Как правильно выбрать мотокультиватор? Виды, типы двигателя, типы редуктора, навесное оборудование и другие характеристики

Как правильно выбрать мотокультиватор? Виды, типы двигателя, типы редуктора, навесное оборудование и другие характеристики

Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.

Редуктор мотоблока. Типы, отличия, плюсы и минусы, какой выбрать.

Редуктор мотоблока. Типы, отличия, плюсы и минусы, какой выбрать.

В этой статье рассмотрим главный узел мотоблока и культиватора – редуктор. Разберем типы редукторов, какой лучше выбрать, чем они отличаются, плюсы и минусы..

Червячный редуктор

+ Данный редуктор является самым доступным по цене среди других трансмиссий

+ Имеет очень высокий КПД, который достигается за счет передачи момента на прямую от червяка на шестерню вала и нет никаких ременных приводов.

Короткий срок службы

Невозможно работать с навесным оборудованием. Так как в данном редукторе очень высокие пиковые нагрузки, которые не всегда выдерживает червяк и его попросту срезает.

Вывод: мотоблоки и культиваторы с таким типом редуктора подходят для небольших площадей и только под ранее обработанную почву. Работать с червячным редуктором желательно только на фрезах, без использования различного навесного оборудования.

Цепной редуктор

Относительно низкая надежность и средний ресурс работы. Конструктивно редуктор состоит из 2 шестерен и цепи. Цепь не всегда выдерживает пиковые нагрузки и со временем имеет свойство растягивается, что приводит к ремонту (замене цепи).

К основному же минусу можно отнести избыточную скорость вращения выходного вала редуктора в диапазоне от 140 об.мин и выше. Такая скорость обусловлена конструктивными особенностями данного редуктора, а именно наличие только 2 шестерен. Больше всего этот минус проявляется при работе на фрезах. Из за избыточной скорости фрезы измельчают землю просто в пух, и делают ее очень жесткой, плотной и не обогащенной кислородом, т.е. непригодной для посадки.

Вывод: такой тип редуктора подходит для культиваторов с небольшим диаметром фрезы, а соответственно для культиваторов до 40 кг и мощностью 3-4 л.с. Небольшой диаметр компенсируют избыточную мощность и культиватор движется с комфортной скоростью. Использование навесного оборудования ограничено. Можно работать только небольшим окучник и использовать металлические колеса только маленького диаметра, чтобы сохранить линейную скорость на низком уровне.

Мотокультиватор с таким редуктором в линейке Мобил К – мотокультиватор Мобил К МКМ-МИНИ

Шестеренчато-цепной двухступенчатый редуктор (1 скорость вперед, для мотокультиваторов)

+ Правильная скорость вращения фрез. В конструкции данного редуктора применяется 2 цепи и ряд шестерен, что позволяет подобрать оптимальное вращение выходного вала в диапазоне от 80 до 120 об.мин. При таких оборотах достигается наиболее эффективная обработка почвы.

+ Можно использовать навесное оборудование. За счет низкой скорости, можно работать с плугом, окучником, картофелевыкапывателем, полольниками и др.

+ Увеличенный ресурс и высокая надежность

Чаще всего 1 скорость. Не позволяет качественно работать с косилкой, щеткой, снегоуборщиком.

Цена значительно выше цепного редуктора

Вывод: такой тип редуктора нужно выбрать пользователям, кто хочет не только обрабатывать землю на фрезах культиватором, но и работать с дополнительным навесным оборудованием – плугами, окучниками, полольниками, картофелевыкапывателями и т.д. Также мотокультиваторы с такой коробкой подойдут для тех, кто ценит легкость и комфорт в работе. Комфортно обрабатывать участок до 30 соток.

Шестеренчато-цепной редуктор (2 и более скоростей, для мотоблоков)

+ Правильная скорость вращения фрез. За счет нескольких передач

+ Можно использовать навесное оборудование для обработки земли, а также для коммунальных работ: косилка, щетка, снегоуборщик и т.д.

+ Большой ресурс и высокая надежность

+ Мягкое переключение и низкий шум

Есть редукторы на рынке, у которых 2 скорости и более, но при этом передаточное отношение неправильное, скорость слишком высокая для работы с навесным оборудованием, нужно изучать характеристики.

Вывод: такой тип редуктора нужно выбрать пользователям, кто хочет получить максимум от мотоблока или мотокультиватора. На таком редукторе можно обрабатывать площади до 50-60 соток легко и комфортно. Надежность и ресурс таких коробок передач позволяют работать с разными типами навесного оборудования. ВАЖНО проверить минимальную скорость у мотоблока с такой коробкой. Здесь действует правило – Чем медленнее, тем лучше!

Шестеренчатый редуктор

+ Правильная скорость вращения фрез. За счет нескольких передач

+ Можно использовать навесное оборудование для обработки земли, а также для коммунальных работ: косилка, щетка, снегоуборщик и т.д.

+ Большой ресурс и высокая надежность

Есть редукторы на рынке, у которых 2 скорости и более, но при этом передаточное отношение неправильное, скорость слишком высокая для работы с навесным оборудованием, нужно изучать характеристики.

Вывод: По надежности, функционалу и ресурсу работы такие типы коробок передач сопоставимы с шестеренчато-цепными. Использование таких редукторов целесообразно, когда присутствует вал отбора мощности, для жесткого соединения мотоблока с различными типа активного навесного оборудования для коммунальных работ: щетка, косилка, снегоуборщик, почвофреза и т.д. ВАЖНО – Перед покупкой необходимо убедиться в наличии на рынке навесного оборудования, которое подходит под ВОМ, который устанавливается в редукторе.

Мотоблоки с таким редуктором в линейке Мобил К: мотоблок Мобил К GHEPARD, мотоблок Мобил К G85

Copyright 1993-2020 © mobilk.ru все права защищены.

Наш адрес: 215039, Россия, Смоленская обл., Гагаринский р-н, д. Поличня, ул. Новая Посмотреть на карте

  • График работы
  • Пн-Пт: с 10:00 до 19:00
  • Сб-Вс: Выходные дни

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую Интернет-магазин «Мобил К» (далее – «Мобил К»), расположенный на доменном имени https://mobilk.ru/, может получить о Пользователе во время использования данного сайта.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Использование Пользователем сайта «Мобил К» означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
1.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта «Мобил К».
1.3. Предоставляя «Мобил К» свои персональные данные, Пользователь свободно, своей волей дает согласие на передачу, использование и раскрытие его персональных данных согласно условиям настоящей Политики конфиденциальности.
1.4. Целью данной Политики конфиденциальности является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, от несанкционированного доступа и разглашения.
1.5. Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту «Мобил К». Интернет-магазин не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте «Мобил К».
1.6. Администрация сайта «Мобил К» не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем сайта «Мобил К».

2. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
2.1. Предметом данной политики конфиденциальности являются персональные данные Пользователя, которые он сознательно и добровольно передает Администрации сайта «Мобил К».
2.2. Информация, предоставляемая Пользователем на сайте «Мобил К»:
– Фамилия, имя, отчество
– Адрес электронной почты (e-mail)
– Телефон
– Адрес доставки товара
– Для юридических лиц дополнительно: наименование организации, ИНН, КПП, расчетный счет, БИК банка, название банка и ФИО директора
2.3. При оплате заказов кредитной картой Администрация сайта «Мобил К» получает информацию, которая включает только уведомления о произведенном платеже, все персональные данные для оплаты Пользователь заполняет в защищенном режиме на стороне банков.
2.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п.4.3. и 4.4. настоящей Политики конфиденциальности.

3. ЦЕЛИ СБОРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
3.1. Персональные данные Пользователя Администрация сайта «Мобил К» может использовать в целях:
3.1.1. Идентификации Пользователя для оформления заказа и (или) заключения Договора купли-продажи товара дистанционным способом.
3.1.2. Создания учетной записи для упрощенного совершения покупок.
3.1.3. Осуществления обратной связи с клиентом, предоставления эффективной клиентской поддержки.
3.1.4. Уведомления Пользователя сайта «Мобил К» о состоянии Заказа.
3.1.5. Предоставления, с согласия Пользователя, предложений и информации об акциях, поступлениях новинок, рекламных рассылок.
3.1.6. Выполнения заказа (осуществления доставки по адресу Пользователя).

