Котел, работающий на жидком топливе

Выбираем отопительный котел на жидком топливе

На современном рынке существует масса предложений различной техники для обогрева частных домов и коттеджей, использующей для генерации тепла различные виды энергоносителей, — от магистрального газа и электричества до дров и опилок. Но что делать и как отапливать свой дом, если к нему не подведен природный газ, установлен небольшой лимит на электроэнергию, а различные виды биотоплива недоступны по разным причинам? В этой ситуации альтернатива одна — отопительные котлы на жидком топливе (солярке).

Разновидности котлов на дизельном топливе

Итак, по причине невозможности воспользоваться другими распространенными энергоносителями вы решили устроить в своем жилище отопление на жидком топливе. Пришла пора подобрать отопительный котел, и тут следует разобраться, какие существуют виды этих изделий и выбрать наиболее подходящий вариант. Производители предлагают котлы отопления на жидком топливе следующих видов:

  • дизельные котлы;
  • универсальные агрегаты, в них предусмотрена возможность перехода с дизеля на природный газ;
  • конденсационные котлы на солярке;
  • установки, сжигающие все виды отработанных масел.

Если в обозримом будущем не предвидится изменения ситуации с энергоносителями, то ваш вариант — обогрев частного дома отопительным котлом первого типа, сжигающем только солярку.

Для справки. Большая часть подобных установок может работать и на жидком биологическом горючем, которое получают из технических культур (биодизель). Этот вариант может оказаться очень кстати, если вам доступен такой энергоноситель.

Некоторые домовладельцы, присматривающие себе котел для отопления, считают, что в дизельном котле они смогут сжигать и отработку своей машины. Это неправильный подход, и вот по каким причинам:

  1. Далеко не всякое горелочное устройство работает на загрязненных маслах.
  2. Теплотворная способность жидкого горючего гораздо выше, чем у отработанных масел. Соответственно, площади теплообменных поверхностей рассчитаны для жидкого топлива, при горении отработки КПД будет значительно ниже.
  3. Отработка при горении выделяет значительно больше сажи, оседающей во всем дымовом тракте. Это может стать большой проблемой при обслуживании и очистке дымогарных труб.

По своей конструкции жидкотопливные котлы весьма схожи с теплогенераторами, работающими на природном газе. Соответственно, многие производители предлагают универсальные водогрейные установки с поочередным использованием жидкого и газообразного топлива. Переход с одного вида горючего на другое осуществляется путем замены горелочного устройства. Правда, универсальный котел, работающий на жидком топливе и магистральном газе, обойдется вам несколько дороже.

Если площадь отапливаемого помещения или здания составляет менее 200 м2, а в скором будущем вы ожидаете присоединения к газопроводу, то не стоит спешить приобретать универсальный отопитель.

Дело в том, что стоимость котлового блока и двух горелок может оказаться выше, нежели два отдельных полноценных агрегата. Поэтому вначале можно поставить котел на солярке, а после подключения к магистрали купить и установить газовый теплогенератор. Более подробную информацию вы можете узнать, просмотрев видео:

Конденсационные бытовые котлы на дизельном топливе – самые экономичные и эффективные представители данного семейства источников тепла. Производители декларируют КПД своих конденсационных установок на уровне 97%, это самый высокий показатель среди всех остальных отопителей. Как водится, их стоимость довольно высока и далеко не каждый хозяин может позволить включить себе в систему отопления подобное высокотехнологичное изделие.

Очень хорошо, если вам доступен такой вторичный ресурс, как отработанное автомобильное масло в достаточном количестве. Тогда специально для этой цели существует котел на отработанном масле, продукт изготавливается и предлагается на рынке многими производителями. Также подобные котлы для отопления хорошо освоили разные мастера, изготавливающие самодельные отопители.

Устройство и принцип действия

Как уже было сказано выше, котлы отопления на жидком топливе конструктивно схожи с двухходовыми и трехходовыми газовыми котлами. В силу своей конструкции изделия производятся в напольном исполнении.

Для справки. В котельных установках с жаротрубным теплообменником продукты горения могут несколько раз поменять направление движения, делая несколько ходов по жаровым трубам и интенсивно отдавая тепло водяной рубашке. По количеству ходов теплообменнику и присваивают характеристику – трехходовой или двухходовой.

Схожесть состоит в конструкции теплообменника из жаровых труб, заключенных в водяную рубашку. В самом центре располагается камера для сжигания топлива, только у дизельного агрегата она имеет цилиндрическую форму. Это обусловлено конструктивными особенностями горелочного устройства, использующего жидкое топливо. Главные элементы и детали указаны на рисунке.

устройство котла Viessmann, работающего на жидком топливе

А – внешняя теплоизоляционная оболочка; В – теплообменные поверхности жаровых труб; С – камера сгорания; D – электронный блок управления; Е – горелочное устройство.

В изделиях ведущих зарубежных производителей топка изготовлена из жаропрочной нержавеющей стали, бюджетные отечественные теплогенераторы могут быть сделаны и из обычного толстого металла. Материал теплообменника – чугун или сталь, для теплоизоляции применяется базальтовое волокно либо плотный пенополиуретан. Горелка, которая работает на жидком топливе и представляет особый интерес, ее конструкция с расшифровкой элементов изображена ниже.

Чертеж дизельной горелки

А – дроссельная заслонка регулировки воздуха; D – блок системы розжига с датчиком контроля пламени; Е – топливная магистраль; F – электродвигатель вентилятора; G – насос; К, Н – подающий и обратный трубопроводы для горючего; І – электромагнитный клапан; L – кнопка сброса сигнала неисправности; М – автомат управления нагревом; N – консоль; О – кабель розжига; Р – электроды системы розжига; R – цилиндрическая рабочая часть; S – смешивающее устройство; Т – форсунка; U – шток с нагревателем горючего; V – воздухозаборное устройство; W – корпус горелки; Х – воздушный канал; Y – рабочее колесо вентилятора.

Рабочая часть изготовлена в виде цилиндра с множеством отверстий, сквозь них проходит пламя. Когда происходит сгорание топлива, пламя горелки нагревает цилиндрические стенки топки, как показано на фото.

Работа дизельной горелки

Для горючего предназначена специальная емкость, она бывает отдельно стоящей или подвешиваемой к стене, от нее к горелке прокладывается подающая магистраль. Некоторые горелочные устройства имеют обратную топливную магистраль для сброса давления, тогда установка котла и его подключение предусматриваются двумя трубками – подающей и обратной, идущими в емкость с горючим. Розжиг производится в автоматическом режиме по команде блока управления.

Краткое описание процесса работы

Сжигание солярки имеет свои особенности, как и принцип работы отопительного котла на жидком топливе. Для начала горючее требуется прогреть до определенной температуры, обычно это 50 ºС. Для этой цели горелка оборудована нагревательным элементом. Когда топливный насос создал в магистрали давление, автомат управления включает нагреватель и следит за тем, чтобы температура солярки в трубках оставалась 50 ºС.

