быть максимально высокими, чтобы на них красиво смотрелась крупная люстра и декоративная лепка по бокам. Не забудьте оставить место под колонны, без которых жилище будет смотреться не настолько эффектно. Максимальное количество света исходит из окон. Рамы должны быть достаточно объемными. При несовпадении с одним из требований, придется отделать квартиру в королевском стиле лишь частично, но главные элементы непременно должны присутствовать в каждой из комнат.

Мебель

Мебель в стиле барокко – какая она? Если вы решили раскошелиться и обустроить свое жилище изысканными предметами, придется обновить абсолютно все – от небольших табуретов и зеркальных рам до кроватей и шифоньеров. Не пытайтесь заменить фирменные изделия дешевой подделкой – опытный глаз моментально отличит дерево от пластмассы, бархат и велюр от хлопчатобумажной ткани. Мебель из Италии еще с начала 16 века славилась своим высоким качеством, поэтому отдавайте предпочтение именно этой стране-производителю.

Спальня в стиле барокко должна соответствовать общему стилевому направлению, даже если в нее никто не будет заходить, кроме вас самих – необходимо поддерживать роскошь и изящество в постельном белье, оконных рамах, табуретах и других элементах. Шкаф должен быть внушительных размеров и с большим количеством выдвижных полочек, чтобы в него поместились все вещи хозяйки квартиры. Роскошное трюмо заменит большое зеркало и тумба. Если с вами в квартире проживают дети, сложно будет их приучить ухаживать за дорогостоящей мебелью. Установите в их комнату небольшую кроватку, шкаф, письменный стол и тумбу для телевизора – ребенку школьного возраста этого вполне хватит.

Если ваша прихожая не отличается внушительными размерами, подберите менее массивную мебель в стиле рококо, которая будет гармонировать с общей цветовой гаммой. Поставьте в нее небольшой диван, тумбу для шляп и зонтов, обувную полку и зеркало.

Комната для посетителей должна быть самой яркой, чтобы у каждого вошедшего в дом возникало приятное впечатление о его хозяине. Гостиная в стиле барокко может включать практически любую мебель – диван и кресла, сервант, полки для книг, обеденный или журнальный столик, тумбы. Неплохо будет смотреться пуф небольшого размера, выполненный из качественной ткани. Все изделия должны быть в единой цветовой гамме и по возможности с одинаковым резным орнаментом.

Как подобрать сантехнику барокко?

При выборе необычного направления для интерьера апартаментов крайне важно соблюдать стилевую гамму и элементы декора во всех комнатах. Если вы решили обставить гостиную, кухню и спальню изысканной итальянской мебелью из дерева, не делайте ошибок, из-за которых общее впечатление от квартиры может быть испорчено. В ванную, душ и туалет необходимо подбирать сантехнику, соответствующую общему направлению.

Стиль барокко в ванной должен соблюдаться во всем. Поставьте элитный санфаянс с росписью и лепниной, установите итальянские латунные смесители, подберите позолоченные крючки, вешалки, щетки и полки с золотыми элементами. Позаботьтесь о приобретении текстиля для своей семьи и гостей – халаты, полотенца и тапочки должны быть пошиты из качественной ткани.

Сколько стоит квартира в стиле барокко?

Стоимость ремонта рассчитывается исходя из количества расходных материалов. Задача строителей – уложить пол и окрасить стены, декоративной частью занимаются дизайнеры. Квартира в стиле барокко обойдется вам в круглую сумму из-за мебели, поскольку оригинальные шкафы, кровати и серванты могут стоить сотни тысяч рублей. Важно обновить гарнитур полностью, чтобы низкие деревянные табуреты не выглядели нелепо на фоне величественных кресел. Если вы решили приобрести кровати, столы и стулья на заказ, обращайтесь за этим в компании на завершающей стадии ремонта квартиры, иначе мебель в стиле барокко окажется в помещении в неподходящий момент. Строительные фирмы предложат вам свои услуги по минимальной стоимости в 100 тысяч рублей за 20 квадратных метров помещения, а за премиум-ремонт придется заплатить в несколько раз больше. Таким образом, покраска стен, потолка и покрытие пола может обойтись в миллион, исключая стоимость мебели – стиль барокко в интерьере требует колоссальных затрат.