4.СРОКИ И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Срок хранения персональных данных соответствует необходимому времени для выполнения целей, описываемых в настоящей Политике Конфиденциальности, за исключением случаев, когда более длительный период хранения данных и информации необходим в соответствии с законодательством либо разрешён им.
4.2. Настоящая Политика предусматривает обработку персональных данных любыми способами, предусмотренными законодательством, в том числе путем сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, передачи (распространения, предоставления, доступа), обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения персональных данных.
4.3. Пользователь соглашается с тем, что Администрация сайта вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациям почтовой связи, электронным системам и провайдерам, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на Сайте «Мобил К», включая доставку Товара.
4.4. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

5. ЗАЩИТА ПОЛУЧАЕМЫХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
5.1. Администрация сайта принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц, а именно:
– Предотвращение несанкционированного доступа к персональным данным Пользователей, а также специальных воздействий на носители персональных данных.
– Предотвращение утечки персональных данных по техническим каналам связи и иными способами;
– Обнаружение вторжений, компьютерных атак и их устранение.
– Защита от вредоносных программ с помощью актуальных антивирусов.
5.2. Администрация сайта совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

Какой мотоблок лучше выбрать? Изучаем фирмы и характеристики

Три десятилетия назад вопрос, вынесенный в заголовок статьи, просто не существовал. Мотоблоки в те годы промышленность серийно не выпускала.

Колхозы не нуждались в средствах малой механизации и обрабатывали землю мощной колесно-гусеничной техникой.

Редкие умельцы приспосабливали стартерные двигатели тракторов на самодельные шасси, чем вызывали удивление и зависть у немеханизированных дачников.

Сегодня настал «золотой век» мотоблоков. Эти универсальные машины активно используются на крестьянских подворьях и в небольших фермерских хозяйствах, заменяя два-три вида обычной техники.

Тот, кто видел в работе мотоблок, наверняка высоко оценил его возможности и не прочь приобрести такого «конька-горбунка» для своего участка.

Перед покупкой подобного механизма нужно понять, что даст вам применение мотоблока, поскольку его нередко путают с мотокультиватором. По сравнению с ним мотоблок может выполнить намного больше рабочих операций.

Кроме культивации и окучивания, им можно пахать землю, использовать для перевозки грузов, чистки снега и выкашивания травы. Уборка картофеля и полив огорода – еще две востребованные функции данного механизма, реализуемые при покупке дополнительного оборудования.

Конструктивно мотоблок отличается от культиватора тем, что тяговое усилие у него создают колеса. Мотокультиватор «тянет» по земле фреза, установленная на ведущий вал. Кроме этого, мотоблок отличается от культиваторной установки более мощным двигателем (от 4 л.с.), и солидным весом (от 70 кг).

Некоторые модели мотоблоков имеют сцепное устройство для буксировки прицепа и вал отбора мощности, который позволяет агрегатировать их с навесным оборудованием.

Разновидности мотоблоков

Классифицирующими признаками, влияющими на выбор мотоблока, являются их вес и мощность мотора.

Различают три разновидности этих агрегатов – легкие, средние и тяжелые. Первые две категории рассчитаны на бытовое применение. Вес таких машин находится в диапазоне от 50 до 100 килограмм, а мощность двигателя не превышает 8 л.с. Многие из них оснащаются редуктором с двумя передними и одной задней скоростью.

Тяжелые мотоблоки предназначены для фермерского хозяйства. Они весят более 100 килограмм, имеют коробку передач и двигатель мощностью более 8 л.с. Такие машины можно дооснастить навесным оборудованием, существенно расширяющим их возможности.

Рассмотрим более детально процесс выбора мотоблока, исходя из условий его работы: типа почвы, площади обработки и количества функций.

Тип почвы

Отвечая на вопрос, как выбрать мотоблок, первым делом нужно обратить внимание на плотность почвы, которую вам предстоит обрабатывать. Чем тяжелее земля, тем более мощный и тяжелый механизм потребуется. Мотоблок массой до 70 кг без пробуксовки потянет окучник или плуг только по легкой земле. Для целины и тяжелых почв его вес должен начинаться с 95 кг.

Говоря о силовой установке мотоболока, следует отметить, что дизельный двигатель для обработки тяжелой земли лучше бензинового. У него более высокое тяговое усилие, большой моторесурс и низкий расход топлива. Недостатком такого мотора является затрудненный запуск при температуре воздуха ниже +2С.

Мотоблоки весом менее 150 кг при работе с окучником, плугом или картофелекопателем должны быть снабжены грунтозацепами – металлическими колесами.

Площадь обработки

Этот показатель влияет на мощность выбираемого механизма и ширину обработки им почвы за один проход. Если площадь участка не превышает 15 соток, достаточно купить средний мотоблок с двигателем от 3,5 до 4 л.с. и шириной обработки до 800 мм.

Если пахотный надел составляет от 15 до 40 соток, потребуется мотоблок с двигателем не менее 7 л.с. и шириной обработки земли 900 мм.

Для работы на участке большой площади (от 40 соток до 1 га) понадобится агрегат мощностью от 9 л.с. и шириной захвата до 1000 мм.

Глубина обработки

В соответствии с требованиями агротехники оптимальная глубина культивации почвы мотоблоком должна находиться в пределах от 20 до 30 см.

Дополнительные функции

Перечень дополнительного оборудования для оснащения мотоблоков довольно широк, но выбирать нужно только те устройства, которые чаще всего будут вам необходимы.

Без вала отбора мощности функции мотоблока сводятся лишь к культивации почвы и вспашке участка. К валу отбора мощности можно подключить роторную газонокосилку, снегоотбрасыватель, мотопомпу, картофелекопатель и другие навесные механизмы.

Если есть необходимость в использовании мотоблока для транспортировки грузов, нужно выбрать модель, оснащенную прицепным устройством и большими пневматическими колесами (диаметр не менее 45 см).

Для очистки участка от снега лучше купить агрегат с карбюраторным брендовым двигателем, поскольку он лучше заводится и устойчиво работает при низкой температуре. Для привода снегоотбрасывателя одинаково хорошо подходит не только вал отбора мощности, но и обычный шкив.

Возможность регулирования рукояток по высоте – полезная опция, повышающая удобство при работе. Для транспортировки груза обязательным условием является возможность разворачивать рукоятки мотоблока на 180 градусов.

Двигатель, редуктор и сцепление

Двигатель – наиболее дорогой и ответственный узел мотоблока. Поэтому экономить на нем – значит, каждый сезон заниматься ремонтом вместо продуктивной работы.

Наиболее качественные и экономичные моторы для данных агрегатов выпускают компании Гринфилд (GreenField), Субару (Subaru), Хонда (Honda), Форза (Forza) и BRIGGS & STRATTON. Неплохо зарекомендовали себя китайские силовые агрегаты Lifan, выпускаемые по лицензии Honda.

Практически все производители мотоблоков сегодня комплектуют свои машины двигателями перечисленных фирм. Поэтому нет смысла покупать «чистую» Хонду, которая обойдется в несколько раз дороже агрегата, на котором стоит хондовский мотор.

Относительно количества тактов двигателя можно уверенно заявить, что четырехтактные моторы предпочтительнее двухтактных, как с точки зрения экономичности, так и по уровню надежности.

Сцепление мотоблока может иметь многодисковую либо однодисковую конструкцию, а также реализовано в виде ременной передачи. Первые два типа сцепления более надежные, поэтому используются для установки на тяжелых машинах.

Редуктор мотоблока имеет большое значения для его безаварийной работы, поэтому на него нужно обязательно обратить внимание при выборе. На дешевые агрегаты ставят неразборные редукторы, которые в случае поломки приходится полностью менять.

Читайте также:  Как выбрать минимойку и для чего использовать

Разборный обслуживаемый редуктор в этом отношении выгоднее, особенно если он изготовлен из литого чугуна, а не из алюминия.

Лучшими конструктивными вариантами редукторов являются шестеренчатые и шестеренчато-цепные. Червячный редуктор сильно нагревается при работе с полной нагрузкой. Это приводит к необходимости останавливать мотоблок через каждые 20-30 минут.

Производители и ориентировочные цены

Получив представление о технических параметрах и возможностях данных агрегатов, намного легче ответить на вопрос какой мотоблок лучше купить. В этом случае нам остается только сравнить цены в выбранном классе этих машин.

В категории легких и средних бензиновых мотоблоков практически на равных конкурирует техника отечественных и зарубежных фирм.

Среди легких мотоблоков сегодня пользуется спросом российский бренд Салют. Пользователи этой техники в своих отзывах пишут, что самый лучший мотоблок данной компании тот, на котором стоит 4-х тактный японский бензиновый мотор мощностью 5 л.с., шестеренчатый редуктор и клиноременное сцепление. Его цена составляет от 31 тыс. руб.

Его конкурент – мотоблок Нева МБ 3С (вес 70 кг) оснащен двигателем Subaru мощностью 5,7 л.с. При стоимости в 34 тыс. руб. данный агрегат оптимален для работы на приусадебных и фермерских участках.