После разогрева контроллер включает вентилятор и с помощью электроклапана открывает подачу топлива в форсунку. Последняя распыляет его, а вентилятор подает воздух, в этот же момент на электродах розжига проскакивает искра и топливовоздушная смесь воспламеняется. Далее горелка переходит в обычный режим работы дизельного котла. Интенсивность горения регулируется дроссельной заслонкой подачи воздуха, связанной с топливным насосом. Когда система отопления прогреется или емкость с горючим опустеет, контроллер отключает горелку, а при необходимости снова ее запускает.

Многих домовладельцев интересует вопрос, сколько же отопительный котел на дизельном топливе в рабочем режиме потребляет горючего? Ответ зависит от многих факторов, таких как климатические условия, степень утепления здания, качество солярки и так далее.

Исходя из различных практических наблюдений, можно сказать, что для отопления дома площадью 150 м2 в самое холодное время и работе горелки на полную мощность массовый расход топлива дизельного котла составит около 2.5 кг/ч. В среднем режиме этот показатель может уменьшиться на 20—30%.

Преимущества и недостатки

Главное достоинство котла на солярке – это то, что его применение возможно при отсутствии всех энергоносителей. Исключение – электричество, его все же немного нужно, ориентировочно до 100 Вт/ч. Другие преимущества котлов на жидком топливе таковы:

  1. Высокий показатель эффективности, КПД агрегатов лежит в пределах 90—97%.
  2. Отсутствие инертности при отключении, что убережет теплоноситель от перегрева.
  3. Высокий уровень автоматизации (в зарубежных агрегатах), благодаря чему можно организовать погодозависимое регулирование обогрева дома.
  4. Возможность перехода на природный газ путем замены горелки.
  5. Малые габаритные размеры позволяют поставить отопитель в небольшое помещение.

Как водится, в любом деле не обходится без недостатков. В данном случае главный недостаток – дороговизна. Недешевое оборудование, топливо и обслуживание. Последнее надо проводить достаточно редко, говорят производители, но на самом деле дизельное топливо у нас не отличается хорошим качеством, а потому возникает перспектива часто возиться с горелкой. Туда же относится и очистка дымогарных труб от копоти, неизбежно возникающей в процессе сжигания некачественного дизеля.

Заключение

Жидкотопливные котлы для отопления частного дома, как правило, приобретаются по двум причинам: зачастую это шаг вынужденный и временный, совершаемый из-за отсутствия других энергоносителей. Второй случай – это когда есть доступ к дешевому горючему, ведь его стоимость – главное препятствие к популярности этого семейства котлов.

Жидкотопливные котлы отопления, что нужно знать перед покупкой

Вступление

Было бы странным, если статью про жидкотопливные котлы я начал с их критики. Она, конечно, будет, но чуть ниже. При выборе типа котла отопления для дома, важно сопоставить плюсы и минусы рассматриваемого типа котла, учесть региональное расположение дома, доступность топлива, дополнительные задачи, которые должен выполнить котел и много других нюансов. Именно этим займемся в этой статье, и подробно разберем все нюансы, касающиеся жидкотопливных котлов отопления.

Определение понятия

В определении этого типа котлов отопления нет никаких умственных изысков. Жидкотопливные котлы это котлы, работающие на жидком топливе типа дизельное топливо оно же, солярка.

Основное назначение котла на жидком топливе, обогрев дома, посредством нагрева теплоносителя контура отопления. В зависимости от марки котла он может выполнять дополнительную функцию, а именно нагревать воду в водопроводной системе, создавая контур ГВС. В общем, никаких сверхзадач, обычные задачи всех котлов отопления.

Жидкотопливные котлы и топливо

Так сложилось, что говоря о бытовых жидкотопливных котлах, априори подразумевается, что эти котлы работают на дизельном топливе (солярке). На самом деле, горелки этих котлов могут работать и на других видах жидкого топлива (о чём должно быть указано в документации):

  • Керосине;
  • Легкой нефти;
  • Различных маслах;
  • Мазуте.

Главное требование к топливу, это отсутствие влаги и отсутствие абразивных примесей. Также стоит отметить, что каждый вид топлива влияет на производительность котла и периодичность его обслуживания.

Еще важно понимать, что топливо, на котором работает котел, должно быть указано в документации к котлу и пока не существует всеядных жидкотопливных котлов.

Сколько нужно топлива котлу

Сколько расходует котел топлива указано в документах (описаниях) к котлу или горелке котла. Чтобы понять порядок цифр я составил сводную таблицу, мощность котла и расход топлива в сутки.

Котлы два контура, на дизтопливе и керосине (фирма Китурами).

  • 15 кВт / 5-7 литр/сутки
  • 19 кВт / 8 л
  • 25 кВт / 7-10 л
  • 35 кВт / 10-15 л
  • 57 кВт / 23 л
  • 82 кВт / 33 л
  • 115 кВт / 46 л

Выводы по расходу (расчет №1)

По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.

  • Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
  • Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
  • Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
  • Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
  • Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
  • Получаем: 90×14,5+90×14,5/2=1305+652,5=1957,5 литров.
  • Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).

В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.

Преимущества жидкотопливных котлов

  • Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
  • Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
  • Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
  • Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
  • Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
  • Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
  • Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).

Недостатки котлов на жидком топливе

При выборе котла более важны недостатки котлов на жидком топливе.

  • Прежде всего это затраты на обустройство топочной комнаты, строительство дымохода и установку топливного бака ёмкостью 500-3000 литров. В доме такой бак не поставишь (хотя это делают), а значит нужно место на участке. Установка большого бака тоже дело затратное и требует соблюдение технологий.
  • Топочная комната, нужна, чтобы скрыть шумную работу котлов этого типа. Кроме этого, сжигание дизтоплива сопровождается нефтяными запахами.
  • Большие вопросы в оборудовании бака могут быть у природоохранительных органов. Всё это дополнительные затраты.
  • Современные жидкотопливные котлы стоят дорого, а затраты на топливо превосходят стоимость других видов топлива.
  • Еще один подводный камень, это высокие требования к качеству топлива. Это может быть проблемой регионального (местного) значения.

Какой запас топлива нужен на сезон

Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.

Упрощенно считается, что:

  • 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
  • Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
  • И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.
Читайте также:  Замена смесителя своими руками

Сделаем примерный расчет, от слова пример.

  • Пусть у нас дом 300 метров, как в расчете выше. Для отопления хорошо утепленного дома нам понадобиться котел 30 кВт. КПД котла 93%. Горелка такого котла будет сжигать 32,2 кВт×0,1=3,2 литра топлива в час. Это 77,4 литра в сутки.
  • В отопительном сезоне считаем 180 дней (6 месяцев). Максимальный расход топлива в так называемом непрерывном режиме составит: 13932 литра (14 тонн). Ого!
  • Понимаем, что котел не будет работать весь сезон на полную мощность. Для расчета принимается, что котел будет задействован полсезона на 50%. Поэтому, на сезон для дома в 300 метров нам понадобиться:
  • 90×77,4+90×38,7=6966+3483=10449 литров.
  • По цене: 10449 литров×38 рублей=397062 рублей (66177 рублей в месяц). Нереальная сумма.

Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?

Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.

Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.

Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.

Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).

Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.

Как работает жидкотопливный котел

Работа котлов на дизельном топливе схожа с работой газового котла. Ведущую роль выполняет горелка с вентилятором. Она распыляет топливо. В камере сгорания, топливо смешивается с кислородом (воздухом) и загорается. От горения топливной смеси греется теплообменник с теплоносителем.

В двухконтурном котле, присутствует второй контур, по которому движется вода из водопровода, создавая систему горячего водоснабжения.

Говоря о схожести в работе газового и дизельного котлов, стоит вспомнить, что большинство жидкотопливных котлов, достаточно быстро можно переделать под работу на газу (и наоборот). Сменяется только горелка котла и всё.

Например, котел De DietrichGT123 работающий на жидком топливе или газе. При покупке работает, с наддувной жидкотопливной горелкой, которую можно заменить, на газовую горелку для работы на газу. На схеме аналогичный двухконтурный котел Китурами.

Жидкотопливная горелка

Для отопительных агрегатов на жидком топливе используются вентиляторные (наддувные) горелки. Они распыляют жидкое топливо, поступающее в горелку под давлением, с необходимым коэффициентом распыления. Воздух в горелку также нагнетается, что правильно называется принудительный наддув.

Поджог топливной смеси производится электродами. Дальнейшую работу котла обеспечивает встроенная автоматика.

Здесь пора заметить, что в конструкции котлов много электроники и оборудования работающего от электричества (вентиляторы, насосы). Это делает дизельные котлы электрозависимыми и это необходимо учесть при покупке и монтаже. Если в доме частые проблемы с электричеством, то нужно позаботиться о резервном электропитании.

Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива

Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.

Типы горелок

Различают следующие типы горелок по топливу:

  • Моно топливные горелки. Они работают только на одном виде жидкого топлива, чаще на солярке. Для перехода на масла, придется менять форсунки горелки.
  • Би топливные горелки. Они работают на нескольких, чаще двух, видах топлива. Встречаются комбинации, дизель-газ, дизель-дрова, дизель-дрова-уголь и т.п.

Типы горелок по режиму работы

На это тоже обращаем внимание:

Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.

Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.

Теплообменник котла на дизельном топливе

Теплообменник данных типов котлов, не отличаются оригинальностью. Делают их из стали или чугуна. Стальные легче и дешевле, но служат меньше. Чугун, отлично держит тепло и долго служит, но хрупок и дорог. Всё как везде. Читать о теплообменниках.

Ёмкость для хранения топлива

Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.

Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.

Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.

Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.

Автоматика (управление)

Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова. Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла.

На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.

Выводы

Если в вашем районе, проблемы с газификацией, и вы не можете получить дополнительные мощности для электрокотла, а отопление в доме нужно и нужна горячая вода, то жидкотопливные котлы это то, что нужно.

Котел отопления работающий на жидком топливе

Котлы на жидком топливе по конструкции имеют отличия от котлов, которые функционируют на твердом топливе. Если говорить об универсальных котлах, которые нужны для сжигания топлива, находящегося в жидком состоянии, то они оснащены специальной горелкой. Она имеет автомат, обеспечивающий безопасность при работе. По правилам, если нет автомата, то котел не должен работать. В противном случае могут быть серьезные последствия.

Для сжигания жидкого топлива, котел должен быть оборудован специальной горелкой

Детали в комплекте для того, чтобы переоборудовать топку, поставляются с ориентацией на рабочие чертежи. Комплект должен иметь документацию по эксплуатации, куда входит паспорт, инструкция о проведении монтажа и дальнейшей эксплуатации котла отопления, а также горелки.

Высокий КПД – признак перспективности

Жидкостный котел чаще всего работает на дизельном топливе. Кроме этого, нередко используется другие виды топлива, о которых мы поговорим ниже. Жидкотопливные котлы отличаются высоким уровнем коэффициента полезного действия, который превышает показатель в 90 процентов.

Этот отопительный прибор имеет КПД более 90%

Кроме этого, такие котлы имеют широкий диапазон мощности и высочайший уровень автоматизации процесса, что в наше время особенно ценно. Отзывы по работе с корейскими и прочими котлами отопления данного типа обычно положительные. Цена на котел вполне себя оправдывает, так как он в состоянии давать потребителю то, на что тот рассчитывает. Бытовые отопительные котлы прочно вошли в нашу жизнь и постепенно заняли свою нишу.

Вентиляционная горелка

Итак, жидкотопливные котлы в своем составе имеют вентиляционную горелку, призванную создавать принудительную тягу. Внутри нее топливо и воздух перемешиваются, что приводит к дальнейшему его распылению, а также воспламенению.

Этот процесс идет в камере сгорания. Стенки горелки одновременно играют роль теплообменника. Чтобы повысился уровень теплоотдачи, дымовые газы должны пройти сквозь огромное количество пластин и трубок, прежде чем выйти наружу. Это помогает получать дополнительное тепло теплообменнику.

Вентиляционная горелка призвана создавать принудительную тягу

Вентиляционная горелка – это непростой прибор. Для его правильной работы необходимо произвести точную настройку. Только в таком случае жидкотопливный отопительный котел будет работать правильно. Если сравнивать с другими типами котлов, то такие котлы предъявляют более серьезные требования к обслуживанию.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы образовалось много сажи на стенках внутри котла. Для этого необходимо контролировать уровень сажи в котле и чистить его, если возникла такая необходимость.

Часто жидкотопливные котлы и горелки предлагается купить по отдельности. При этом цена бывает самая разная. Можно также купить их вместе. При этом важно отметить, что такой подход, когда купить два элемента можно по отдельности, позволяет собирать систему, учитывая все индивидуальные условия эксплуатации.

Переход на другой вид топлива. Универсализм

Котлы отопления на жидком топливе имеют большую схожесть по конструкции с газовыми котлами. Это позволяет при определенных условиях проводить процесс превращения одного устройства в другое. Но для этого необходимо иметь навыки и набор инструментов.

Отзывы по работе переоборудованных устройств самые замечательные. Они не причиняют никаких неудобств. Кстати, в настоящий момент есть модели горелок, которые могут работать одновременно на дизеле и газе. Но здесь важно отметить, что цена на такое устройство будет гораздо выше, нежели простого агрегата. Если Вы захотите купить такой котел, то готовьтесь заплатить за него двойную цену.

Современные модели горелок могут работать одновременно на дизеле и газе

Важно отметить, что если Вы захотите перейти на альтернативное топливо для своего котла, чтобы уменьшить расход энергии, то это происходит довольно быстро – буквально полчаса. Следует учесть, что сама работа требует ответственности и усердия. Особенно тщательно следует подходить к процессу, если речь идет о переходе на газовый вид топлива. Некоторые так и делают, чтобы уменьшить расход. Но для того, чтобы все прошло нормально, необходимо очистить котел, чтобы не осыпалась сажа.