Вам придется отказаться от линолеума и ламината в пользу паркета или керамики. Стены могут представлять собой резаные панели, мраморные плиты. Учитывайте, что мелкий кафель в ванной будет смотреться нелепо. Если вы делаете ремонт в старой квартире, придется заменить все лампочки на крупные люстры. Бархат, золото и жемчуг должны непременно присутствовать в отделке или декоративных элементах. Готовьтесь к тому, что за мебель в стиле барокко вам придется отдать большую сумму, чем за жилую площадь.

Трапезничаем по-царски

Любая комната в вашей квартире должна придерживаться общего стилевого направления. Если вы обустраиваете апартаменты в стиле барокко, будьте готовы обставить роскошной мебелью комнаты для приготовления пищи. На кухне хозяйка проводит по несколько часов в день, и ей крайне приятно находиться в уютно обустроенном помещении, которое радует глаз любого, кто в него войдет. Можете не переживать, что столы и подвесные полочки будут плохо сочетаться с современными атрибутами – если выбрать стиральную и посудомоечную машину из алюминия цвета металлик, никто не заметит разрыва эпохи 17 века и современности. В кухне должно присутствовать минимум одно окно, чтобы комната могла проветриваться. Шторы в стиле барокко шьются из качественных тканей, украшаются рюшами и фестонами, правда, такую красоту придется стирать вручную.

Читайте также:  Перегородка «гармошка»: особенности конструкции

Если ваша кухня имеет внушительные размеры, обеденный стол можете установить непосредственно в ней, но при отсутствии такой возможности самым подходящим местом станет гостиная. Вся мебель должна быть выполнена из качественного дерева, но не из пластика, иначе впечатление о хозяине будет испорчено. Кухня в стиле барокко подойдет исключительно аккуратным хозяйкам, которые будут бережно относиться к дорогостоящей мебели и вовремя убирать остатки пищи. Не отказывайтесь от роскоши в пользу комфорта, и вы будете приятно удивлены результатом своих стараний.

Стиль барокко в архитектуре европейских стран

Каждая эпоха знаменуется не только изменениями в общественной и политической жизни, но и внедрениями новых традиций во всех отраслях человеческой деятельности. Италия стала центром развития архитектуры барокко, которая пришла на смену пышному классицизму. До нынешних дней сохранились величественные замки с былым убранством комнат, а площади европейских городов по-прежнему украшают малые и крупные скульптуры.

Барокко – архитектурный стиль, благодаря которому Италия, Франция, Испания и Германия значительно преобразились после готического Средневековья. В Риме сосредоточено большее количество сооружений дворцового типа. Пышность и торжественность сохранены в соборах и церквях, на площадях и в резиденциях правителей. Испанская площадь Алессандро Спекки и Франческо де Санктиса, расположенная в Риме, представляет ансамбль из башен с часами, невысоких построек с удлиненным фасадом и роскошным фонтаном. В Версале красуется Большой дворец с зеркальной галереей, а в Вене – католическая церковь Карлскирхе.

Колыбель Петровского и Елизаветинского барокко

Сантк-Петербург гордо называется культурной столицей России. Туристы со всего света приезжают в город, чтобы полюбоваться памятниками и дворцами, построенными в разные исторические эпохи. Первое, что стоит посмотреть каждому, – Эрмитаж. Изначально он представлял собой двухэтажное здание с несколькими комнатами. С началом деятельности архитектора Г. Маттернови дворцовый комплекс стал постепенно расширяться. Через несколько лет начатую работу продолжил Д. Трезини, а затем В. Растрелли, с именем которого связано строительство нового Эрмитажа, который великолепно сохранился до нынешних дней. Стиль барокко в архитектуре наиболее ярко отражен именно в этом дворцовом комплексе: сотня роскошных лестниц, утонченные линии карниза и балюстрады делают фасад здания поистине царским. Удачно подобранная цветовая гамма – белый, небесно-голубой и золотой – передают общее настроение восемнадцатого столетия.