Стоимость средних мотоблоков французского бренда Кайман (Caiman) начинается с 46 тыс.рублей. Такую сумму вам придется заплатить за 6-сильный агрегат с двигателем Robin-Subaru. Он оснащен 2 передними и одной задней передачей. Максимальная глубина обработки почвы у него составляет 32 см при ширине захвата до 90 см.

Отечественные средние мотоблоки Нева, Каскад с такими же рабочими характеристиками и надежными американскими моторами Briqqs&Stratton обойдутся в более скромную сумму – от 34 до 39 тыс. руб. Ценник на китайский бензиновый Кентавр (7 л.с.), способный вспахать почву до глубины 30 см при ширине прохода в 100 см не превышает 26 тыс. руб.

В категории тяжелых дизельных мотоблоков по соотношению цена-качество уверенным середнячком является техника Скаут. Мотоблоки с почвофрезой от этого производителя мощностью 8 л. с. (такие как 81 D) можно приобрести от 59 тыс. руб, более мощные модели (101 DE, 15 DE) обойдутся уже около 80-85 тыс. рублей.

Также следует обратить внимание на бренд МТЗ Беларус и китайский Зубр. Эти машины оснащаются дизельными двигателями Honda и Briqqs&Stratton мощностью 9-10 л.с., имеют дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор.

Четыре передние и две задние скорости позволяют не только качественно пахать тяжелую землю, но и перевозить грузы на прицепной тележке. Цена таких мотоблоков стартует с отметки в 70 тыс. руб.

В отзывах о тяжелых мотоблоках Зубр можно найти нарекания на невысокое качество изготовления, необходимость подтяжки соединений перед началом эксплуатации и шумность в работе. Этот агрегат уступает бренду МТЗ, но при этом намного дешевле белорусского аналога (цена агрегата мощностью 12 л.с. находится в пределах 42-46 тыс. руб.)

Критерии выбора мотоблока. ТОП-10 агрегатов

Для покупки мотоблока нужно обратиться непосредственно в магазин, где есть возможность визуально оценить внешний вид агрегата и проконсультироваться со специалистами насчёт технических характеристик понравившейся модели. Чтобы иметь представление о том, на какие критерии обращать внимание при выборе агрегата, рекомендуем ознакомиться с этой статьей.

Что такое мотоблок? Принцип работы, функции

Мотоблок – это самоходный одноосный агрегат, который относится к разновидности малогабаритных тракторов. Предназначен для замены ручного труда в фермерском хозяйстве. У мотоблока большое количество функций, которые ограничиваются лишь имеющимся на вооружении навесным оборудованием.

Тяговое усилие, которое создаётся колёсами или гусеницами, является основным условием в осуществлении работы мотоблока.

Большинство мотоблоков имеют разные схемы агрегатного функционирования и могут комплектоваться следующими орудиями (они приобретаются отдельно):

  • тяжёлый – несъёмными колёсами, плугом, бороной, культиватором, фрезой, которая приводится валом отбора мощностей, косилкой, снегоочистителем, граблями, бульдозерным отвалом, полуприцепом;
  • средний – съёмными колёсами и фрезой, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом;
  • лёгкий мотоблок – фрезой, окучником.

В чём разница между мотоблоком и культиватором?

Разница заключается прежде всего в мощностях и функциональности этих агрегатов. Мотоблок занимает промежуточное звено между моторизованным культиватором и мини-трактором.

В самом начале цепи стоит культиватор, который, как правило, используют на подготовке и рыхлении почвы. Кроме механизированных моделей, снабжённых мотором, есть и ручные разновидности культиваторов. Они в основном применяются для взрыхления и прополки маленьких участков (грядок и т.п.). У культиватора орудие труда (грунтозацеп, фреза и т.п.) является ведущей осью, которое устанавливается вместо колёс.

Затем идёт более мощный агрегат – мотокультиватор. Ранее его называли почвенной фрезой, так как агрегат слабо укомплектован навесными орудиями, их практически нет за исключением одной фрезы. По силе и массе он уступает мотоблоку, который занимает следующее звено этой цепи.

Мотоблок может быть укомплектован самыми различными навесными инструментами – в этом заключается его главное отличие от предыдущих агрегатов. Вместе с тем, нужно отметить, что некоторые мотокультиваторы могут быть по функциональности приближены к мотоблокам.

Виды мотоблоков, их преимущества и недостатки

Ниже в таблице приведены разновидности мотоблоков с их основными плюсами и минусами.

Вид агрегатаПреимуществаНедостаткиОбщая характеристика
Мотоблок лёгкийХорошие скоростные данные, эффективно обрабатывает почву, требует сравнительно немного топлива.Проводит не очень глубокую пахоту почвы.Оптимальное решение для тех, кто трудится на дачных участках и в ЛПХ. Может управлять плугом, окучником, другими орудиями и приспособлениями.
Мотоблок среднийВал отбора мощностей, дифференциал, скорость, надёжность узлов.Сравнительно высокая стоимость, неглубокая вспашка, небольшая ширина захвата, недостаток мощности для некоторого навесного оборудования.Наиболее удачный баланс стоимости и функциональности. Рекомендуется для работы в небольших хозяйствах. Можно использовать со многими навесными приспособлениями.
Мотоблок тяжёлыйЭффективная и скоростная работа по обработке площадей, использует широкий ассортимент навесного, есть дизельные модификации.Достаточно высокие цены не только на сам агрегат, но и затраты на расходные материалы (горючее и т.п.).С успехом используется как в средних, так и крупных фермерских хозяйствах.

Мотоблоки классифицируются также по типу движка:

  • Бензиновый. Главное отличие – топливо воспламеняется искрой свечи. Как правило, такой агрегат покупают для обработки маленьких участков земли. Его главным плюсом является низкая цена. Он отличается небольшой массой, прост в управлении, свободно заводится при любой погоде, не требует больших затрат на обслуживание и ремонт. Мощность достаточно высока – 6-9 л.с. Менее шумный, чем агрегат с дизелем, и более экологичен по количеству выхлопов газов в атмосферу. Среди недостатков можно назвать использование 92 бензина.
  • Дизельный. Для воспламенения применяются свечи накаливания. По цене значительно превосходит своих собратьев – и это при той же мощности, показателях обработки земли, скорости вращения движка. Объясняется это тем, что такой мотоблок имеет большую проходимость, способен «вкалывать» непрерывно на больших и сложных участках, употребляя меньше горючего, к тому же дизтопливо по стоимости уступает бензину АИ-92. Неслучайно дизельный агрегат выбирают профессионалы для работ на фермерских полях, а безиновый – дачники.
  • С валом отбора мощности (ВОМ). Отличие – универсальность. Отличается широким набором функций, которые помогают механизировать ручной труд. Такие агрегаты участвуют в посадке газонов, различных сельскохозяйственных культур, могут выступать в качестве мусоросборника, выполнять другие коммунальные функции. Большинство моделей имеет 4-х тактные одноцилиндровые движки, а также механизмы ВОМ, позволяющие применять активное навесное оборудование посредством шлицевого вала.

На что обратить внимание при выборе мотоблока?

Покупая агрегат, нужно ориентироваться на основные параметры: вид работ и площадь земельного участка. Кому-то нужно вспахать огород на трёх сотках, а кому-то – обработать 1-2 гектара, провести разрыхление, посадку, окучивание. Соответственно запросам следует обращать внимание и на характеристики мотоблока.

Редуктор

От его качества будет зависеть срок эксплуатации и эффективность работы оборудования в целом. Данное устройство способствует передаче мощностей с вала двигателя к рабочим узлам агрегата. Лёгкие и недорогие модели могут не иметь разборного редуктора, значит, его нельзя будет ремонтировать.

Двигатель

Существует условное подразделение двигателей по классам:

  • профи;
  • полупрофессиональные;
  • бытовые.

Отличия между ними состоят в мощности и моторесуре. Лёгкие агрегаты, как правило, комплектуются двухтактными двигателями, мощные – четырёх, при этом в независимости от того, бензиновые они или дизельные. Первые – менее мощные, больше шумят и выбрасывают выхлопных газов. Четырёхтактные – лучше по всем показателям, однако и цены на них выше.

Вал отбора мощности

Способствует увеличению диапазона возможностей, делает агрегат многофункциональным. Благодаря валу устанавливается оборудование, которое за счёт движка выполняет функции в активном режиме. Например, не только выбрасывает картофель, но очищает от земли и по транспортеру доставляет в специальное хранилище.

Спектр возможностей навесного оборудования широк:

  • подметает;
  • сеет;
  • поливает;
  • рубит;
  • измельчает;
  • косит и т.д.