Энергозависимость

Стоит отметить один факт – для работы котла, а также действия автоматики, нужно электропитание. По этой причине все жидкостные котлы энергозависимы.

Расход энергии бывает разным, все зависит от характеристик агрегата. Естественно, что для полноценного монтажа системы отопления, которая работает автономно, нужна установка независимого источника питания.

Для работы котла и действия автоматики, нужно электропитание

Топливные емкости

Если вести разговор непосредственно о котлах отопления на жидком топливе, то им нужна дополнительная емкость, в которую наливается топливо. Данная емкость должна находиться вблизи самого устройства.

Если вы купите емкость большого объема, то обеспечите себя топливом сразу на сезон, однако потребуется дополнительное отопление самой емкости во избежание загустения топлива. Цена на емкости не такая высокая, ее может позволить себе купить практически каждый.

При помощи специальных емкостей можно избежать такого момента, как неприятный запах. Что касается расхода топлива, то если жилище хорошо утеплено, на 200 квадратных метров вполне хватит трех тонн топлива. Согласитесь, это нормальный расход топлива на отопление. Расчет приведен с учетом того, что котел отопления будет работать не на полную мощность.

Отзывы о том, как работать с жидкотопливными котлами, вы можете прочитать в интернете.

Одноконтурные котлы

Чаще всего жидкотопливные котлы бывают одноконтурными. Их проще всего купить. Чтобы Вам обеспечить горячее водоснабжение в своем доме, потребуется установить накопитель под горячую воду.

Цена на него не такая высокая, вполне доступная. Чаще всего приобретается бойлер косвенного нагрева. Его работа построена на том, что вода подогревается от котлового теплоносителя.

Небольшой одноконтурный отопительный жидкотопливный котел

Если вы решили купить жидкотопливный котел, то должны знать, что у них есть и минусы. Самый серьезный минус – шумная работа. Шум возникает из-за работы горелки. Для того, чтобы обеспечить себе комфортную эксплуатацию устройства, придется соорудить хорошую звукоизоляцию в котельной, чтобы шум не проходил в жилые помещения.

Кроме этого, некоторых может отпугнуть цена на все необходимое оборудование, и сложность проводимых работ по настройке котлов, работающих на жидком топливе. Это достаточно серьезные вложения, которые впоследствии все равно окупятся.

Характеристика топлива

При эксплуатации котлов на жидком топливе очень важно, на каком топливе происходит работа горелки. Объясняется это тем, что агрегаты, предназначенные для дизеля, категорически не приемлют отработанные масла, тот же мазут. Иногда некоторые умудряются работать на альтернативном топливе, но это приводит к поставке дополнительных аксессуаров, что сильно усложняет обслуживание. В любом случае, горелка может сломаться.

Горелки, которые могут работать на топливе с примесями, с нестабильными показателями, работают чаще всего на дизельном топливе, однако цена на них гораздо выше других аппаратов. Иногда цена может быть выше в несколько раз, что отпугивает потенциальных покупателей. Цена, за которую предлагается купить горелку на отработанном масле, может быть от трех тысяч долларов и выше.

Используя в качестве топлива отработанное масло, можно существенно сэкономить

Почему же тогда покупают дорогие горелки, которые имеют усложненную конструкцию? Дело в том, что они намного дешевле обходятся при эксплуатации, так как рассчитаны на дешевые энергоносители. Из всех видов топлива самым дорогим оказывается дизель. Так, если за показатель расхода топлива при дизеле взять за 100 процентов выдаваемого тепла, то отработанное масло будет израсходовано лишь на 25-30 процентов (имеется в виду конечная стоимость).

Если опираться на данные, приведенные выше, станет ясно, что котлы, работающие на отработанном масле, со временем окупятся и будут не так дорого обходиться владельцу. Прежде чем Вы решитесь купить котел на жидком топливе, обязательно взвесьте все «за» и «против», чтобы в конечном итоге не прогореть на дешевизне. Можно сначала сэкономить во время покупки, чтобы потом тратить больше денег. В другом случае, предпочтительно хорошо потратиться в самом начале, чтобы впоследствии выбирать самое дешевое топливо.

Читайте также:  Электродные котлы: принцип работы, плюсы и минусы, советы по установке

Резюме: плюсы и минусы

Итак, Вы решили приобрести жидкотопливный котел. Вы уже более-менее разбираетесь в некоторых тонкостях его эксплуатации. Осталось подвести некоторые итоги, выделив плюсы и минусы.

Положительные стороны

  • высокий уровень коэффициента полезного действия;
  • высокий показатель мощности, а также автоматизации;
  • нет необходимости обслуживать агрегат каждый день, автоматическая подача топлива;
  • при желании можно перейти на другой вид топлива (жидкое-газ, газ-жидкое);
  • если установить горелку для отработанного масла, можно снизить затраты по топливу;
  • нет необходимости согласовывать установку.

Для установки котла необходимо отдельное помещение или подвал

Отрицательные стороны

  • большие затраты на начальном этапе – установка, настройка, покупка дополнительного оборудования (при необходимости);
  • большие цены на дизельное топливо;
  • регулярное обслуживание, дополнительные вложения;
  • агрегат занимает много места;
  • высокий уровень шума по время работы горелки;
  • чтобы агрегат работал, ему нужно специальное помещение.

Как видите, отдельные недостатки, которыми обладают котлы, работающие на жидком топливе, вполне искупаются их положительными качествами. Если соблюдать правила эксплуатации, и не экономить на обслуживании, котел на жидком топливе станет надежным источником тепла для вашего дома.

Жидкотопливные котлы: выбор и установка

По большому счету, любой универсальный котел, оснащенный жидкотопливной горелкой, может относиться к теме статьи, но ранее уже писали о том, что универсальная топка не всегда хороша для работы с такими горелками, и здесь рассказывается о специализированных жидкотопливных котлах, разработанных именно для этого вида топлива.

Жидкотопливные котлы: выбор и установка

Дизельный котелУстройство дизельного котла

На немецких образцово-показательных заводах в любой, самой современной котельной можно найти дизельный генератор, тщательно обслуживаемый по регламенту и готовый заработать в случае аварии на электросетях. Но это электроснабжение и это в довольно стабильной во всех отношениях Европе! Что уж говорить о наших самых непредсказуемых ситуациях в холодные сезоны, когда-то газовую трубу нарушили во время строительства, то поставщик угля закрылся на неопределенный срок, то дорогу развезло и завезти дрова не получается. И речь идет уже не только об электроснабжении, а об угрозе размораживания дорогостоящей системы отопления. Очень сильно выручить может в ситуациях полной автономности котел на жидком топливе.

Доступность продуктов нефтепереработки, к которым относятся солярка или дизельное топливо, печное топливо или мазут, а также отсутствие необходимости согласовывать строительство котельной на таком топливе с разными организациями привлекает владельцев домов и организаций и дает простое решение для обогрева зданий. Действительно, для установки котла на жидком топливе нужен собственно сам котел достаточно простой конструкции, горелка для жидкого топлива и емкость для хранения запаса его.