Петергоф – дворцовый комплекс, где стиль барокко отражен практически во всем. Его характерные черты наиболее ярко выражены в Монплезире и фонтане “Самсон”. В ярусах Большого Петергофского дворца красуются зеркала-обманки, благодаря которым помещения кажутся более просторными. Стены и потолок расписаны кистями известных художников, а искусная позолоченная резьба по дереву становится свидетельством благосостояния царской семьи.

Петровское барокко более сдержано, а пристрастие Елизаветы к пышным нарядам, золоту и жемчугу не могло не отразиться и на архитектурных сооружениях. Первый император России не хотел растрачивать деньги казны, поэтому в архитектурных сооружениях его эпохи стремление к роскоши наблюдается меньше.

Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

История возникновения барокко в архитектуре

В XVI-XVII веках произошло множество событий, перевернувших привычное представление о мире. Благодаря Великим географическим открытиям европейцы узнали о существовании других народов и культур. Микроскоп и телескоп дали возможность увидеть ранее неизвестные миры.

Учение Коперника о том, что Земля не является центром Вселенной и вовсе разрушило привычную картину мира.

Искусство ренессанса воспевало мир как гармоничную и неизменную систему, а человека — как разумный и всемогущий венец этой системы. Но мир стремительно менялся и расширялся, а человек перестал ощущать свое всемогущество. Напротив, по словам Паскаля, человек стал воспринимать себя «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

В то же время Италия, родина ренессанса, теряет свое могущество на экономической и политической мировой арене. Страну терзают французские и испанские узурпаторы. В столице искусств царят разобщенность и страх перед неизвестностью.

И все же Италия, не смотря на экономический упадок, остается культурным и духовным центром католической Европы. Авторитет папы римского по-прежнему неоспорим. И пусть церковь и знать не обладают прежним богатством и величием, они стремятся к тому, чтобы об этом не узнал мир. На помощь им и на смену ренессансу приходит нарядный барокко — стиль, призванный отразить смятение общества и тягу к роскоши.

Характерные черты барокко

«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.

Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Остановимся на основных чертах барокко:

слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);

стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;

заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

обилие мелких деталей;

создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Зеркальная галерея Версальского дворца. Источник

Итальянское барокко

Италия — родина стиля. В полной мере этот стиль проявил себя в Ватикане. Чтобы подчеркнуть авторитет папы римского и развеять небезосновательные слухи об экономическом кризисе, Ватикан застраивался причудливыми соборами.

Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола. На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Источник: Википедия

Еще один яркий пример итальянского барокко — грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане, спроектированная Л.Бернини. Два симметричных полукружия площади обрамляют колоннады тосканского ордера, в центре возвышается собор. Весь ансамбль образует по форме символический ключ от рая.

Площадь Св. Петра в Риме. Источник: Яндекс

Барочная архитектура во Франции

Почти одновременно с распространением барокко во Франции зарождается классицизм. Поэтому в барочной архитектуре Франции классическая строгость преобладает над барочной хаотичностью. Зачастую эти два стиля соседствуют в одном здании. Это мирное сосуществование можно пронаблюдать на примере Люксембургского дворца в Париже архитектора Соломона де Бросса. Если фасад здания выполнен в классическом стиле с небольшими барочными элементами, то в интерьере барокко одерживает верх.

Еще один яркий образчик сочетания двух стилей — Версальский дворец Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара. Классический фасад дворца контрастирует с барочными скульптурами. Интерьер же, особенно Зеркальной галереи и залов Войны и Мира, можно с уверенностью отнести к барокко.

Барокко в архитектуре России

В Российской империи стиль барокко в архитектуре достиг наивысшей популярности в середину XVIII века. Раннее российское барокко прекрасно иллюстрирует храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, построенный князем Голицыным.