Важность ВОМ очевидна, вместе с тем и цена его иногда больше самого мотоблока.

Прицеп

У некоторых моделей есть возможность цеплять тележки, тем самым превращая агрегат в своеобразный мини-трактор. Это требует наличия в КПП хороших передаточных соотношений – без них импровизированный агрегат будет передвигаться не более 2км/ч. Будет хорошо, если производитель агрегата выпускает и тележки.

Лучшие модели мотоблоков

Предлагаем десятку лучших по надежности агрегатов отечественных и зарубежных производителей, разной стоимости, модификации и конструктивным возможностям.

№10. КаДви Ока МБ-1Д1М10

В агрегате прежде всего привлекает наличие вала отбора мощности, крепкого корпуса и мощного редуктора.

Другие отличительные особенности:

  • отличная ходовая, скорость – 9 км/ч;
  • надёжный бензиновый двигатель, бензобак – 3,6 литра (несколько часов работы);
  • ширина обрабатываемой области – 0,72-1,13 м, фрезы – 3,6 м;
  • механическая КПП, 4 передачи (2 – вперёд);
  • мощность 6.5 л.с.;
  • масса – 100 кг.

Среди недостатков можно отметить следующее:

  • агрегат достаточно шумный – 92 дБ;
  • не достаточно крепкое ременное сцепление;
  • ограниченный выбор навесного оборудования.

Цена мотоблока КаДви Ока МБ-1Д1М10 – 410 у.е.

Смотрите видеообзор этого агрегата:

№9. Нева МБ-23Б-10.0

Отечественный лицензионный бренд. Агрегат среднего класса. Очень надёжный редуктор, шестеренчатый привод, который устанавливается в СУ, 6 передач.

  • ширина обработки – 0,86-1,27 м, глубина – 0,2 м;
  • 6 фрез, скорость вращения – 20-160 оборотов в минуту;
  • бензиновый двигатель «Briggs and Stratton» – 10,6 л.с.;
  • масса – 105 кг.

Среди недостатков:

  • высокая цена для такого типа агрегата, составляющая 778 у.е., но судя по отзывам, она вполне себя оправдывает;
  • мотоблок шумен и немного тяжеловат.

№8. CAIMAN Vario 60S

Лёгкий вариант мотоблока. Сразу бросается в глаза наличие ВОМ, что для этого класса нетипично.

Другие технические данные:

  • 6 фрез прямого направления;
  • ширина обработки почвы – 0,3-0,9 м;
  • двигатель бензиновый Sudaru-Robin EP 17 OHC, четырёхтактный, одноцилиндровый, цепной редуктор;
  • бензобак – 3,4 л;
  • реверсивное движение;
  • масса – 57 кг.

Минусы:

  • сильно шумит;
  • стоит для такого класса недёшево (802 у.е.)

Рекомендуется для использования на небольших, рыхлых участках. Можно использовать для различных функций благодаря совокупности технических данных.

Смотрите проморолик с обзором главных преимуществ этого мотоблока:

№7. Беларус 09Н-01

Этот агрегат имеет полноценный вал отбора мощностей, который напрямую соединяется с движком и придаёт значительный потенциал оборудованию.

  • двигателем бензиновым «Хонда», мощностью 9,38 л.с.;
  • механической трансмиссией;
  • 6 (4 передних) скоростями;
  • пневмоколёсами.

Имеет небольшой расход горючего, ширина обработки – 0,45-0,7 м. Считается самым быстроходным в своём классе, максимальная скорость – 11 км/ч. при снаряжённой массе 175 кг. Способен обработать любой тип почвы.

  • большая шумность;
  • ременное сцепление;
  • высокая цена – 1050 у.е.

Предлагаем к просмотру видеообзор основных характеристик мотоблока и дополнительного оборудования к нему:

№6. Скаут GS 81D

Мотоблок тяжёлого класса. Основная особенность – дизель и ВОМ прямого соединения, 8 скоростей. Мотоблок оснащён фарами на корпусе, устойчивом к коррозии, имеет надёжную пневматическую подвеску.

  • мощность – 8,8 л.с.;
  • механическая трансмиссия;
  • фрикционное сцепление;
  • шестерёнчатый редуктор;
  • масса – 213 кг.

Легко обрабатывает твёрдую каменистую землю, в том числе суглинки. Ширина обработки – 0,90м. Обратное вращение фрез – редкая конструктивная особенность.

  • тяжёлый вес;
  • цена – 1010 у.е., которая компенсируется солидным набором возможностей.

Обзор этого агрегата представлен в следующем видео:

№5. PRORAB GT 80 RDKe

Популярность этому тяжёлому мотоблоку принесла отличная взаимозаменяемость элементов. Кроме крепкого корпуса с фарами и пневматической подвески, агрегат снабжён:

  • электростартером;
  • механической КПП, цепным редуктором, 8-ю скоростями;
  • четырёхтактным дизелем 402 куб.см;
  • бензобаком – 5,5 л.

Агрегат способен обрабатывать участок по ширине – 0,7 м, на глубине – 0,25 м. Диаметр фрезы – 3 м, мощность – 8 л.с., масса – 190 кг.

Среди недостатков, кроме шума и высокой стоимости (1300 у.е.), отмечаются проблемы с запуском в холод.

№4. Целина МБ-600

Мотоблок среднего класса. По ценовым и производственным показателям опережает конкурентов. Снабжён пневматическими колёсами, автоматической трансмиссией, ВОМ, редуктор обеспечивает 4 передачи.

  • двигатель «Лифан» – 196 куб.см;
  • мощность – 6,5 л.с.
  • лёгкий для этого класса вес – 98 кг.
  • хорошо продумано управление;
  • низкий расход бензина – 395 г/ч.
  • топливный бак объёмом 3,6 л обеспечивает 4 часа работы;
  • ширина обработки – 0,7-1,1 м, глубина – 0,30 м.

Подвеска и прочный силовой агрегат гарантируют продолжительный тайм работы. Рекомендуется на усреднённых землях.

  • не комплектуется фрезой;
  • шумность при эксплуатации (92 дБ);
  • редуктор нуждается в повышенном контроле.

Цена – 460 у.е.

№3. Мобил К Ghepard CH395

Средний агрегат с пневматической подвеской и устойчивым к коррозии корпусом. Основная особенность – в непосредственном соединении ВОМ с силовым механизмом.

  • 4-хтактный бензиновый ДВС Kohler Command 277 куб.см;
  • мощность – 24 л.с.;
  • механическая трансмиссия, 7 передач;
  • топливный бак объёмом 7,3 литра;
  • вес – 129 кг.

Ширина обработки – 0,5-0,7м, глубина – 0,2м. Хорошо берёт твёрдую почву.

Недостатки – стоимость самого агрегата (2650 у.е.) и его обслуживания.

Смотрите видеоролик с основными характеристиками этого мотоблока:

№2. Агат БС-6,5

Средний агрегат. Имеет шкивное сцепление вала с силовым устройством. Основное достоинство – шестерёнчатый редуктор.

  • трансмиссия – механическая;
  • трёхскоростной;
  • бензобак – 3,75 л (при умеренной нагрузке хватает в среднем на 10 часов работы);
  • масса – 87,5 кг;
  • скорость – 7 км/ч;
  • захват по ширине обрабатываемой площади – 0,6 м, глубина – 0.30 м;
  • 4 фрезы;
  • 4-х тактный бензиновый двигатель.

  • как и все агрегаты аналогичного класса, издаёт высокий гул во время эксплуатации;
  • отмечается слабость в сцеплении, поэтому нужен контроль.

Стоимость мотоблока – 480 у.е.

№1. ЗиД Фаворит (WY 170F)

Оптимально сбалансированный, не требующий доработок мотоблок является лидером Топ-10. Относится к лёгкому типу агрегатов, но обладает массой достоинств:

  • надёжный ВОМ, соединяемый с силовым механизмом ременным шкивом;
  • вращение фрез (их 6) прямое, ширина обработки – 0,35-0,9 м, глубина – 25 см;
  • четырёхтактный двигатель «Лифан» мощностью 7 л.с.;
  • механическая трансмиссия с тремя передачами;
  • пневмоподвеска;
  • масса – 73 кг.

  • сцепление;
  • проблемы с герметичностью возле горловины бензобака.

Цена – 430 у.е.

В настоящее время ассортимент мотоблоков может удовлетворить запросы самого требовательного покупателя. В любом магазине сельскохозяйственной техники найдётся агрегат, соответствующий его возможностям и потребностям.