Дымоход большой длины практически не требуется, можно просто изолировать его проход в стене и дымовые газы за счет вентилятора горелки покинут помещение без труда.

Котел достаточно тяжелый, под него неплохо бы соорудить фундамент. Самым крупногабаритным элементом котельной на жидком топливе станет емкость для хранения запаса дизтоплива, или печного топлива, или мазута – смотря что будет использоваться для сгорания в котле. Размер и способ установки бака зависит от того, чем будет отапливаться дом и об этом стоит подумать заранее.

Дымовая трубаСхема монтажа подземного резервуара

Виды жидкого топлива

Для импортных жидкотопливных котлов в паспорте прописан вид топлива по стандарту EL DIN 51603 с характеристиками, близкими дизтопливу с российским стандартом Евро-4. Важными показателями являются плотность 0,86, вязкость при 20 градС – 6,0, содержание серы 0,005 и зольность 24 мг/кг

Среднестатистический жидкотопливный котел потребляет на каждые 10 кВт мощности 1 кг жидкого топлива в час, и при работе 100 дней в полную нагрузку, а еще 100 дней – в половинной нагрузке котел мощностью 15 кВт для дома 100-150 м² потребует запаса около 5 тонн топлива. Скорректировать это количество поможет грамотный выбор оборудования, прежде всего типа котла и горелки, но и вид топлива также влияет на эту цифру.

Светлое печное топливо

Для котельных нередко используется печное топливо, а именно – светлое печное топливо. Оно по вязкости и степени очистки приближается к дизельному, но отличается от него по цене, поскольку в нем не соблюдаются цетановое число, температура помутнения и другие важные для автомобильных двигателей параметры, а это влияет на налогообложение и продукт становится дешевле. В нем не регламентируется содержание серы и там его может быть более 0,7% (у ДТ – не более 0,2%), выше вязкость (0,835-0,84 мм²/с) и ниже плотность (0,82 кг/л). Вообще поскольку в ГОСТах нет нормативов для печного топлива, его качество целиком и полностью лежит на совести производителя, и лучше сделать лабораторный анализ перед покупкой. Многие крупные и реконструированные НПЗ отказались от производства печного топлива, так, например, тюменский Антипинский НПЗ до 2013-2014 гг еще производил его, а сегодня выпускает только бензин газовый стабильный и топочный мазут. Ближайший поставщик для жителей юга Тюменской области пока нашелся в Кургане, топливо поставляется из соседних регионов. Стоимость печного топлива ниже стоимости дизельного топлива на 5-7%.

Мазут

Темное печное топливо еще более вязкое (8,0 мм²/с против 3,0-6,0 мм²/с в ДТ) и в нем содержание серы еще больше – до 1,1%. Такой вид печного топлива предназначен для сжигания в печах с предварительным испарением, для современных импортных отопительных котлов оно неприемлемо, в них оно просто не горит.

Мазут топочный в России выпускается марок М40, М100, М200 и отличается он в основном по вязкости и наличию в марке М40 дизельных фракций, обеспечивающих понижение температуры застывания. Мазут марки М40, чаще предназначенной для применения в бытовых котельных, застывает при +10 и это позволяет его транспортировать при благоприятных условиях без подогрева, но зимой подогрев потребуется в любом случае. Температура для мазута М40 в месте отбора из резервуара должна поддерживаться не менее 60 град С, а для марки М100 – не менее 80 град.

Горелка на отработанном масле

Отработанное масло как вид топлива для котельных интересен прежде всего владельцам СТО или директорам крупных автотранспортных предприятий, где оборот отработанного масла велик и имеется возможность создать его запас. В целом это топливо приравнивается по эффективности сгорания к дизельному, и если речь идет про утилизацию собственного ресурса, себестоимость которого равна нулю, то это очень привлекательный вид топлива. Если даже своих запасов отработки маловато, его можно купить по выгодной цене и стоимость отопления на отработанном масле вторая по выгодности после отопления газом. Горелки для отработки выпускают Kroll (Германия, изначально это была горелка для рапсового масла, но адаптирована для потребностей российского рынка под отработку), DanVex (Финляндия), Hiton, Euronord EcoLogic, NORTEC.

Рапсовое масло как вид топлива пока в нашей стране не распространен, хотя с 1 Га можно получить 1 тн солярки, 25-30 тонн зеленого корма для животноводства, мед (рапс отличный медонос) и еще земля будет подготовлена для будущих посевов, поскольку рапс – сидератная культура. При наличии собственного рапсового масла стоимость тонны солярки равна примерно 1600 руб, и это прекрасная альтернатива дизельному топливу с себестоимостью около 23000 руб) Европейские котлы, в частности, немецкие Buderus Logano с успехом работают на дизтопливе и рапсовом масле.

Дизельное топливо – самый дорогой вид жидкого топлива для котельной, оно подразделяется на летнее, зимнее, межсезонное и арктическое по температуре эксплуатации. Именно для работы на дизельном топливе спроектировано большинство импортных котлов. Поскольку выпуск дизтоплива регламентируется по двум ГОСТам – 305-82 и 52368-2005, а есть еще и Технический регламент Таможенного Союза от 2011 г, в названиях бывает путаница, но обычному покупателю топлива для индивидуальной котельной можно запомнить несколько важных моментов. Одним из них является то, что летнее дизельное топливо хранится дольше, его можно закупить впрок и эксплуатируется оно до -5 град С. Зимнее и арктическое же имеют ограниченный срок применения из-за присадок в топливо, топить им дорого и неэкологично. Для отопления желательно выбирать дизельное топливо Евро, оно обладает более высоким КПД во время сгорания, лучшими техническими характеристиками и отвечает требованиям экологичности.

В то же время при невозможности размещения емкости с дизельным топливом в обогреваемом помещении, снаружи здания при минусовых температурах останется тягучим лишь зимнее или даже арктическое топливо, и это надо учитывать при планировании жидкотопливной котельной.

Итак, после выяснения вопроса каким видом топлива будет снабжаться котельная на жидком топливе можно переходить к выбору оборудования для его хранения (бак) и сгорания (котел с горелкой).

Емкости для хранения жидкого топлива

Емкости для хранения жидкого топлива

Прежде всего уточним, что по СНиП установка емкостей для хранения жидкого топлива запрещена в крышных котельных и подвальных помещениях.

В настоящее время баки изготавливаются из стали, алюминия, нержавеющей и эмалированной стали, пластика. Выполненная из любого материала, емкость должна быть прочной и герметичной, ведь жидкое топливо в большинстве своем – материал горючий и его утечка опасна и как повод для пожароопасной ситуации, так и в смысле загрязнения окружающей среды.

Емкости различаются наземной, подземной или полуподземной установкой и могут быть объемом от 500 до 20000 л. Допускается соединение нескольких резервуаров для поддержания необходимого запаса, но для отдельно стоящей котельной запас не должен согласно норме превышать 150 м³. Баки из полипропилена объемом до 5м³ разрешается устанавливать непосредственно в котельной, отделив резервуар глухой стеной. В непосредственной близости от котла можно расположить лишь резервную емкость объемом не более 800 л на расстоянии не менее 1 м от горелки.