Знаменский храм. Дубровицы. Источник: Википедия

Во время правления Елизаветы (1740-1750-е гг.) стиль достигает своей вершины. Это время великих мастеров: Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомского, С. Чевакинского.

Современное барокко

Современная архитектура тяготеет к простоте, лаконичности и функциональности. Однако такой яркий архитектурный стиль как барокко не мог исчезнуть бесследно. Сейчас барочные элементы можно встретить в интерьерах гостиниц, ресторанов и частных домов.

Интерьер современного ресторана в стиле барокко. Источник

Методические рекомендации

Как познакомить учеников с архитектурными стилями? Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» точно отвечает на этот вопрос. Если прогулка по историческому центру города или посещение музея по каким-то причинам невозможны, рекомендуем подобрать иллюстрации и видеоматериалы по теме. Поможет в организации и проведении урока учебник Даниловой Г.И. Искусство. Базовый уровень. 11 класс. В нем вы найдете подробную информацию об архитектурных стилях и красочные фотографии.

Стиль барокко в архитектуре: описание и фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой.

Стиль Барокко в архитектуре

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

Стиль Барокко в архитектуре

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.

Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Читайте также:  Шкафы-купе в интерьере (фото): их преимущества и недостатки

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Детали стиля барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

Стиль барокко в архитектуре

История появления стиля

Художественный стиль барокко зародился в конце 16 века в Италии. Историю названия связывают с португальскими моряками, которые словом barocco обозначали бракованные жемчужины неправильной формы. Итальянцы охотно переняли термин, объединив им вычурные и странные проявления нового культурного течения.

Возникновение барокко связывают с угасанием эпохи Ренессанса: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на борьбе разума и чувств. Отныне в центре их внимания – силы стихий, экспрессия, мистицизм.

В течение 17-18 веков барокко в архитектуре, искусстве и музыке широко распространилось по Европе и Америке, пришло в Россию. Расцвет стиля совпал с укреплением абсолютных монархий, освоением колоний, усилением католицизма. Логично, что и в градостроительстве он проявился масштабностью и монументальностью.



Характерные черты барокко

Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при возведении городских дворцов, резиденций, монастырей. Архитектурные решения придворных зодчих подчинены одной идее: удивлять и восхищать.

Форма

Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.

В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы.


Ордер

Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе.

Части ордера (база, антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм.

Внешний и внутренний декор

К основным чертам барокко относят также чрезмерное украшательство, дававшее немало поводов для обвинений в безвкусице.

Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами. Стремление к гигантизму проявляется в тяжеловесной мебели, огромных шкафах, лестницах. Если говорить о барокко кратко, то это стиль излишеств. За счет чередования освещенных и затененных зон, настраиваемого бокового освещения мастера создавали оптические эффекты расширения пространства. Золотистые, голубые, розовые цвета задавали торжественную атмосферу.


Связь с окружающим пространством

Наше описание стиля барокко было бы неполным без акцента на союз построек с прилегающей территорией: городской площадью, парком, садом. Это была прогрессивная тенденция, здания стали восприниматься единым целым с ландшафтом: отныне фонтаны, скульптурные композиции, разбитые дорожки и газоны – полноправная часть дворцовых ансамблей.

Архитектурные элементы барокко

  • Барочные фасады активно оформляют колоннами, объемным крупным рельефом, фронтонами лучкового типа.

Богато отделанные наличники обязательно оснащены замковым камнем. Окна выполняются в виде овалов, полусфер, прямоугольных проемов. Вместо колонн для поддержки балочных перекрытий, балюстрад и сводов крыши устанавливают статуи кариатид и атлантов.

  • Монументальные скульптурные композиции – один из характерных элементов стиля.

Поза и выражение лица мифологических и библейских фигур передают эмоциональное напряжение, драматизм сюжета, что отвечает концепции сложного устройства мира и человеческих страстей.


  • Традиционные барочные орнаменты включают арабески, гирлянды, раковины, картуши, цветочные вазы, рога изобилия, музыкальные инструменты.