Выбираем мотокультиватор

Возделывание земли всегда было нелегким делом, требующим больших затрат времени и физических сил. Человеческая мысль изобретательна: приспособления, помогающие человеку в сельскохозяйственной деятельности, возникли в глубокой древности и постоянно совершенствовались, так что сегодня стертые до кровавых мозолей руки и натруженная спина не являются обязательными атрибутами земледельца.

Немного истории

Первый культиватор, представляющий собой фрезу для вскапывания земли, работающую от электрического привода, изобрели в Германии в начале XX века. Аккумуляторы тогда еще не использовались, и подключать культиватор к источнику питания требовалось с помощью длинного провода.

Читайте также:  Виды и особенности современных электрокаминов

Модель совершенствовалась, и через какой-то десяток лет немецкая компания Siemens начала массовое производство и продажу уже бензиновых культиваторов.

После окончания Второй мировой войны разрушенное сельское хозяйство нуждалось в скорейшем восстановлении и малая сельхозтехника идеально удовлетворяла потребности небольших фермерских хозяйств.

С тех пор работы по улучшению конструкции культиваторов проводились в двух направлениях: увеличение мощности двигателя способствовало созданию больших тяжелых моделей, которые могли обрабатывать значительные площади целины и являлись альтернативой трактору; уменьшение веса и габаритов привело к появлению миниатюрных недорогих культиваторов, более удобных для деликатной обработки грунта в саду и на клумбах.

Мотоблок, мотокультиватор, электрокультиватор

Все три вида культиваторов обычно представлены в одной категории товаров, и порой возникает путаница между этими понятиями. На самом деле все просто.

Культиватор, работающий на электрическом двигателе, называется «электрокультиватор». Электрокультиваторы – самые легкие и малогабаритные средства малой механизации, доступные садоводу. Они могут взрыхлить грунт на клумбе или в теплице, но для серьезной вспашки земли не предназначены. Современные электрокультиваторы, как и их германский «прадедушка», требуют подключения к электрической сети с помощью провода, что не всегда удобно.

Иногда в эту же группу товаров включают и электротяпки, хотя это не вполне корректно (принципы работы у них разные).

Культиватор, работающий на бензиновом двигателе, – это и есть мотокультиватор. Его основное назначение – рыхление земли. Тяжелые культиваторы пригодны для вспашки “на штык лопаты”, в то время как сверхлегкие модели рыхлят землю без глубокой перекопки.

Мотоблок – это мощный культиватор, к которому прикрепляется навесное оборудование. Он тоже работает на бензиновом двигателе, но отличается от мотокультиватора особенностями конструкции. У обычных мотокультиваторов фрезы, осуществляющие рыхление земли, крепятся на рабочий вал, а у мотоблоков двигатель на колесах представляет собой отдельный модуль, к которому разные виды оборудования монтируются в зависимости от конкретных задач. Существуют мотоблоки, в комплектацию которых входят не только фреза, плуг и окунчик, но и тележка с сиденьем для водителя и даже специальный отвал для уборки снега.

Некоторые источники выделяют мотоблоки как подкласс мотокультиваторов. В статье мы будем рассматривать мотоблоки в той же группе, что и тяжелые мотокультиваторы (у них примерно одинаковая функциональность).

Основные характеристики мотокультиватора

Рассмотрим подробнее, на какие характеристики следует обращать внимание при выборе мотокультиватора. Обычно они указаны в сопроводительной документации или кратком описании модели, представленной в интернет-магазине.

Мощность двигателя измеряется в лошадиных силах (сокращенно – л.с.) и определяет производительность культиватора: размер площади, для обработки которой он предназначен, способность культивировать «сложные» грунты (целину), ширину захвата, глубину рыхления и возможность монтажа навесного оборудования. Чем больше мощность, тем выше производительность, но одновременно возрастают габариты и вес мотокультиватора. У сверхлегких моделей мощность двигателя всего 1 л.с., у тяжелых мотокультиваторов – 6,5 л.с. Мощность двигателей крупных мотоблоков достигает 9 л.с.

Тип двигателя. Средние и тяжелые мотокультиваторы работают на четырехтактном двигателе, легкие и сверхлегкие модели иногда бывают оснащены двухтактным двигателем. Двухтактный двигатель, несмотря на свою компактность и малый вес, имеет недостатки по сравнению с четырехтактным – больший расход бензина и меньшую экологичность.

Вес мотокультиватора наряду с мощностью двигателя является определяющим для глубины рыхления. Легкий мотокультиватор не способен взрыхлить землю на сколько-нибудь существенную глубину, в то время как массивная модель осуществляет глубокую вспашку благодаря собственной тяжести. Вес мотокультиваторов варьируется от 9 до 70 кг, мотоблоки в комплектации со специальным оборудованием могут весить более 100 кг.

Глубина рыхления – глубина, на которую проникает фреза мотокультиватора в процессе вспашки грунта. Легкие мотокультиваторы взрыхляют грунт на глубину 5-15 см, тяжелые – на глубину 30 см.

Ширина захвата определяет, насколько широкую полосу обработанной земли вы получите в процессе культивации. Если речь идет о предварительной подготовке земли под огород, то чем шире, тем лучше, поскольку одна и та же площадь будет вспахана быстрее мотокультиватором с более широким захватом. Но если нужно выполнять работы в междурядьях, предпочтительнее использовать более компактную модель, чтобы не повредить растения. Самые маленькие, сверхлегкие и мобильные культиваторы имеют ширину захвата 20-30 см, у наиболее крупных моделей ширина захвата доходит до 100 см. У некоторых мотокультиваторов в комплектацию входит дополнительный набор так называемых «узких» фрез, предназначенных специально для рыхления междурядий.

При выборе мотокультиватора необходимо обращать внимание на соотношение ширины захвата и мощности двигателя. Рекомендуемое соотношение: 20 см на 1 л.с. для четырехтактных двигателей и 30 см на 1 л.с. для двухтактных двигателей. К примеру, для мотоблока с четырехтактным двигателем мощностью 3 л.с. рекомендуется ширина захвата не более 60 см. Ширина культивации больше рекомендуемой приводит к перегрузке мотокультиватора и его быстрому износу.

В зависимости от мощности двигателя и веса мотокультиваторы делят на четыре условные группы: сверхлегкие (вес 9-15 кг, мощность 1-2 л.с., глубина рыхления до 10 см), легкие (вес 15-40 кг, мощность 2-4 л.с., глубина рыхления 15-20 см), средние (вес 40-60 кг, мощность 4-6 л.с., глубина рыхления 25-30 см), тяжелые мотокультиваторы и мотоблоки (вес свыше 60 кг, мощность больше 6 л.с., глубина рыхления 30 см).

Маневренность. Конструкция некоторых моделей мотокультиваторов предусматривает возможность «заднего хода», так называемый реверс. Сверхлегкие модели бывают снабжены специальной ручкой для переноски. Если вам в процессе работы будет необходимо маневрировать на своем участке (объезжать кусты, деревья, строения, разворачиваться у забора), то стоит обратить внимание на эту характеристику.

Наличие коробки передач. Средние и тяжелые модели мотокультиваторов обычно снабжены коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость оборота рабочего вала, вращающего фрезу или колеса. Если конструкция модели допускает опциональный монтаж колес вместо фрезы, наличие коробки передач необходимо: скорость, с которой вращается фреза, гораздо выше той, что требуется для вращения колес и движения мотокультиватора со скоростью пешехода. Переключение передач также обеспечивает возможность регулировать глубину культивации: от глубокой вспашки на низких оборотах (100-130 об/мин) до рыхления поверхностного слоя грунта и уничтожения сорняков на высоких оборотах (280-330 об/мин).

Сцепление и редуктор обеспечивают передачу вращающего момента от двигателя на рабочий вал.

Модель с центробежным сцеплением и червячным редуктором

Автоматическое центробежное сцепление в сочетании с червячным редуктором наиболее характерно для легких и сверхлегких моделей мотокультиваторов. У моделей с червячными редукторами есть минусы: трудности при перемещении культиватора с отжатым сцеплением (фреза или колеса не смогут вращаться), низкое качество материала, из которого обычно изготавливается шестерня редуктора (латунь).

Модель с ременным сцеплением и цепным редуктором

Ременное сцепление и цепной редуктор широко распространены в конструкциях моделей среднего класса. Они не лишены недостатков, но в целом зарекомендовали себя неплохо.

Модель с муфтовым сцеплением и зубчатым редуктором

В профессиональных тяжелых мотокультиваторах и мотоблоках обычно используются сцепление с выжимной муфтой и зубчатый (иначе – шестеренчатый) редуктор. Это самая качественная, но и самая сложная в обслуживании трансмиссия.

Важно, чтобы редуктор был оснащен пылезащитными элементами, – это увеличит срок его службы.