Срок хранения топлива не превышает года и разумнее и выгоднее иметь запас его на один отопительный сезон. Следует рассчитать возможное потребление для отопления дома, подобрать емкость подходящего размера и завезти топливо за один раз, сэкономив на доставке.

Чаще других сегодня применяются емкости из полимерных материалов. Они легкие, не подвержены коррозии, выдерживают температуры от -50 градС до +50 град С, с помощью фикспакетов можно удобно произвести врезку трубопроводов. Узкое место полимерных баков – прочность, поэтому в странах ЕС для емкостей свыше 1000 л. есть требование, чтобы они были двустенными, но в России это пока лишь рекомендация.

Хранение дизтоплива

Если емкость предполагается наземной, чаще выбирают ее из полимерных материалов и обращают внимание на форму – удобнее вертикальные прямоугольные баки, способные пройти через дверной проем. Цилиндрические баки дешевле и они чаще применяются для больших объемов топлива, свыше 5м³, их можно установить в большом помещении наземно или в подземном варианте. Расстояние от котельной до резервуара должно быть не менее 9 м. Баки внутри помещений устанавливают внутри пожаробезопасного каркаса.

Подземные хранилища топлива более безопасны в горизонтальном исполнении, они снабжены двумя люками – для слива топлива и смотровой.

При установке емкости вне помещения необходим топливный насос, подающий жидкость по топливопроводам под давлением к входу в горелку, в некоторых моделях горелок насос уже входит в состав комплектации.

Все баки для топлива имеют в нижней части отверстие для слива загустевающего остатка, в месте слива топлива должен быть установлен фильтр очистки от загрязнений. Для удобства можно установить датчик уровня топлива, механический или электронный и при необходимости – обязательно сертифицированный, подогреватель топлива.

Фото работающий дизельный котел

Дополнительный подогрев топлива осуществляется в горелке.

Жидкотопливные горелки для котлов

Жидкотопливные горелки

Комбинированные горелки “газ-дизельное топливо”, “газ-мазут” дороже специализированных жидкотопливных, но могут обеспечить бесперебойное теплоснабжение при смене вида топлива, например, когда дом со временем газифицируется. Такие горелки требуют настройки отдельно по каждому виду топлива, в них есть устройство – механическое или электронное, регулирующее соотношение “воздух-топливо” в подающей смеси, а в горелках “мазут-газ” предусматривается подогреватель мазута.

Собственно, жидкотопливные горелки делятся на:

– горелки с распыливающими форсунками, в том числе с паромеханическими форсунками;

– горелки ротационного типа.

Горелки ротационного типа малочувствительны к качеству топлива, в них оно подается с небольшим, от 1 до 3,5 атм давлением на вращающийся со скоростью 5000 об/мин стакан. Даже наличие инородных частиц в мазуте не приводит в такого вида горелках к выходу из строя оборудования. Чаще они применяются на объектах теплоэнергетики.

Дизельная горелка

Горелки с распыливающими форсунками могут быть одно-, двух- и трехступенчатыми, а также модулируемыми. Ступенчатая регулировка предполагает работу в одном заданном диапазоне мощности либо переключение во время работы при достижении заданной температуры теплоносителя на следующий диапазон.

Самыми экономичными являются модулируемые горелки, плавно меняющие мощность от 10 до 100% с помощью механической, пневматической или электронной модуляции. Экономия топлива при грамотной настройке такого типа горелки может составлять 5-15%. Стоимость таких горелок выше, чем у ступенчатых, но они позволят снизить нагрузку на механические части котла из-за частых включений/выключений, увеличить его КПД и время эксплуатации в целом.

Производители горелок часто выпускают унифицированные модели, подходящие к разным маркам котлов и консультант салона отопительной техники может порекомендовать подходящую из имеющегося ассортимента.

Жидкотопливный котел

Жидкотопливные котлы могут быть из чугуна или стали, и в первом случае срок эксплуатации составит около 50 лет, а во втором – не более 10-ти. Стандартные высокотемпературные дизельные котлы имеют горизонтально расположенные относительно установленной горелки топочные камеры, а конденсационные, использующие теплоту сгорания водяных паров – вертикальные топочные камеры.

Конденсаторный дизельный котелСтандартный высокотемпературный дизельный котел

Предустановленные на заводе моно- или мультитопливные горелки могут быть впоследствии заменены, если топливо котельной станет другим. По своей конструкции дизельный котел мало чем отличается от газового, лишь горелки используются разные. Дизельные котлы с несменяемой горелкой стоят дешевле и легче по весу.

Одно- или двухконтурный котел выбрать – решать только владельцу, но поскольку потребность в нагреве отопительного контура намного превышает потребность в горячей воде для бытовых нужд, дешевле установить одноконтурный котел и отдельно – бойлер.

Читайте также:  Устройство канализации в частном доме: внешняя канализация

Жидкотопливные котлы выпускают многие производители отопительной техники, как отечественные, так и иностранные, например, Buderus, Kiturami, Protherm и стоит помнить, что жидкотопливные котлы, как и их горелки потребуют регулярного обслуживания, чистки от сажи и накипи, и эти процессы лучше доверять специалисту, так что предпочтение рекомендуется отдавать производителям, поддерживающим свою сервисную службу на территории установки котла.

Бытовые отопительные котлы на жидком топливе

Котлы на жидком топливе позволяют сделать отопление дома полностью автономным от центральной магистрали газопровода. Они используются как для отопления помещений, так и для подогрева воды. Существует множество моделей, поэтому перед покупкой необходимо разобраться в особенностях их установки и эксплуатации.

Преимущества и недостатки оборудования

Отопительные котлы на жидком топливе делают дом полностью автономным в схеме обогрева и подачи горячей воды. Они имеют свои плюсы и минусы, о которых следует знать. К числу основных преимуществ относятся следующие:

  • лёгкость в установке;
  • простота в эксплуатации и обслуживании;
  • автоматическая подача горючего;
  • отсутствие необходимости получения специального разрешения на установку;
  • высокая мощность и эффективность;
  • возможность использовать для отопления как жилых, так и производственных помещений;
  • котлы полностью автоматизированы.

В данном видео рассмотрим котлы на жидком топливе:

При необходимости вид топлива можно сменить, для этого нужно заменить форсунку. Устройства отличаются высоким уровнем КПД. Основные недостатки следующие:

  • шум во время работы;
  • необходимость создания отдельного помещения для котла и хранения топлива;
  • наличие бесперебойного электроснабжения;
  • необходимость установки дымохода.

Стоимость жидкого горючего довольно высокая. Несмотря на все недостатки, такие котлы пользуются спросом.

Принцип действия и устройство

Жидкотопливные устройства работают по такому же принципу, как и газовые. Главное отличие заключается в применении форсунки (вентиляторной горелки). Котёл имеет следующие конструктивные элементы:

  • общий корпус;
  • горелка;
  • блок управления;
  • камера сгорания;
  • дымоход;
  • теплообменник.