Каждая деталь пышно обрамлена. В связке исторически близких стилей барокко, рококо и классицизма первый существенно выделяется любовью к чрезмерному декору. Эту черту подхватит затем рококо, сделав больший акцент на изящество и утонченность.


  • Одна из особенностей архитектурного барокко – активное использование в фасадном дизайне маскаронов (маска в виде человеческого лица или морды животного, расположенных анфас).

Изготавливали их из камня и гипса, размещали над входной дверью, оконными проемами, арками. У каждой маски свой характер: спокойный, устрашающий, комический. Тематические маскароны выбирали в соответствии с профилем заведения: на суд вешали изображения богини правосудия, львиные головы, на театр – драматических персонажей, на церковь – ангелов и детей.


Стиль барокко в Италии

В каждой из стран новый архитектурный стиль проявился под влиянием политических, социальных и культурных условий. В этом плане можно говорить о национальных видах барокко: итальянском, французском, испанском, немецком, английском, русском.

В мировом наследии итальянское барокко считается первоисточником и вдохновителем. Ведущую роль в развитии архитектуры взял на себя Ватикан. Католическая церковь в 16 веке начинает активное строительство храмов и соборов, причем не столько внушительных по масштабу, сколько величественных и эмоционально заряженных по оформлению.

В числе первых создали знаменитую церковь Иль-Джезу, проект Джакомо Бароцци да Виньола. В дизайне главного фасада сочетаются несколько ордеров. Широкие волнообразные волюты по бокам связывают оба фасадных яруса, такое решение стало хрестоматийным для церквей этого периода.

Крупнейшие итальянские архитекторы барокко17 века – Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Гварино Гварини, Карло Райнальди. На весь мир известна площадь Святого Петра в Риме – проект Л.Бернини, где колоннада создает искусственную перспективу и зрительно увеличивает размеры собора.



Французское барокко

Основные характеристики барокко во Франции проявились больше во внутреннем убранстве, в фасадной же отделке доминирует классицизм.

Яркий образчик такого подхода – Версальский дворец, спроектированный Луи Лево и Жюлем Ардуэн-Мансаром. Барочная тема в дизайне фасада обозначена только скульптурами, которые экспрессивностью форм контрастируют с прямой геометрией здания.

Пышное барочное убранство преобладает в дворцовых интерьерах, особенно в залах Войны и Мира, Зеркальной галерее.



Французские архитекторы соединяют барокко и классицизм в оформлении городских особняков, загородных резиденций. Художественная фантазия уступает ведущую роль строгости форм. Основные зодчие периода – Жак Лемерсье, Франсуа Мансар, Луи Лево.

Замковая архитектура переходит от традиционных четырехугольных в плане крепостей к ансамблям из центрального здания и боковых крыльев, с подъездными путями и окультуренными садами. Объемы упрощаются, на фасаде сокращается число лепнины, становятся скромнее размеры – таковы примеры барокко в оформлении замков Во, Монморанси, Шане, Мэзон-Лафитт.



Архитектура Испании, Португалии и Латинской Америки

Наиболее явно направление барокко проявилось в работах испанских братьев Чурригера (17-18 век), их творчество даже получило собственное название – чурригереско.

Фасады и интерьеры изобилуют пышными украшениями и перенасыщены деталями: изломанными фронтонами, волнообразными карнизами, завитками, гирляндами, балюстрадами. Самое известное здание такого барокко – Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела.

Другая часть испанской архитектуры развивалась под влиянием итальянских и французских традиций. Характерный пример – Королевский дворец в Мадриде, построенный по подобию Версаля зодчими из Италии: Филиппо Юварра, Джованни Саккетти, Франческо Сабатини. По-классически строгие фасады сочетаются здесь с великолепным барочным убранством интерьеров.



Португальские дворцы в стиле барокко входят в мировое культурное наследие:

  • Фасад дворца Райо (проект Андре Соареша) обильно украшен лепниной, за счет многообразия форм создается эффект динамичности.

  • Самый большой в стране королевский дворец Мафра объединяет базилику, грандиозную библиотеку и францисканский монастырь.