На недорогих моделях производители иногда устанавливают редуктор, корпус которого невозможно разобрать для техобслуживания. При выходе из строя придется менять весь редуктор, а возможно, и сам мотокультиватор – в подобных моделях двигатели, как и редукторы, не предназначены для долгой эксплуатации. Если вы не имеете возможности менять мотокультиваторы как перчатки, лучше остановить свой выбор на более дорогой, но и более долговечной модели.

Окучник и грунтозацепы

Комплектация. Довольно часто в комплект с мотокультиватором входят окучник и грунтозацепы – специальные колеса, которые монтируются вместо фрезы и увеличивают сцепление с грунтом при недостаточном весе самого культиватора. Навесное оборудование для мотоблоков, расширяющее функциональные возможности сверх стандартного набора, как правило, приобретается отдельно.

Марка двигателя и производитель мотокультиватора. Если говорить о зарубежных моделях, то лидерство принадлежит итальянским (Castelgarden, EFCO, Meccanica Benassi), германским (Solo, Gruntek) и шведским (Stiga) производителям культиваторов. Обычно они комплектуются двигателями Briggs&Stratton (США), Tecumseh (США), Honda (Япония), Lombardini (Италия). Отечественные мотокультиваторы дешевле, но требовательнее к обслуживанию. Хорошо зарекомендовали себя российские мотокультиваторы «Крот», «Нева» и «Салют».

«Куда бедному крестьянину податься?»

Выбор мотокультиватора для приусадебного участка – такое же индивидуальное дело, как выбор обуви: важно, чтобы она была удобной и «сидела» точно по ноге. А ведь культиватор приобретается на более длительный срок, чем пара ботинок. К сожалению, нельзя «примерить» мотокультиватор, не купив его, однако, оценивая основные характеристики каждой модели и собственные потребности, можно подобрать наилучшее сочетание того и другого.

Перед покупкой мотокультиватора не помешает сесть и записать на бумаге: «Чего я хочу и что имею». Стоит учесть размер своего участка, состояние почвы, планируемый режим работы на земле, возможность маневрирования (наличие построек, насаждений), ну и, разумеется, собственные финансовые возможности. Самый простой «любительский» культиватор обойдется вам в 5-10 тысяч рублей, тогда как тяжелый «профессиональный» мотоблок может стоить сто и более тысяч рублей.

Дачнику, любовно возделывающему свои шесть соток по выходным, нет необходимости покупать профессиональную дорогую модель, а вот крестьянину, работающему на участке размером в гектар «от зари до зари», есть смысл приобрести мощный мотоблок с многофункциональным комплектом навесного оборудования.

Как правильно выбрать мотоблок: основные характеристики

Продукты, самостоятельно выращенные на огороде или дачном участке, самые вкусные и полезные. Для облегчения тяжелого труда на огороде достаточно выбрать мотоблок, соответствующий индивидуальным требованиям. Эти многофункциональные устройства состоят из двигателя и дополнительных элементов, соединяющихся в единый механизм.

Функции и возможности мотоблоков

Оборудование предназначено для эксплуатации на домашних огородах и дачах, небольших фермерских хозяйствах. Мотоблоки отличаются от аналогичной техники доступной стоимостью и высокой функциональностью. Устройства подходят для выполнения различных работ:

  • вспахивания и культивации почвы;
  • посева сельскохозяйственных культур;
  • уборки урожая;
  • заготовки кормов;
  • перевозки небольших грузов;
  • очищения снега;
  • выкорчевывания пней.

Мотоблоки функционируют в тандеме с разнообразными навесными приспособлениями: фрезой, плугом, отвалом для уборки снега, прицепом и другими. Одна машина заменяет собой практически все садовое оборудование.

Виды мотоблоков

Главная характеристика, на которую стоит обращать внимание при выборе техники, — мощность. Чем она выше, тем большую площадь участка можно обработать. На основе мощности и массы все мотоблоки делятся на 3 большие категории.

Легкие

Вес подобных устройств достигает 80 кг. Зачастую мотоблоки не могут похвастаться функциональностью и большим количеством навесных приспособлений. Легкие модели подходят для обработки не более 15 соток. Обладают компактными размерами, поэтому их без труда можно возить на дачу в автомобиле.

Среди недостатков – высокий расход топлива, быстрый износ ременного сцепления. Подходят только для небольших территорий.

Средние

Это техника с весом до 120 кг, подходят для подсоединения большинства навесных приспособлений: щеток, окучников, плугов. Высокая масса позволяет обрабатывать большую площадь – до 100 соток, а также перевозить грузы в прицепе.

Среди недостатков отмечают шумную работу, буксировку при вспахивании целины.

Тяжелые

Устройства представляют собой уже не просто мотоблоки, а настоящие мини-трактора, весят от 100 до 300 кг, мощность достигает 12 л.с. Предназначены для создания газонов, уборки снега, вспахивания целинного грунта. Профессиональные модели обрабатывают площади до 3 га, в том числе и твердую почву, перевозят тяжелые грузы.

Стоят такие модели дорого, ремонт тоже влетит в копеечку. При работе мотоблоки издают довольно сильный шум.

Критерии выбора

Выбрать хороший мотоблок для сада и огорода правильно помогут сведения об основных характеристиках устройств. С их помощью можно определить, какая модель будет соответствовать индивидуальным требованиям.

Мощность

Может варьироваться в пределах 3 – 12 л.с. Именно от этого параметра зависит производительность техники и пригодность для эксплуатации в сложных условиях:

  • небольшие огороды, менее 20 соток, вспахиваются устройствами с мощностью 3 – 4 л.с.;
  • площадь до 1 га можно обработать агрегатом в 5 – 6 л.с.;
  • для ухода за большими площадями, сложными почвами, а также длительного использования подходит самое мощное оборудование 7 – 9 л.с.

Подходящая мощность подбирается в зависимости от размеров полей и типа почвы.

Передача крутящего момента навесному оборудованию

Такая функция встречается не у всех устройств, а ее наличие повышает цену мотоблока. Заключается в том, что техника перемещается с волочением навесного оборудования, а дополнительные приспособления присоединяются в отдельный шкив или вал. В результате крутящий момент распространяется на вращающиеся насадки.

Функция актуальна при необходимости мелкого перемалывания почвы. Плуги поднимают большие глыбы, а диски, находящиеся рядом, измельчают их. Передача крутящего момента навесному оборудованию полезна при уборке снега, скосе травы, внесении удобрений.

Если техника приобретается для вспашки, боронования, выкапывания, функция не пригодится.

Емкость бака

Устройства расходуют примерно 1 л топлива за час работы. Различные виды мотоблоков дополняются баком, рассчитанным на 3 – 8 л. Модели с небольшим объемом работают около 3-х часов. Для маленького участка этого достаточно.

Если размеры поля большие, лучше выбрать бак побольше, чтобы не возить с собой канистру с топливом.

Сцепление и редуктор

Для передачи крутящего момента от мотора к колесам необходимо сцепление, а также редуктор. Последний снижает обороты до нужных показателей. Редукторы бывают шестеренчатыми и цепными.

Ременное сцепление годится для перепахивания грунта без глины. Ремонт такого оборудования стоит недорого. На твердой почве мотоблок буксует, а механизм быстро приходит в негодность.

Дисковое сцепление отличается долговечностью, позволяет плавно запускать конструкцию. Шестеренчатая модель больше подходят для коммерческой эксплуатации, обработки разнородной почвы.

Глубина вспашки

В зависимости от модели глубина варьируется в пределах 25 – 35 см. Минимальный показатель подойдет для случаев, когда толщина плодородного слоя не превышает 20 см. Имеют значение и культуры, которые выращиваются на участке. Так, пшеница сеется на глубину не более 15 см.

При наличии толстого слоя чернозема хорошо применять оборудование с глубиной вспашки до 35 см. процедура обогащает грунт кислородом, удаляет избыточную жидкость, позволяет размещать саженцы на должной глубине.

Тип двигателя

Бензиновые конструкции отличаются меньшим уровнем шума и вибрации. Работают эффективно, но не слишком экономично расходуют топливо. Лучше покупать модели с таким двигателем для ухода за небольшой территорией.

Дизель выдерживают высокие нагрузки, характеризуются отличной тягой на невысоких оборотах. Расход солярки экономичен, но оборудование сильно вибрирует и шумит. Такие мотоблоки предназначены для работы на просторных полях.

Ширина вспашки

Данный показатель обозначает захват территории за один раз. Для бытового использования достаточно 60 – 70 см. Техника будет удобна для обработки небольшого участка, а также узких площадок возле ограды.

Ширина в 80 – 130 см пригодится на больших огородах, а также для коммерческого применения.