В комплектацию входит также и насос, который отвечает за подачу топлива в специальный резервуар. Для улучшения эффективности некоторые производители комплектуют устройство пластинами теплообмена и дымоходными трубами.

Блок управления полностью автоматический. Корпус полностью теплоизолированный. Это повышает эффективность работы устройства, а также минимизирует теплопотери. Снаружи котёл обклеивается специальной плёнкой, которая остаётся холодной даже при нагреве агрегата, поэтому риск получить ожоги отсутствует.

Разновидности котлов

Все модели можно разделить на несколько групп в зависимости от принципа работы и используемого топлива. Существует два принципа сжигания топлива:

  1. Испарение жидкого топлива происходит с поверхности чаши. Само горючее сгорает медленно, поэтому объем испарений довольно большой. Чаще всего такой принцип действия встречается в самодельных устройствах.
  2. Применяется факельная горелка. Горючее так же, как в первом способе, проходит через пиролиз. Однако смесь подготавливается, испаряется и сжигается непосредственно в пламени факела.

Котлы с факельной горелкой являются более универсальными. Чаще всего они применяются для отопления загородных домов. Они могут работать на:

Устройства, которые имеют предварительное испарение, не могут сжигать солярку и газ. Агрегаты для отопления можно также разделить на заводские и самодельные. Первые являются более безопасными и эффективными.

Критерии выбора устройства

Бытовые котлы на жидком топливе изготавливаются как европейскими, так и отечественными компаниями. Во время выбора следует обращать внимание на основные характеристики устройства. Нужно учитывать:

  • мощность;
  • цену;
  • функциональность;
  • наличие дополнительных функций.

Оптимальную мощность устройства должен рассчитывать специалист. Функциональность агрегатов проявляется в том, что одноконтурные модели направлены только на обогрев. Двухконтурные могут не только отапливать, но и подключаться к ГВС.

Цены на жидкотопливные приспособления разные. Дороже всех стоят модели немецкого производства, большинство из них относится к премиум классу. Средняя ценовая категория представлена устройствами из Кореи. Они имеют многоуровневую защиту и являются полностью автоматизированными. Самыми доступными являются модели отечественного производства.

Немаловажным фактором во время выбора отопительного прибора является сама марка производителя. Самой популярной является продукция следующих производителей:

Выбор конкретного устройства зависит напрямую от бюджета и желания хозяина. Отечественные модели ничем не уступают европейским. Они не прихотливы к сырью и оснащены автоматическим управлением.

Виды жидкого топлива

Список разновидностей жидкого горючего довольно обширный. Выбор конкретного типа зависит от модели котла. Чаще всего используется:

  • мазут;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • отработанное масло.

Мазут и дизельное топливо довольно лёгкие виды горючего. Их легко транспортировать и хранить. Ввиду невысокой вязкости топлива оно сгорает максимально эффективно. Минимальное количество золы и серы в составе обеспечивает сохранность оборудования и минимизацию выбросов в окружающую среду.

При выборе горючего для отопительного котла на жидком топливе следует обращать внимание на вязкость и количество серы в составе. Цена на продукт с низким содержанием серы выше, но его использование имеет преимущества:

  • экономичный расход;
  • низкие затраты на обслуживание и ремонт оборудования;
  • минимальное количество вредных выбросов в атмосферу.

На топливе нельзя экономить. В противном случае придётся постоянно менять форсунок, топливный фильтр и чистить баки от осадков.

Особенности эксплуатации

Чтобы котлы отопления на жидком топливе работали эффективно и исправно, необходимо придерживаться основных рекомендаций по эксплуатации. Нужно постоянно следить за количеством горючего в котле.

Периодически проводится технический осмотр и уход за устройством. Проводить очищение и детальный осмотр на предмет повреждений рекомендуется проводить не реже, чем 2 раза в год. Первый осмотр проводится перед началом отопительного сезона, а второй сразу после его окончания.

Важным нюансом является использование только качественного топлива и установка специального фильтра для его очистки. Периодически нужно проверять целостность ёмкостей, в которых хранится жидкое горючее.

Котлы на жидком топливе длительного горения при правильной эксплуатации могут служить на протяжении длительного периода. Важно вовремя проводить технический осмотр и устранять неполадки. Только в этом случае эксплуатация устройства будет не только эффективной, но и безопасной.

Котел на жидком топливе: конструкция, плюсы и минусы применения

При обустройстве отопительных систем загородных домовладений особым успехом пользуется котел на жидком топливе, который отличается высокой мощностью, рациональностью и экономичностью. Прибор позволяет добиться автономности от магистральных сетей, предусматривает впечатляющие сценарии автоматизации эксплуатации, требуется лишь контролировать наличие топлива в хранилище.

Конструкция котла на жидком топливе для дома

Оборудование состоит из следующих функциональных элементов:

  • горелка,
  • компактная камера сгорания,
  • пластинчатый дымоход,
  • укрепленный корпус,
  • инновационный блок управления,
  • секционный теплообменник.

Работа горелки котла на жидком топливе

Как сердцевина рассматриваемой категории техники, вентиляторная жидкотопливная горелка обеспечивает подготовку смеси топлива с вкраплениями воздуха, направляет ее в заданном количестве для дальнейшей работы теплогенератора. В стандартной комплектации устройства предусматривается:

  • блок управления – контролирует запуск, рабочие процессы и прекращение функционирования горелки,
  • трансформатор розжига необходим для производства икры, вызывающей воспламенение топлива,
  • электромагнитный клапан – регулирует подачу топлива,
  • воздушный регулятор – фильтрационное устройство для обеспечения корректного ввода воздушных потоков,
  • предварительный подогреватель – сжижает вязкое горючее для обеспечения экономичного расхода топлива,
  • патрубок – узел перелива топлива соединяется с резервуаром для подогрева горючего,
  • жаровая труба – тепловая энергия перемещается по ней к месту нагрева теплоносителя.

Выпускаются модификации котлов отопления на жидком топливе со встроенной горелкой, но в них не предусмотрены сценарии увеличения мощности прибора. В случае приобретения техники с навесным рабочим сегментом настройка горелки выполняется непременно профессионалом уже на месте будущего использования оборудования.

Камера сгорания представляет собой жаропрочную конструкцию, ее сечение может быть прямоугольным либо круглым. Элемент оснащается впускным и выхлопным отверстиями.

Нагрев теплоносителя происходит способом передачи образующейся при горении тепловой энергии сквозь прочные стенки теплообменника. Важно, что передняя секции устройства оборудована горелкой и дверцей. Мощность котельного оборудования находится в прямой зависимости от числа присутствующих секций теплообменника и площади его поверхности.

Дымогарные каналы оснащаются стальными пластинами для уменьшения скорости отходящих потоков, чтобы улучшить эффективность оборудования, при этом сохраняется тяга.