  • Дворец Матеуш (проект итальянца Николау Насони) имеет статус Национального монумента Португалии, вокруг разбит парк с мраморными скульптурами.

Распространившись в Новый Свет, барочный стиль завоевал сторонников от Аргентины до Мексики. Типичные примеры – соборы в Таско и Мехико, перегруженные декором, с гипертрофированными угловыми башнями.

Русское барокко

В российской империи архитектурный стиль развивался особым путем. Взяв за основу традиции русского зодчества, он обогатился во времена Петра Первого западноевропейскими канонами. Высшая точка пришлась на середину 18 века, когда на Западе уже шел отказ от пышности в пользу строгости классицизма.

Особенности барочного стиля в России:

  • Архитектурные планы и объемные композиции отличаются простотой и более четкой структурой.
  • Основной материал для фасадной отделки – штукатурка с гипсовыми деталями, а не камень, как на Западе. Поэтому идет больший акцент на орнаментальную лепку и цветовые решения.
  • Здания русского барокко выполнены в ярких и контрастных красках (голубых, белых, желтых, красных, синих), покрыты позолотой, сложные кровли изготовлены из белой жести. В комплексе создается праздничный, мажорный характер.




В развитии отечественного зодчества принято выделять несколько исторических этапов.

Московское барокко конца 17 века

Сюда входят направления, названные по фамилиям покровителей.

Характерные черты нарышкинского стиля барокко: симметрия, ярусность, центричность, белые детали на красном фоне. Здесь объединяются техника древнерусского деревянного и каменного строительства с европейской готикой, маньеризмом, ренессансом. В таком виде спроектирована знаменитая многоярусная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Голицынское направление использует во внутреннем убранстве только барочный декор. Архитектурное достояние – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

Строгановские постройки имеют пятиглавый силуэт (традиционный для русского храма). Барочный декор здесь чрезвычайно насыщенный и детализированный. Примером служит Смоленская церковь в Нижнем Новгороде.

Петровское барокко на рубеже 17-18 веков

При Петре I в России работают иностранные архитекторы, которые передают европейский опыт отечественным мастерам. Немец Андреас Шлютер создает Грот в Летнем саду Петербурга. Иоганн Готфрид Шедель, тоже из Германии, руководил строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове, в Ораниенбауме, Стрельне, Кронштадте. В проектах присутствует барочная торжественность, а вот стены выполняются плоскостными, без искривленных иллюзий.

Первый русский архитектор, получивший официальное образование, – Михаил Григорьевич Земцов. Работая в стиле русского барокко, он спроектировал и построил Аничков дворец, летние резиденции, парковые павильоны в Санкт-Петербурге, дворец в Ревеле, участвовал в возведении колокольни в комплексе Петропавловской крепости.



Барочная архитектура середины 18 века

В эпоху правления императрицы Елизаветы (1740–1750-е годы) наступает период зрелого барокко, его называют елизаветинским. В это время творят Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский.

Укрепить престиж императорской и дворянской власти призвано строительство монументальных комплексов: дворцов, соборов, монастырей, загородных резиденций. Дворцовые апартаменты планируются по принципу анфилад, залы внутри украшены золоченой резьбой, лепкой, зеркалами, наборным паркетом. Обстановка исключительно парадная.

Достигший апогея барочный стиль в России этого времени связан с работами Бартоломео Франческо Растрелли. Его авторству принадлежат Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь, Строгановский, Воронцовский и Зимний дворцы.




Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго. На исходе 18 века на смену роскошеству и чрезмерности пришла рациональная красота классицизма. Зато созданные за это время дворцовые ансамбли по сей день восхищают масштабом замысла и великолепием убранства. Архитектура Петергофа, Царского села и Санкт-Петербурга – источник вдохновения для современного барокко, реализованного в частных загородных особняках. Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность.

Современное барокко

Для ярых поклонников стиля, желающих иметь собственный современный барочный дом, мы предлагаем посмотреть готовые проекты домов в стиле барокко, реализованные в архитектурном бюро ТопДом Арт.

Ссылка на основную публикацию