Скорости

Современные мотоблоки оборудуются разными вариантами скорости:

  • одна задняя и пара передних;
  • четыре передние и две задние;
  • по две на каждой стороне.

Большой набор скоростных режимов актуален для вспахивания разнородного грунта с мягкими и твердыми участками. Пригодится такая функция при уборке снега, транспортировке грузов. Для передвижения в узких местах необходима задняя трансмиссия.

Масса

Конструкции до 80 кг предназначены для ухоженных дачных участков, которые перепахиваются ежегодно. Для обработки целины потребуется тяжелый агрегат до 110 кг. Более тяжелые мотоблоки подходят для присоединения прицепа и транспортировки объемных грузов.

Читайте также:  Стабилизатор напряжения для газового котла: функции, типы, критерии выбора

Если планируется перевозка техники на автомобиле, лучше подбирать легкие варианты от 60 до 80 кг.

Электростартер

Находится рядом с рычагами управления, необходим для быстрого запуска двигателя. Такая характеристика актуальна, когда приходится часто приостанавливать работу. Так, электростартер потребуется при уходе за узкими участками либо при переходе с одного поля на другое.

Тип почвы

При выборе подходящей техники важно учитывать состав грунта на огороде. Для вспахивания целины легкие модели не подходят, поскольку не погружаются в землю на необходимую глубину. Подобрать подходящую технику помогут следующие рекомендации:

  • ухоженный грунт – модели не тяжелее 70 кг;
  • почва с содержанием глины – оборудование не легче 95 кг;
  • необработанные участки – самоходные мотоблоки, которые весят 120 – 150 кг.

Если учитывать такие особенности, можно подобрать подходящие конструкции для выполнения определенных функций.

Дополнительные функции

Возможности устройств зависят от прицепного оборудования, которое фиксируется на корпусе. Насадки бывают разные:

  1. Культиваторные фрезы. Вращательные лопасти, необходимы для обработки почвы.
  2. Овальный плуг. Вспахивает грунт, перемещая его на одну сторону.
  3. Оборотный плуг. Представляет собой пару пластин из металла, которые не соединяются между собой, необходим для пахоты.
  4. Картофелесажалка. Используется для посадки корнеплодов.
  5. Картофелекопалка. Предназначена для сбора урожая.
  6. Борона. Позволяет разровнять землю, разбивать комья.
  7. Грабли. Помогут в сборе опавшей листвы или скошенной травы.
  8. Косилка. Срезает траву не выше 1 метра.
  9. Снегоуборочные лопата и щетка. Очищают поверхности.
  10. Прицеп. Цепляется к мотоблоку, служит для перевозки хозяина и грузов.

Какой лучше выбрать

При выборе модели важны не только перечисленные параметры. Обратить внимание необходимо на разновидность сцепления и вид топлива.

С ремнями или редуктором

Сцепление техники может иметь однодисковую либо многодисковую конструкцию. Существуют модели с ременной передачей. Разновидности с дисками более надежны и устойчивы, поэтому устанавливаются на тяжелые мощные машины. Исходя из задач, которые будет выполнять мотоблок, подбираются модели с ремнем или редуктором.

От редуктора зависит долговечность оборудования. Более дешевые модели оснащаются неразборной деталью. Если она выходит из строя, то придется поменять на новую. Разборные варианты, изготовленные из литого чугуна, подлежат ремонту, поэтому более выгоды.

Лучшими считаются шестеренчато-цепные и шестеренчатые редукторы. Червячные элементы быстро нагреваются. При работе со сложным грунтом придется останавливаться через каждые полчаса, иначе техника выйдет из строя.

Дизельный или бензиновый

Современные мотоблоки работают на двух видах топлива, поэтому придется решить, какой подходит больше: бензиновый или дизельный.

Бензиновые обладают высокой мощностью и производительностью. Устройства менее шумные и более легкие по сравнению с дизелем. В процессе работы выделяют меньше выхлопных газов. Ремонт оборудования не слишком дорогостоящий. Сегодня техника, работающая на бензине, пользуется наибольшей популярностью.

Дизельные агрегаты мощнее, обладают высокой проходимостью, подходят для обработки больших территорий. Топливо расходуется экономно, стоит дешевле. К минусам стоит отнести высокую цену устройств, шумность, большой вес.

Мотоблоки – универсальная техника, которая подходит для выполнения практически любых земляных работ. С ними работа фермеров и дачников станет намного проще и эффективнее. При выборе подходящей модели необходимо учитывать технические характеристики изделий и задачи, которые предстоит решать при помощи оборудования.

Как выбрать культиватор

Во все времена вспашка была одной из самых трудозатратных операций в сельском хозяйстве, особенно если речь идет об освоении новых площадей под посадки. Для упрощения этой операции часто применялась вспомогательная тягловая сила в виде трактора или лошади. Даже на небольшом частном дачном участке каждую весну надо проводить земляные работы, но при этом держать для этих целей трактор не всегда имеет смысл. Чаще всего в частном секторе используются менее мощные и более простые в обслуживании агрегаты – культиваторы.

В чем отличия от мотоблока?

Культиваторы часто отождествляют с мотоблоками. Хотя эти два вида техники и похожи, но мотоблок намного более универсален. Если основное назначение первого – обработка почвы, то мотоблок может взять на себя намного больше обязанностей. Еще одна отличительная особенность мотоблока заключается в наличии вала или шкива отбора мощности.

Этот элемент конструкции позволяет передавать крутящий момент на активное навесное оборудование, такое как роторный снегоуборщик, сенокосилка и др. Поэтому мотоблок может использоваться не только для вспашки, но и для перевозки грузов, заготовки сена, полива, уборки снега и для других сложных операций.

Выбор весовой категории – хорошего культиватора должно быть много

Типичный сверхлегкий культиватор, конструкцию отличает простота и компактность

Вес – это та характеристика, которая напрямую влияет на эффективность работы техники для обработки почвы. В зависимости от веса производители уже варьируют мощность, трансмиссию и другие показатели.

Электрические и аккумуляторные приборы относят к классу сверхлегких. Их вес не превышает 15 кг. Они подходят для обработки окультуренных территорий. К примеру, для ежегодного вскапывания одной и той же грядки. Сверхлегкие модели обычно имеют компактные габариты, что позволяет использовать их в цветниках и в теплицах. Принято разделять культиваторы на легкие, средние, тяжелые, иногда выделяют еще и сверхлегкие. Мотоблоки обычно относят к отдельной группе. Технические характеристики для каждого класса могут отличаться в зависимости от производителя, поэтому такое разделение можно назвать условным, но при выборе оно удобно для пользователя и помогает ориентироваться в большом разнообразии моделей.

Легкие культиваторы не могут похвастаться большой шириной обработки, но зато они хорошо подходят для работы в теплице или в цветнике

Легкие агрегаты весят от 15 до 30 кг, они также не подходят для вскапывания целины или плотной почвы (из-за небольшого веса агрегат будет постоянно выбрасывать из почвы, поэтому иногда говорят, что они «прыгают» на твердом грунте).

С тяжелыми культиваторами и мотоблоками можно использовать большое количество навесного оборудования

Модели среднего класса – «золотая середина», могут работать и на твердой и на рыхлой почве. Их вес составляет примерно 30 – 50 кг. На такой технике уже можно использовать некоторые виды навесного оборудования: картофелевыкапыватель, плуг, окучник и другие, хотя наилучший результат с навесным оборудование демонстрируют тяжелые модели.

Тяжелые культиваторы и мотоблоки весят больше 50 кг, они хорошо работают на целине и могут использоваться с различным навесным оборудованием. Иногда даже можно встретить культиваторы с валом отбора мощности, но при этом выбор навесного оборудования у них все равно меньше, чем у мотоблоков.

Выбор двигателя – электричество против бензина

Как и многие другие виды садовой техники, культиваторы бывают электрическими или бензиновыми. Дизельные модели также иногда встречаются на рынке, но чаще использование дизельного мотора оправдывает себя только на мотоблоках.
Электрические и аккумуляторные модели схожи по производительности. Разница заключается в необходимости использовать удлинитель для подключения к электрической сети у приборов, работающих от электродвигателей. Мощность у них обычно не превышает 1,5 кВт. Из-за наличия проводов и относительно небольшой мощности электрические культиваторы рекомендуется использовать на площади не более 2-3 соток для обработки почвы на цветниках и в теплицах. При этом электродвигатели не требуют сложного обслуживания, поэтому их использование требует минимальных технических знаний.

Рукоятка электрического культиватора обычно имеет шнур для подключения к удлинителю, чтобы провод не путался под ногами во время работы.