Автоматизированная система блока управления призвана поддерживать заданные температурные режимы. Улучшенные модификации приборов предусматривают погодозависимые блоки, которые способны корректировать процесс нагрева теплоносителя в зависимости от показаний наружных датчиков температуры.

Прочный теплоизоляционный корпус способствует сокращению теплопотерь и повышает эффективность агрегата.

Плюсы и минусы теплогенераторов на жидком топливе

К ключевым достоинствам котлов, работающих на жидком топливе, относят способность эффективного обогрева помещения и техническое совершенство исполнения. Также отмечают следующие конкурентные преимущества оборудования этой категории:

  • высокая продуктивность работы при экономичном расходе топливных ресурсов. КПД варьируется в диапазоне 85-95%,
  • большая мощность агрегата. При помощи теплогенератора на жидком горючем можно отапливать как компактное жилье, так и просторные домовладения или же крупномасштабные производственные сооружения,
  • независимость от энергосети, за исключением электричества. Но и здесь проблема решается при помощи генераторных установок. Прибор способен работать полностью автономно,
  • высокий уровень систем автоматизации. При наличии достаточного количества горючего оборудование бесперебойно функционирует без участия человека. При возможных нарушениях в рабочем процессе срабатывает аварийное отключение агрегата,
  • в современных моделях оборудования предусмотрена возможность перехода на газовое топливо.
  • Еще один немаловажный плюс в копилку – нет необходимости согласовывать и получать разрешение на установку теплогенератора этой категории.

Основные недостатки применения отопительных котлов на жидком топливе связаны со сложностями обустройства хранилища горючих ресурсов. Здесь требуется возведение отдельного строения. Чаще всего оборудуется подземный склад в виде резервуаров из прозрачного пластика или стальных контейнеров.

Для эксплуатации теплогенератора необходимо оборудовать обособленное помещение с мощной вытяжкой для обеспечения хорошей вентиляции. Потребуется качественная звукоизоляция котельной, если она расположена вплотную к дому, так как работа дизельной горелки сопряжена с характерным шумом.

Большой минус агрегатов отопления этой категории – значительные затраты на покупку топлива. Это особенно заметно при интенсивной эксплуатации оборудования.

Жидкое топливо для котлов

Агрегаты данной категории способны работать на разном типе жидкого горючего. Это и соляра, и отработанные масла, и смеси этих субстанций, и сжиженный газ. Для работы дизельного теплогенератора применяют специальный отопительный керосин. В установках на масле-отработке используют трансмиссионные жидкости, автомоторные масла, смазочные жидкости на обязательной минеральной или синтетической основе. Отдельные модели жидкотопливных котлов для частного дома можно переоборудовать под газовое топливо.

Прибор, работающий на отработанном масле, необходимо чистить каждые 2-3 дня, котел на соляре – в два раза реже. Средний расход дизельного топлива для отопления дома с площадью в 100 м²/год составляет 4-5 тонн, тогда как отработки требуется 6-7 тонн.

Разновидности и особенности жидкотопливных отопительных приборов

Мощность бытовых моделей котельных установок варьируется в диапазоне от 6 кВт и до 230 кВт. Это условие позволяет выбрать подходящее оборудование для обогрева небольших домов с площадью 50 кв. м и просторных коттеджей до 2,2 тыс. кв. м.

Мощность промышленных жидкотопливных агрегатов колеблется в пределах 500-12 000 кВт. Сверхмощные приборы способны обслуживать здание площадью более 15 тыс. кв. м.

Промышленные котельные устройства подразделяются на 2 категории:

  • водогрейные котлы на жидком топливе. Установка предусматривает нагрев воды под давлением,
  • паровые котлы на жидком топливе – генерируют перегретый или насыщенный пар.

Паровой котел на жидком топливе

Парогенераторы используются в деревообрабатывающем производстве и нефтедобыче, в мебельной и пищевой промышленности, изготовлении комбикормов и других сферах. Мощные модели теплогенераторов востребованы в блочно-модульных котельных, специализирующихся на выработке тепла и пара.

По принципу устройства жидкотопливные приборы делятся на одноконтурные и двухконтурные модели. Первые предназначены исключительно для обогрева помещения, они подключаются к радиаторам, в которых теплоноситель циркулирует по замкнутой системе отопления дома. Чтобы обеспечить горячее водоснабжение, необходимо установить бойлер, так как одноконтурные котлы не подогревают воду для бытового потребления.

В конструкции двухконтурных агрегатов предусмотрен дополнительный теплообменник, что делает оборудование более функциональным. Такой прибор способен одновременно обеспечивать подачу горячей воды в несколько водозаборных точек помимо обогрева дома.

Установка котла на жидком топливе

Монтаж жидкотопливного прибора для отопления частного дома выполняется с учетом требований пожарной безопасности и строительных норм:

  • в котельной обязательно наличие естественного и искусственного освещения, как и принудительной приточно-вытяжной вентиляции,
  • в облицовке поверхностей в помещении используются исключительно негорючие материалы. Также необходимо позаботиться о звукоизоляции,
  • установка отопительного котла на жидком топливе производится с учетом противопожарных разрывов. При обустройстве дымохода через плиты перекрытия стены и кровли трубу устанавливают в специальную разделку.

Под котельную выделяют помещение с достаточной площадью, чтобы обеспечить комфортную эксплуатацию и обслуживание оборудования.

Популярные модели жидкотопливных котлов для частного дома

Модель Kiturami STS Oil поставляет от южнокорейского производителя отопительных систем. Продукция располагает отменным качеством, хотя реализуется в недорогом сегменте, что обуславливает востребованность котельного оборудования этого бренда. Приборы изготавливаются из нержавейки, цены представлены в пределах 29 000 р.

Олимпия OLB: мощность котельного оборудования корейского бренда начинается от 11 кВт. Наличие встроенной горелки обуславливает низкий уровень шума при работе агрегата. Котлы с мощностью от 40 кВт оснащены горелкой с шестеренчатыми насосами. Стоимость продукции в зависимости от модификации устройств варьируется в диапазоне 38 000-50 000 р.

Бизон 30NL/40NL/50NL марки Protherm из Словакии представляет собой отопительную систему с функцией обеспечения горячей воды для бытового применения. Есть возможность переделки агрегата под природный газ при условии приобретения специальной горелки. Устройства представлены в диапазоне цен 46 000-75 000 р.

Модель GT 123 французского бренда De Dietrich выполнена из чугуна, средняя стоимость продукции – 71 000 р. Производитель предлагает серию моделей с мощностью от 21 и до 39 кВт. Для регулировки работы установки предусматривается система ручного, дистанционного или автоматического типа. Котлы можно переоборудовать в будущем под работу на газе.

Котлы Delta Pro 25/45/55 бельгийской торговой марки ACV

Бренд Delta Pro 25/45/55 бельгийской торговой марки ACV: установки этого производителя предназначены для обогрева дома и обеспечения жильцов горячей водой. Оборудование можно переделать под газовое топливо. Стоимость предложений варьируется в пределах 160 000-200 000 р.

Ссылка на основную публикацию