Более надежными являются приборы с бесщеточными электродвигателями. Отсутствие скользящих контактов существенно снижает трение, соответственно сокращается вероятность возникновения искрения, которое часто приводит к поломке электроприборов.

Аккумуляторные модели среди оборудования для обработки почвы встречаются достаточно редко, еще недавно их количество было настолько небольшим, что часто их даже не выделяли как отдельную группу. Сегодня аккумуляторное оборудование для сада начинает выпускать все больше крупных производителей. Это объясняется всеобщим повышением внимания к защите окружающей среды. Наиболее современными считаются литий-ионные аккумуляторы (Li-ion), они не имеют эффекта памяти. При этом время работы на одном заряде обычно не превышает 60 минут, поэтому большую территорию такой техникой не обработать.

Бензиновые мотокультиваторы оснащаются 4-тактными двигателями с воздушным охлаждением. Расположение коленвала чаще всего горизонтальное. Мощность используемых моторов обычно варьируется от 6,5 до 10 л.с. у тяжелых моделей. Многие производители стараются выпускать одну модель с разными моторами. Чаще всего мощность не оказывает сильного влияния на реальные функциональные возможности, намного важнее при выборе двигателя учитывать надежность и моторесурс. Также в зависимости от весовой категории и ширины захвата мотокультиватор может обработать участок от 10 до 50 соток.

Все моторы можно разделить на две условные группы: брендовые и малоизвестные двигатели китайского происхождения. При выборе марки двигателя важно всегда оценивать наличие и отсутствие сервисных центров. Найти детали к мотору от известного производителя намного проще, чем искать комплектующие к безымянному китайскому двигателю.

Чаще всего на бензиновых культиваторах используются двигатели с верхним расположением клапанов, о чем свидетельствует пометка «OHV»

Наиболее популярными среди производителей садовой техники являются двигатели Briggs&Stratton. Это американские моторы, которые демонстрируют хорошую производительность, экономичный расход топлива и отличаются надежностью. Другим популярным и надежным брендом считается Honda. Реже встречаются модели, оснащенные моторами Robin-Subaru. К качественным китайским двигателям относится известный бренд Lifan.

Нередко сами производители устанавливает двигатели под собственным брендом. В этом случае место производства таких моторов установить сложно и качество эксплуатации будет зависеть от уровня техники.

Трансмиссия

Еще одним важным элементом культиватора, который нельзя обойти вниманием, является трансмиссия. С её помощью крутящий момент передается от двигателя на навесное оборудование, колеса или фрезы. От передаточного отношения трансмиссии зависит момент силы на выходном валу, т.е. этот показатель демонстрирует то, какую почву можно обработать с помощью данного оборудования.

В трансмиссиях культиваторов используется несколько типов редукторов. Червячный редуктор используется на легких моделях, которые предназначены для рыхления окультуренных земель, на средних и тяжелых экземплярах чаще всего используется цепная передача, она позволяет обрабатывать плотную почву и целину. Шестеренчатый редуктор используется на мотоблоках.

Корпус редуктора защищает важный элемент трансмиссии от внешних повреждений.

Редуктор заключается в корпус из чугуна или алюминия. Некоторые из них требуют дополнительного обслуживания – заливки смазки. Чаще всего встречаются необслуживаемые редукторы, т.е. масло в корпус заливается на заводе и его количество рассчитано на весь срок эксплуатации.

Ременное сцепление изнутри.

Самым распространенным видом сцепления у агрегатов с горизонтальным коленвалом является ременное сцепление. На некоторых трансмиссиях предусмотрен задний ход. Он будет полезен, если во время работы техника застряла.

На моделях профессионального класса можно встретить пневматическое сцепление, в этом случае управление осуществляется не с помощью троса, а при нажатии специальной клавиши на рукоятке. Использование пневматического сцепления снижает нагрузку на всю трансмиссию, это будет полезным, если техника используется интенсивно для выполнения большого объема работ.

Фреза – основной рабочий элемент

Главным рабочим элементом является фреза. Чаще всего это составной элемент звездчатой формы с ножами, закрепленными болтами или клепками. При выборе главное определиться с количеством фрез, которое напрямую влияет на ширину обработки. Они могут изготавливаться из кованного или штампованного листа, а их диаметр влияет на глубину вспашки.
Лезвия могут быть заточенными или с полукруглой кромкой. Заточенные ножи легче разрезают дерн, получают меньше сопротивления при работе. К сожалению, многие сорняки имеют свойство прорастать даже из небольших частей. Фреза с полукруглой кромки наматывает траву на себя, поэтому ей может потребоваться очистка в процессе работы.

Для увеличения ширины обработки на многих моделях предусмотрена возможность установки дополнительных фрез. Некоторые производители выпускают навеску специально для своей техники, но также на рынке встречаются универсальные комплектующие, которые подходят к нескольким моделям разных брендов. При подборе такого оборудования нужно обращать внимание на форму и диаметр вала: он может быть цилиндрическим или в форме шестигранника.

Комплектующие

При выборе техники для вспашки важно обращать внимание на комплектацию. Про фрезы мы уже упомянули, чаще всего в стандартной комплектации их идет 2-3 пары. При покупке чаще всего идет сошник – это металлическая полоса, которая отмеряет глубину вспашки, она устанавливается сзади машины. Легкие модели чаще всего идут без сошника.

Защитные диски часто встречаются в стандартной комплектации, устанавливаются с каждой стороны от крайних фрез, главное назначение дисков – защита полезных растений от повреждений.

Использование плуга потребует установки грунтозацепов для увеличения тяги.

Плуг – самое распространенное навесное оборудование, он не входит в стандартный комплект и приобретается отдельно. Плуг изготавливается из металла и подвергается порошковой покраске. Этот сельскохозяйственный инструмент позволяет переворачивать большие пласты земли, насыщая почву кислородом.

На культиваторах среднего класса используется плуг-окучник с V-образным лемехом и двумя отвалами с двух сторон. Он предназначен для создания борозд под посадки. Плуг-рыхлитель применяется для нарезания грядок. Кроме того, к этому типу навесного оборудования относится картофелевыкапыватель – устройство с гребенкой для извлечения корнеплодов из земли. На тяжелые модели можно установить плуг для обработки целины, часто вместе с ним на колеса ставятся специальные утяжелители.

Для регулировки наклона на некоторых плугах используется специальный рычаг. Важно понимать, что для установки плуга потребуется сцепка, обычно этот крепежный элемент приобретается отдельно. Также для использования плуга потребуются колеса или грунтозацепы.

Транспортировочное колесо во время работы должно находиться в поднятом состоянии.

Транспортировочное колесо может располагаться спереди или сзади, иногда его устанавливают на сошник. Во время работы колесо можно фиксировать в поднятом состоянии при помощи пружины. Дополнительно на некоторые агрегаты можно установить колеса с грунтозацепами, они улучшают сцепление с землей и увеличивают тягловое усилие. Для установки грунтозацепов с рабочего вала убираются фрезы и ставятся специальные удлинители.

Если есть необходимость использования прицепов для перевозки грузов, подметальных насадок, косилок и снегоуборщиков, то лучше остановить выбор на мотоблоке, так как оборудования для вспашки среднего и даже тяжелого класса обычно не приспособлено для полноценного использования подобного оборудования.

Управляем с комфортом

Немаловажным фактором является управление. Все производители стараются выносить основные элементы управления ближе к оператору. Рукоятка имеет вид велосипедного руля и крепится к основной части устройства специальными гайками. На некоторых моделях эту гайку можно отворачивать рычагом, после чего появляется возможность изменить поворот рукоятки. Управляя таким образом оператор идет не за техникой, а рядом с ней, не затаптывая вспаханную землю.

Чаще всего перемещением техники и работой фрез оператор управляет с помощью курков на рукоятках. Если на технике предусмотрен задний ход, то на рукоятке имеется соответствующий рычаг. После прижатия его к ручке культиватор будет двигаться в обратном направлении. Иногда используются два рычага – на передний и задний ход, но эта система не лишена недостатков, так как всегда оператор может случайно зажать оба рычага, что приведет к увеличению нагрузки на трансмиссию.

Вывод:

При покупке культиватора важно определить задачи, которые будет выполнять техника. Если работа будет связана с обработкой небольших территорий, которые часто подвергались перекопке и вспашке, то лучше всего остановить выбор на легком или среднем культиваторе с червячным редуктором. Оборотистые легкие модели хорошо подойдут для рыхлой и песчаной почвы, из-за небольшого веса они не будут зарываться и буксовать. Обработка глинистой тяжелой почвы и целины потребует от техники большего усилия на выходном валу, поэтому для этих задач больше подойдут тяжелые агрегаты с цепным редуктором и бензиновым двигателем.

Ссылка на основную публикацию